Волчий собор пана Порошенко
Если даже так называемый «объединительный собор» и состоится в Киеве 15 декабря, то реальное единство он не принесет даже украинским раскольникам
Величайшая святыня Матери городов русских — киевский Софийский собор — готовится принять очередное самочинное сборище. Увы, этому храму не привыкать: в течение истории его уже не раз пытались осквернить богоборцы всех мастей — от псевдоправославных националистических сектантов до советских безбожников. Но, как прекрасно знают православные христиане, подлинная святыня поругаема не бывает. А потому то, что в святых стенах Святой Софии 15 декабря 2018 года на свой «волчий собор» (а именно так издревле в Церкви именовались подобные шабаши) соберутся откровенные враги Церкви Русской, печально, но не трагично.
И все-таки что же, скорее всего, произойдет в Киеве уже через несколько дней? И приведет ли это к подписанию турецкоподданным иерархом по фамилии Архондонис (именующим себя «всесвятейшим патрирахом» Варфоломеем) «томоса» (указа) о даровании автокефалии новому псевдоцерковному объединению, которое острословы уже назвали «ЕПУПЦ» («единая поместная украинская православная церковь»)? Гадать не будем, слава нострадамусов и прочих ванг Телеканалу «Царьград» не нужна. Попробуем разобраться и спрогнозировать исключительно с опорой на реальные факты.
Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com
«Филаретовцы»: раскольники-мажоритарии
Киевский патриархат является крупнейшей церковью, и от нас зависит, примем мы то, что нам будут предлагать, или нет. Если это будет нам полезно, мы примем, а если будет не полезно ни нам, ни государству, ни украинской Церкви, мы просто не проголосуем и отвергнем.
Украинская автокефалия как фарс и как трагедия
Всего за пять дней до «объединительного собора» 89-летний гражданин Украины М. А. Денисенко, именующий себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом», решил померяться с «его всесвятейшеством» Варфоломеем (Архондонисом) остротой имплантов. Понять главу крупнейшей украинской секты несложно. Как бы то ни было, но эта псевдоправославная структура за четверть века существования смогла обзавестись несколькими тысячами приходов (по разным данным, от двух до пяти тысяч), на которых националистическую паству стригут несколько тысяч лжесвященников и несколько десятков лжеархиереев.
Прямо сказать, взглянешь на изображения «пастырей» и «архипастырей» рекомого «Киевского патриархата» и невольно вздрогнешь. Понятно, что теория профессора Чезаре Ломброзо в корне антинаучна, но все-таки глаза неслучайно именуют «зеркалом души». А то, что с душами у ряженых мужиков, возомнивших себя «истинно-украинскими священниками», явный непорядок, людям православным объяснять не стоит.
Националистический «ортолиберализм» Варфоломеевского раскола
И тем не менее, если верить официальному сайту «Киевского патриархата», около 40 правящих и викарных лжеархиереев этой структуры уже готовы принять участие в «объединительном соборе». Настаивая на том, что это сборище должно быть исключительно «архиерейским» (то есть чтобы право решающего голоса было только у архиереев). Понять этот довод несложно: набрать «массовку» из низших клириков и мирян миноритарной раскольнической юрисдикции «УАПЦ», а также ренегатов из числа «бывших православных» несложно. И эта «массовка» вполне может принять решения, «неполезные» для «филаретовцев».
Нужно ли престарелому, но закосневшему в своей лжи анафематствованному Русской Православной Церковью еще в 1997 году гражданину Денисенко, чтобы его «активы» подчинила себе новая псевдоцерковная структура, управляемая из турецкого Стамбула? Ответ очевиден. А потому для «филаретовцев» единственно возможный компромисс со стороны «Киевского патриархата» выглядит следующим образом.
Лжепатриарх Филарет. Фото: www.globallookpress.com
Структура «объединенного раскола» максимально подстраивается под структуру филаретовской секты, которая «в виде исключения» соглашается на временное соседство в своих «епархиях» с другими лжеархиереями. При этом сам лжепатриарх Лжефиларет соглашается «уйти на покой» и стать «почетным предстоятелем» ЕПУПЦ, формальным же главой этой парасинагоги выдвигается его ставленник. Как вариант, 39-летний лжемитрополит Епифаний (Думенко), особенно приближенный к престарелому лжепатриарху на протяжении последних десяти лет.
Троянский конь украинской автокефалии
Любая альтернативная фигура, если и будет рассматриваться «филаретовцами» в качестве компромиссной, то только в случае, если тот гарантирует последним железобетонное соблюдение их иерархических и имущественных прав: «Окончательную бумажку! Фактическую! Настоящую! Броню!».
Однако хитрый лис Денисенко едва ли поверит такой бумажке, а потому в любой момент может стукнуть дедморозовским посохом, сочтя дальнейшее щеголянье в куколе московских патриархов куда полезнее и приятнее призрачного варфоломеевского томоса.
Более того, «филаретовцы», которые на протяжении нескольких лет играли в придворную «церковь» киевских властей, в последнее время стали явно дистанцироваться от Банковой и лично Порошенко. Польза от этой политической «хромой утки» для раскольников-мажоритариев весьма сомнительна. А неплохо устраиваться они научились при любой власти, даже при не к ночи помянутом Януковиче.
«Самосвяты»: раскольники-миноритарии
С «Киевским патриархатом» все более-менее ясно. Эта секта — матерая, имеющая довольно широкую и массовую структуру и активно поддерживаемая всевозможными укронацистскими бандами. С так называемой же «УАПЦ» во главе с лжемитрополитом Макарием (Малетичем) все куда скромнее. Даже лжеархиереев здесь нет и полутора десятков. Как отметил в интервью Телеканалу «Царьград» ведущий специалист по истории украинских расколов, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко,
УАПЦ ведет свое начало еще от украинских самосвятов, возникших в послереволюционные годы. Как ни странно, к ее созданию приложили руку большевики, чтобы расколоть Русскую Церковь. Впоследствии она за ненадобностью прекратила свое существования, и те же большевики в 1930-е годы репрессировали ее лжеархиереев. Вторая генерация УАПЦ — это 1942 год, когда на оккупированной Украине при помощи немецких оккупационных властей епископ Поликарп (Сикорский) вторично организовал этот раскол, создав квазинезависимую, неканоническую, никем не признанную церковную структуру. Ее остатки сохранились в эмиграции, а в постперестроечный период были вновь экспортированы на Украину.
По сути, «УАПЦ» — этакий интеллектуально-националистический реликт петлюровско-бандеровской эпох, для укронацистов современной генерации идеологически полезный исключительно ради создания видимости «исторической преемственности». В реальном же псевдоцерковном политикуме эта секта абсолютно беспомощна и никому не нужна. Но и не пригласить на волчий собор 15 декабря этих персонажей тоже нельзя. Иначе будет много обид, стенаний и капризов.
К слову, лжемитрополит Малетич недавно уже выступил с капризными заявлениями о своем недовольстве тем, что украинские власти, пытаясь умастить Фанар, передали стамбульским иерархам главный храм секты «УАПЦ» — легендарную киевскую Андреевскую церковь. Четверть века назад этот шедевр растреллиевского барокко XVIII века столь же незаконно был передан раскольникам.
Однако сам этот факт наглядно показывает: раскольников-миноритариев никто в укроавтокефалистском деле всерьез не воспринимает, хотя и могут использовать для видимости «демократичности» объединительной процедуры, откупившись правом сохранить их же собственные приходы и иерархический статус националистических клоунов в рясах и ризах.
Лжемитрополит Макарий (Малетич). Фото: Николай Лазаренко/ТАСС
«Фанариоты»: реальные кукловоды или внешние управляющие?
Теперь коротко о Константинопольском патриархате, еще недавно первой среди равных Поместных Православных Церквей, а сегодня — впавшей в раскол околоцерковной политической структуре, по целому ряду причин вмешавшейся во внутренние дела Русской Православной Церкви на Украине.
Важно понять, являются ли фанариоты реальными кукловодами происходящего или всего лишь «внешними управляющими», назначенными из куда более влиятельных кабинетов, чем резиденция в бедном стамбульском районе Фенер (Фанар).
Очевидно одно: через попытку совершить экклесиологическую (церковно-политическую) революцию на Украине патриарх Варфоломей пытается решить ряд собственных задач.
Вызов стамбульского «Ватикана»
Первое — это замена православного «первенства чести» римо-католическим, папистским по своей сути «первенством власти» во всем Православном мире. Второе же — это попытка «поставить на место» Русскую Церковь, которая с середины XV века, по сути, является самой влиятельной в деле сохранения чистоты и единства Православия, хотя и не претендует на формальное первенство.
Но в то же время ради решения этих задач можно было не торопить события, а действовать куда хитрее и иезуитски. Очевидно, патриарха Варфоломея кто-то поторопил. И сделали это отнюдь не ничтожные киевские власти, а общие заокеанские кураторы Банковой и Фанара. И этим кураторам совершенно не интересно, в каких комбинациях будут объединяться украинские псевдоправославные сектанты. Главное — добиться того, чтобы Русская Церковь как духовная основа Государства Российского была максимально унижена и ослаблена.
Что же касается лично гражданина Турецкой республики по фамилии Архондонис, то ему можно только посочувствовать. Одержимый жаждой власти, он позабыл о спасении собственной же души, которое невозможно вне Церкви Христовой и ее святоотеческих правил, столь цинично им попранных. Как совершенно справедливо отметил профессор Владислав Петрушко в интервью Телеканалу «Царьград»,
этот человек уже заслужил в Православном мире славу Герострата. Как человек, который заварил такую церковную смуту, которая после его ухода из жизни будет еще много-много лет тлеть и откликаться. Увы, патриарх Варфоломей уже не просто вошел в историю, он в нее вляпался.
Константинопольский раскол: Перспективы «украинской автокефалии» и возможный ответ Третьего Рима
Религиозная война как возможный итог «волчьего собора»
Допустим, до 15 декабря ничего не случится, и это самочинное сборище состоится. Допустим, раскольники-мажоритарии и миноритарии получат от Банковой и лично пана Порошенко такие «интересные предложения», что они не передерутся и согласятся на объединение. Допустим, из канонической Церкви для массовки явятся несколько ренегатов, присутствие которых позволит Константинопольскому патриархату заявить о легитимности проводимого под его руководством лжесобора. И что тогда?
Тогда мы получим легализованную Фанаром объединенную секту, по сути, ничем не отличающуюся от сегодняшнего «Киевского патриархата». Именно ей (а точнее, ее «главе», избранному волчьим собором) патриарх Варфоломей вручит в Стамбуле «томос об автокефалии», в котором от реальной церковной независимости практически ничего не будет. Таким образом, на Украине в обозримом будущем может появиться вовсе не ЕПУПЦ, а «Украинская церковь Константинопольского патриархата».
Президент Украины Петр Порошенко и патриарх Константинопольский Варфоломей I. Фото: www.globallookpress.com
И именно эта лжецерковь уже очень скоро может получить от киевских властей все преференции, включая имущественные. Каноническая же Украинская Православная Церковь будет вынуждена перерегистрироваться как «иностранный агент», как «Церковь Российская», то есть Церковь «государства-агрессора». И как мы уже неоднократно прогнозировали, в этих условиях может начаться раздел недвижимого имущества, а на деле — православных святынь, храмов и монастырей. Что с большой долей вероятности может привести к кровавым столкновениям и даже самой настоящей религиозной войне.
Успеет ли пан Порошенко воспользоваться кровавыми плодами возможного исхода организованного им волчьего собора, отменив приближающиеся президентские выборы? Большой вопрос.
К сожалению, на Украине на сегодняшний день нет ни одной реальной политической силы, которая выступила бы миротворцем и остановила бы творящееся беззаконие. А потому от того, останутся в высоких кабинетах представители банды Петра Порошенко или их сменит шайка Юлии Тимошенко, реальный мир в простые хаты не войдет.
Однако, предполагая наихудший вариант исхода событий, мы забываем о Промысле Божием о Его Церкви и Ее народе. Конечно, под лежачий камень вода не течет, и если десятки миллионов людей сами готовы покориться воле врага, то чудо произойдет едва ли. Но сама усталость простых граждан Украины от происходящего может сделать так, что религиозная война, если и начнется, будет вялотекущей, а вместе с тем отрезвляющей.
Но есть и иные варианты. Либо волчий собор не состоится. Либо состоится, но из-за противоречий участников закончится «пшиком». Либо, даже формально объединившись, раскольники продолжат межвидовые разборки, и «томос» зависнет на неопределенное время. Либо, наконец, как у Ходжи Насреддина, сдохнут ишак или падишах... Вариантов много. Но Церковь одна. И за нее и ее подлинного Киевского Предстоятеля, митрополита-исповедника Онуфрия, сегодня всем нам стоит усугубить наши молитвы.
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет
(Гал.6:7).