Троянский конь украинской автокефалии
Политический проект украинской автокефализации давно зашел в тупик, но остановить этот процесс практически некому
Петр Порошенко своевольно назначил «объединительный собор» украинских автокефалистов на 15 декабря 2018 года. Большой вопрос, удастся ли вообще провести это самочинное сборище украинских псевдоправославных сектантов, раскольников и националистов всех мастей, единственной объединяющей идеей для которых является русофобия и ненависть к Московскому Патриархату. Тем не менее суета вокруг потенциального «волчьего собора» (а именно так в церковной истории издревле именовались подобные мероприятия) вновь активизировалась.
Только за последние дни в отделения украинских спецслужб (СБУ) были вызваны десятки клириков канонической Украинской Православной Церкви (самоуправляемой, но неотъемлемой части Московского Патриархата).
Фото: www.globallookpress.com
Тем не менее, несмотря на колоссальное антицерковное давление, до сих пор ни одна из православных епархий Украины не поддержала автокефалистские инициативы, более того, не выразила желание принять участие в «объединительном соборе» даже в качестве «наблюдателей».
Зима уж близится, а «томоса» все нет
А между тем со стороны курирующего данный процесс Константинопольского патриархата (Фанара) уже появляются сигналы, что даже в случае успешного проведения лжесобора в реальности никакой церковной независимости «объединенным раскольникам» даровано не будет. Как вариант, появится очередная зависимая от Фанара квазицерковная структура.
Разобраться в этих хитросплетениях киевского и стамбульского околорелигиозного политикума Телеканалу «Царьград» помог ведущий специалист по истории украинских расколов, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко.
В. Петрушко. Фото: Телеканал «Царьград»
Раскольничий «волчий собор»: быть или не быть?
Царьград: Владислав Игоревич, дата раскольнического «объединительного собора» озвучена: 15 декабря. Однако озвучил ее не патриарх Варфоломей и не «легализованные» им несколько месяцев назад лидеры украинских раскольников, лжепатриарх Филарет или лжемитрополит Макарий, но Петр Порошенко. О чем говорит сам этот факт? И, на Ваш взгляд, состоится ли что-то 15 числа сего месяца?
Профессор Владислав Петрушко: Как говорится, по ушам узнают осла, а по когтям — льва. То есть Порошенко в данном случае сам себя выдает как человек, который стоит за происходящим грубым вмешательством в церковную жизнь Украины. Как человек, который с очевидностью надеется на то, что его политический ресурс позволит ему обеспечить выполнение обещанного в указанные сроки.
При этом мы видим, что та антицерковная кампания, которая сегодня развернута на Украине, складывается в одну схему. Все эти действия СБУ в отношении православных иерархов и рядовых клириков, обыски, попытки шантажа, описи и даже изъятия церковного имущества (прежде всего Киево-Печерской и Почаевской Лавр) и так далее. То есть иерархов канонической Церкви пытаются, как говорится, дожать и заставить участвовать в этом лжесоборе. Может быть, не всех, но хотя бы самых слабых, самых податливых. И мы видим, что в отношении некоторых из них предпринимаются все более жесткие действия.
«Обманули сами себя украинцы»: Церковный историк о коварстве Константинополя и зависимости «автокефалии»
Тем не менее я не думаю, что к 15 декабря даже при таких активных действиях реально что-либо успеть сделать. Во-первых, Константинополь, Фанар еще ничего не озвучил. По сути, названная дата исходит исключительно от светской власти, власть же церковная (если, конечно, таковой можно считать Фанар) пока молчит. Хотя именно она, по логике сторонников украинской автокефализации, должна это санкционировать.
Ц.: И с другой стороны мы видим консолидированную позицию канонической Украинской Православной Церкви?
Профессор Петрушко: Именно так. Консолидированные действия наших православных иерархов. Да, может быть, несколько человек в итоге подчинятся насилию, этого нельзя исключать. Но, похоже, абсолютное большинство иерархов сегодня даже не просто проявляют мужество в ответ на беспрецедентное давление, но демонстрируют ответное сопротивление, консолидированное противодействие попыткам сломать Церковь «через колено».
Нужно сказать, что это — нормальная, естественная реакция Церкви. И здесь можно вспомнить периоды антицерковных гонений как древней, так и новейшей церковной истории, в которых Церковь не только выстояла, но и укрепилась. Так что я не думаю, что наши православные иерархи, наше духовенство и верующие капитулируют к 15 декабря настолько, чтобы Порошенко смог реализовать свою затею.
Фото: www.globallookpress.com
Ц.: Допустим, сроки вновь будут сдвинуты. Не 15, так 25 декабря, не декабрь 2018-го, так январь следующего года. И в итоге что-то подобное происходит, не собор, конечно же, а политический съезд раскольников, для массовки дополненный некоторым количеством дрогнувших православных клириков. Что это событие может значить для Фанара? Каковыми могут быть его дальнейшие действия?
Профессор Петрушко: Во-первых, тон на этом мероприятии, очевидно, будут задавать раскольники, которых Фанар в сентябре принял в общение. И это уже будет реальное соучастие Константинополя в делах раскольников. Конечно, это «объединение» (если, конечно, оно произойдет) еще сильнее затруднит уврачевание проблемы украинского раскола, перспектива же примирения между Москвой и Константинополем будет отодвинута куда-то очень-очень далеко. Потому что, повторюсь, в этом случае Фанар продемонстрирует всему миру уже не просто намерения, но реальные действия, связанные с участием в расколе.
Вызов Русской Церкви: мученической и… воинствующей
Более того, это еще более драматично скажется на межправославных отношениях во всем Православном мире, среди всех Поместных Церквей, большинство из которых сейчас стараются все-таки хранить молчание и придерживаться нейтралитета. С этого же момента им придется определиться, с кем быть. Потому что с этого момента станет очевидным, что Константинопольский патриархат не просто пытается преодолеть украинский раскол, но действует с раскольниками заодно, что неизбежно выразится в совместных богослужениях константинопольских иерархов с украинскими раскольниками.
Ц.: И именно это должно будет стать «моментом истины» для большинства Поместных Церквей?
Профессор Петрушко: Да, но не только это. С одной стороны, это поставит иерархов других Церквей перед перспективой сослужения с раскольниками, а соответственно, перед перспективой разрыва канонического общения с Русской Православной Церковью. Но есть еще один немаловажный момент, на котором хотелось бы остановиться особо. Поскольку это касается не только разделений между отдельными Поместными Церквами, но самой канонической архитектуры Православного мира.
«Варфоломейкина грамота» для Православного мира
Патриарх Варфоломей. Фото: www.globallookpress.com
Ц.: Судя по всему, Вы имеете в виду «Устав», который опубликовало украинское издание «Вести», и в котором само понятие «автокефалия» подвергается серьезной ревизии?
Профессор Петрушко: Именно. И если этот «Устав» действительно исходит от Фанара, то перед всеми Поместными Церквами встанет вопрос, что вообще подразумевать под «автокефалией» в том случае, если ты останешься в каноническом единстве с Константинополем. Поясню. То, что сейчас Фанар пытается трактовать как «автокефалию украинской церкви», фактически таковой не является. Это не тянет даже на статус автономной Церкви. Это намного меньше, чем сейчас имеет Украинская Православная Церковь в рамках Московского Патриархата.
То есть, по сути, все Поместные Церкви окажутся перед перспективой рано или поздно прийти к такому статусу. Их могут обязать получать миро (великая святыня, используемое в Таинствах священное масло, освящающееся только при участии Предстоятеля автокефальной Церкви — ред.) из Константинополя, поминать в качестве Первоиерарха Константинопольского патриарха, признавать неким ключевым арбитром, апелляционной инстанцией, апелляционным судом по церковным вопросам. И эту восточно-папистскую модель, как мне кажется, Фанар попытается транслировать на все православное сообщество через Украину.
Вызов стамбульского «Ватикана»
Ц.: В этом контексте сомнительно даже и то, что такая «автокефалия» будет привлекательна для сектантов-филаретовцев. Как-никак, у так называемого «Киевского патриархата» уже есть сложившаяся структура с приносящими реальные доходы «приходами». Зачем им подчиняться каким-то варягам с Фанара?
Профессор Петрушко: Более того, Порошенко и иже с ним уже показали себя не с лучшей стороны даже перед украинским националистическим сообществом. Они будут просто по-идиотски выглядеть, когда такого рода «автокефалия» будет получена. Единственное, чем они смогут отговариваться, — это то, что такая «церковь» будет абсолютно оторвана от Москвы. Но я уверен, что даже для Порошенко издержек от реализации такого проекта будет гораздо больше, чем «дивидендов». И в итоге его рейтинг не только не поднимется, но, наоборот, упадет по сравнению с нынешним.
Что же касается лжепатриарха Филарета (Денисенко), то в случае получения подобного «Устава» от Константинополя он может просто отказаться от участия в этом сборище и объявить, что сохраняет свой «Киевский патриархат» в прежнем виде. Напомню, 10 лет назад Ющенко уже предлагал ему пойти на поклон в Константинополь, и тогда Денисенко ответил, что не для того становился «Киевским патриархом», чтобы опять вернуться к статусу митрополита, зависимого от Фанара. Он желает быть независимым.
Фото: www.globallookpress.com
Есть ли выход из автокефалистского тупика?
Ц.: Но как в складывающейся ситуации вести себя христианам, верным канонической Церкви? К чему нужно быть готовыми?
Профессор Петрушко: К сожалению, прогнозы неутешительные. Попытки перераспределения имущества религиозных организаций не в пользу канонической Церкви, скорее всего, произойдут, и о них уже было заявлено. Так, в Почаеве власти анонсировали возможность передачи части помещений Свято-Успенской Почаевской лавры иной юрисдикции. Как вариант, могут вспомнить о распоряжениях четвертьвековой давности по поводу поочередного служения в одном и том же храме или монастыре представителей канонической Церкви и раскольников (в 1990-х так пытались «примирить» общины униатов и православных на Западной Украине). Думаю, на этой почве вполне возможны и какие-то серьезные столкновения.
Митрополит Климент (Капалин): «Главная причина исторического беспамятства – забвение Бога»
Конечно, нам из Москвы легко об этом говорить, но важно понимать самое главное. Если прямо сейчас, в эти самые дни православные украинцы не засвидетельствуют перед лицом властей, что они — достаточно крупная, серьезная сила, с которой просто невозможно не считаться, если они не возвысят свой голос, не сплотятся, не выразят свою волю, то тогда, конечно, всех дожмут и потихоньку все отберут.
И в этой связи можно вспомнить грандиозный крестный ход, который прошел по Украине летом этого года и который так напугал Порошенко и его режим. Вспомните, сколько тогда грязи было вылито, сколько было попыток воспрепятствовать этому. Но не получилось, и впечатление было произведено поистине колоссальное. И если сейчас будет явлено аналогичное волеизъявление народа православного, его решимость отстаивать свои права, свои святыни, тогда, я думаю, власти просто побоятся каких-то насильственных акций.
Ну а если кровь прольется, то она будет всецело на совести Порошенко, Варфоломея и иже с ними. Но я искренне надеюсь, что если даже не по соображениям совести, то хотя бы из опасения перед западным сообществом показаться какими-то людоедами они остерегутся крайних форм обострения.
Фото: www.globallookpress.com
Ц.: А что касается Православного мира, которому все яснее становятся папистские планы патриарха Варфоломея, возможно ли консолидированное противостояние Фанару со стороны Поместных Церквей?
Профессор Петрушко: Прежде всего мы должны сформулировать внятные вопросы, которые стоило бы вынести на гипотетическое всеправославное совещание. И, собственно, стимулировать Поместные Церкви к тому, чтобы все-таки его провести. Конечно, прежде всего это способ обретения автокефалии. Это и вопрос создания общеправославных институтов, к примеру, «Синода Предстоятелей», который бы регулярно собирался и решал наиболее наболевшие проблемы. И, конечно, это вопросы кодификации православного канонического права.
Константинопольский раскол: Перспективы «украинской автокефалии» и возможный ответ Третьего Рима
Ну и прежде всего это, конечно, вопрос о прерогативах самого Константинополя по отношению к другим Поместным Церквам. В нынешней ситуации это должно заинтересовать все Поместные Церкви. Поскольку перед ними, как я уже сказал, тоже возникает перспектива попыток давления с целью подчинения их церковного суверенитета власти Константинопольского патриарха. И эта опасность вполне реальна.
Что же касается лично патриарха Варфоломея, то этот человек уже заслужил в Православном мире славу Герострата. Как человек, заваривший такую церковную смуту, которая и после его ухода из жизни будет еще много-много лет тлеть и откликаться.
Увы, патриарх Варфоломей уже не просто вошел в историю, он в нее вляпался.