Путин дал шанс Ципрасу
7 декабря впервые после высылки дипломатов из Греции состоялась встреча Владимира Путина и греческого премьера Алексиса Ципраса. Можно ли говорить о преодолении «шпионского» скандала, когда Британия и США продолжают давить на греческое руководство?
В предыдущий раз греческий премьер Алексис Ципрас приезжал в Москву в 2015 году - просил денег в надежде спасти страну от гигантского долга. Намекал на поддержку продления тогда еще не существовавшего «Турецкого потока» в Европу. Памятуя о «предательстве» Болгарии, которая под давлением Еврокомиссии заблокировала «Южный поток», Владимир Путин не поверил обещаниям Алексиса Ципраса. В пяти миллиардах долларов, которые формально должны были пойти на продление «Турецкого потока», но на деле - на погашение греческого долга, Афинам отказали.
С тех пор многое изменилось. Греческое правительство все активнее стало завязываться на «спасающих» его от кризиса Брюссель и МВФ (читай Вашингтон). Но один вопрос все еще «подвисает в воздухе»: сможет ли Греция добиться гарантий Еврокомиссии на продление «Турецкого потока»? Время поджимает, потому что совсем недавно Путин и Реджеп Тайип Эрдоган завершили прокладку морского участка газопровода.
Греческо-российский дипскандал руками США
Необходимость поиска ответа на этот срочный вопрос и заставил две страны организовать встречу в самый худший период греческо-российских отношений на современном этапе. Летом разразился шпионский скандал, и из Греции выслали двух российских дипломатов. На святую гору Афон начали ограничивать доступ русским православным священникам, обзывая их «шпионами в рясах». Греки начали обвинять Россию во вмешательстве в политические процессы в их стране и Европе, в подкупе чиновников, в попытках русских хакеров отговорить македонцев от переименования их страны в Республику Северная Македония, чего добивается Греция. Негативную лепту в этот кризис привнесла и позиция греческой Константинопольской Православной Церкви, которая поддержала предоставление автокефалии Украине.
Алексис Ципрас. Фото: www.kremlin.ru
Обострение отношений между Россией и Грецией было не продуктом самостоятельного решения правительства Ципраса, а следствием планомерного и растущего давления британских и американских спецслужб. В авангарде попыток втянуть Афины в конфликт с единоверцами стоял посол США и специалист по «майданным технологиям» Джеффри Пайетт. Американский дипломат, имеющий в активе госпереворот в Киеве, промывал мозги грекам о ненадежности России как энергетического партнера, который якобы 55 раз «приостанавливал поставку газа» в ЕС.
Греция хоронит российские нефтегазовые проекты в угоду США
Вместо русского газа Пайетт предлагает грекам американский СПГ. Выступая на энергетической конференции в мае, он с гордостью сказал, что Греция станет третьим импортером СПГ из США. Кстати говоря, один из СПГ-терминалов для приема американского газа строится в Александруполисе. В октябре министр обороны Греции Панос Камменос предложил Пентагону построить здесь и на островах в Эгейском море новые военные базы. Напомним, Александруполис был конечной точкой планировавшегося в середине 2000-х нефтепровода из Болгарии (Бургас — Александруполис) для экспорта российского газа в обход Босфора.
Integrity Initiative и «поддержка» Ми-6
Опубликованные недавно хакерской группой Anonymous документы являются дополнительным подтверждением внешнего участия в российско-греческом кризисе. Созданная британской МИ-6 агентурная сеть Integrity Initiative активно внедрялась во все сферы греческого общества. Цель – включить массовую антироссийскую пропаганду в СМИ, науку, политику и культуру, пока «Греция окончательно не стала российской». Греческий кластер, состоящий из 11 агентов, курирует некая Сисси Алонистиотоу. Она создала спецпроект для журналистов, которые должны продвигать повестку о вреде дружбы Греции с Россией, «российской угрозе» и вмешательстве Кремля в европейские выборы.
Парламент Греции. Фото: Jekatarinka/shutterstock.com
Марионетку Ми-6 и связанного с НАТО другого лидера этой сети Деспину Афантоули беспокоит, что «молодежь в Греции крайне увлечена демонстрацией власти Путина». Одной из главных целей Ми-6 является российский бизнесмен с греческими корнями Иван Саввиди. Integrity Initiative считает его «угрозой» и проводит кампании по дискредитации Саввиди, который продвигает русский язык в Греции и сохранение православных связей Греции с Россией. Подробности о греческой спецоперации британской разведки читайте в спецпроекте Царьграда.
Греции снова нужна Россия
Дипломатический скандал преодолен?
Несмотря на тиски США и Британии, в которых находится руководство Греции, оно не может разом перечеркнуть историческую память, которую хранят греки о России. Достаточно сказать, что независимостью от Османской империи греки обязаны русским генералам, а первым президентом Греции стал бывший замминистра иностранных дел России Иван Антонович Каподистрия. Перед встречей с Путиным Ципрас возложил цветы к Могиле Неизвестного Солдата, которая является еще одним напоминанием о роли России в независимости Греции, от фашистской Италии и Германии.
После переговоров Ципраса и Путина в определенной степени можно говорить о том, что дипломатический скандал был преодолен.
«Надеюсь, что эта страница действительно перевернута», - сказал Путин. Ципрас сравнил кризис с временной непогодой:
Дождливый день летом не значит, что не было лета. Пока я буду премьер-министром, подобные вопросы не будут решаться под давлением третьих стран. Но одиночные случаи нас беспокоят, и мы должны передавать такого рода послания! Я рад, что этот вопрос решился.
Как член НАТО и ЕС, Греция остается связанной евроатлантическими путами, но Ципрас дал понять, что он намерен играть «роль мостика» между Европой и Россией. Греческий премьер напомнил, что его страна в марте выступила против желания стран ЕС выслать российских дипломатов из-за «дела Скрипалей».
А. Ципрас и В. Путин. Фото: www.kremlin.ru
190 лет дипотношениям между Россией и Грецией: История бескорыстия и предательства
О конкретных договоренностях лидеры двух стран не говорили, но исключать «джентльменских соглашений» не стоит. Греция очень рассчитывает на инвестиции в инфраструктуру, сельское хозяйство, порты и промышленность. Со своей стороны, Афины могут пролоббировать продление «Турецкого потока» в Брюсселе, о чем Ципрас публично заявлял в октябре. Путин сказал, что «вполне вероятно», что одна из ниток «Турецкого потока» пойдет через Грецию.
В июне прошлого года «Газпром» уже подписал соглашение с греческой «ДЕПА» и итальянской «Эдисон» о реализации проекта. Если Афины сумеют выстоять под давлением Брюсселя и Вашингтона и возьмут на себя обязательства, как это сделали немцы с «Северным потоком-2», Москва может смело вкладывать средства в греческую экономику.
Предвыборная кампания Ципраса
Греческий политолог и публицист Афанасий Авгеринос настроен скептично и связывает визит Ципраса в Москву с его предвыборной кампанией.
Ципрас готовится к досрочным выборам, которые могут быть объявлены в любой момент до мая 2019 г. Дальше его хрупкое большинство в парламенте вряд ли протянет. Все греческие политики последних десятилетий старались иметь нормальные связи с Кремлём и конкретно с Путиным, потому что для греческих избирателей нет в мире более популярного политического деятеля, чем Путин, нет другой глубокой подсознательной надежды, чем Москва,
- рассказал Авгеринос в беседе с Царьградом.
При этом греческий журналист допустил возможность прогресса в отношениях между Афинами и Москвой:
Между подконтрольной Грецией и окруженной русофобией Россией пока нет реальных возможностей динамично развивать и углублять отношения в нынешних условиях, за исключением нормализации дипотношений и некоторых малых, туристических, культурных и бизнес-проектов. Об этих немногих прагматичных вещах и договорились Путин и Ципрас, хотя надежды, планы и обещания, особенно с греческой стороны - целая гора. Небольшой прогресс, по сравнению с летней дипломатической перепалкой и взаимными обвинениями, уже очень хороший результат. Над всем остальным надо работать, чтобы условия и ограничения менялись.
Пригласив Ципраса в Кремль, Путин оставил открытым «окно возможностей» в российско-греческих отношениях. Эти возможности могут очень быстро перейти в конкретные и серьезные действия. И исключать такой сценарий, особенно в тот момент, когда Евросоюз слабеет под натиском популистов, а трансатлантическая солидарность дает новые трещины, недальновидно.