Почему сербы выступили против своего президента
К массовым выступлениям жителей Белграда присоединились другие города Сербии. Совсем недавно с триумфом выбранный президент Александр Вучич оказался на грани потери власти. Царьград рассказывает, почему в дружественной стране стало так неспокойно
Протесты президента Вучича
В столице Сербии Белграде продолжаются многотысячные манифестации. Протестующие сербы требуют снятия государственного контроля над СМИ, справедливого расследования нападений на лидеров оппозиции, а наиболее радикальные — отставки президента Александра Вучича, каких-то полтора год назад триумфально получившего главный пост в стране.
Спусковым крючком для протестов стало нападение на одного из оппозиционных лидеров Борислава Стефановича (партия «Левица»). В ноябре Стефановичу разбили голову. Причём случилось это после агрессивного публичного «наезда» на политика со стороны президента. Полиция вроде бы задержала подозреваемых, однако это не спасло власть от обвинений в политическом насилии. Оппозиция обвиняет Вучича в том, что распоряжение об этом нападении было отдано его, президента, окружением.
Часть демонстрантов одета в жёлтые жилеты, как во Франции.
Кто придумал «желтые жилеты»: Франция бунтует третью неделю
Президент Сербии Александр Вучич не нашёл ничего умнее, чем подлить масла в огонь. Он заявил, что не выполнит требования демонстрантов, даже если их будет пять миллионов. В стране, где всего семь миллионов жителей, вывести столько народа на улицы действительно невозможно, однако президент (а также подконтрольные ему СМИ, «насчитавшие» на забитых народом улицах буквально несколько демонстрантов) подарил оппонентам отличный лозунг «Давайте посчитаемся», который хорошо дополняет более традиционное утверждение «Вучич — вор!». Тем более что у окружения господина Вучича действительно есть что считать.
Популярный в Сербии актёр Бранислав Трифунович заявил:
Когда нас спрашивают, кто устраивает протесты, надо отвечать: Вучич.
А белградцы не без оснований опасаются, что Вучич готов за их спинами признать независимость Республики Косово.
Александр Вучич. Фото: www.globallookpress.com
Что же это за демон такой, Александр Вучич?
Президент нового поколения
Вучичу сейчас 48 лет. Это первый глава Сербии, не связанный с коммунистическим прошлым. Начинал в Сербской радикальной партии — националистической организации, выступавшей не только против признания Косово, но и за создание Великой Сербии, включающей также Черногорию и сербские районы остальных государств бывшей Югославии.
Наигравшись в радикализм, Вучич вслед за Томиславом Николичем перешёл в Прогрессивную партию, отказавшись от наиболее резких лозунгов. Прогрессисты быстро пришли к власти, заодно установив межпартийную дружбу с «Единой Россией».
В 2014 году Вучич занял пост премьер-министра, а 2 апреля 2017 года выиграл президентские выборы: непопулярный президент Николич любезно уступил ему место, отказавшись от попыток сохранить свой пост.
В отличие от путаника Николича, который изображал из себя националиста особенно долго, практичный Вучич пришёл к власти уже как ярко выраженный западник, сторонник национального примирения. 55,1% в первом туре — для раздираемой страстями Сербии это было много. И вот всего полтора года спустя нация откровенно указывает ему на дверь.
Новый президент Сербии открывает эпоху нестабильности
Подарок для мусульман
«Большинство граждан проголосовали за европейский путь Сербии при сохранении традиционной дружбы с Россией», — заявил при избрании Вучич. Психиатры уже тогда насторожились: это был ещё не «нацистский путь при сохранении дружбы с СССР», но движение в соответствующем направлении. Чавесовски-пиночетовские замашки Вучича, его стремление казаться рубахой-парнем, другом всех вокруг вызывали недоумение с самого начала, но, похоже, он искренне хочет работать в режиме «и нашим, и вашим», получая и западную, и русскую поддержку. Он встретился с главой Косово, независимость которого ни Сербия, ни Россия не признают, обсудил «накопившиеся проблемы» и в очередной раз заявил о намерении вступить в Евросоюз. Не подчёркивая, что для этого в обязательном порядке придётся признать Косово, и что, вступив в ЕС, Сербия автоматически присоединится ко всему спектру антирусских санкций.
29 декабря 2018 года, Сербия, Белград. Протестующие в центре Белграда. Это была третья суббота подряд, когда демонстранты вышли на улицы столицы Сербии. Фото: www.globallookpress.com
Если позавчерашний пламенный националист, а ныне политическая проститутка со стажем Вучич останется у власти, такой сценарий будет наиболее вероятным. Мусульмане, когда-то запущенные на Балканы католиками для борьбы с восточным христианством (вспомните историю падения Царьграда в 1453 году), потихоньку прибирают к рукам всё новые и новые земли. Вслед за Косово от Сербии отделят Буяновац и Прешево — на них тоже претендуют албанцы.
Отбиваясь от «понаехавших» внутри собственных стран, западные демократии пытаются устроить для них некое европейское гетто на Балканах. Судьба южных славян их при этом, понятное дело, интересует не больше, чем во время многочисленных русско-турецких войн, когда христианнейшие Франция и Великобритания всеми силами поддерживали Стамбул.
Александр Вучич для них — подарок судьбы.
Что там на Балканах? Вучич против сербского мира
Выборы и враньё
Единственное, чем президент готов сейчас ответить своим гражданам, — это проведение досрочных парламентских выборов. Очередные выборы должны состояться в 2020 году, но Вучич, пользуясь кризисом, хочет сделать это раньше. В самом деле, его Сербская прогрессивная партия имела перед началом протестов запредельный рейтинг в 53%, тогда как конкуренты были раздроблены. И чем раньше пройдут выборы, тем больше наберёт правящая партия. К тому же она контролирует все основные СМИ в стране.
«Журналисты» Вучича старательно проигнорировали первые митинги, указав в своих выпусках, что на улицы вышли лишь несколько сотен человек. Белград — не такой большой город, да и Сербия — маленькая страна, так что столь откровенное враньё вызвало ярость в обществе. Неудивительно, что у протестующих столько лозунгов, требующих свободы СМИ.
Сейчас это очень больная для Сербии тема, и дело вполне может дойти, например, до штурма телецентра. Кстати, когда у его дверей стало неспокойно, тележурналисты внезапно вспомнили арифметику и стали адекватно оценивать число протестующих. Это живо напомнило сцену в корчме на литовской границе у Пушкина в «Борисе Годунове», когда подзабывший грамоту отец Варлаам, как дело до петли дошло, всё-таки прочёл по складам царский указ.
Сербия не дала «вырвать себе сердце»
Кстати, причины вранья сербских СМИ очевидны: как раз с конца 2018 года США собрались начать «развитие у граждан Сербии навыков ориентации в сложном и многообразном медиапространстве, чтобы они могли эффективно участвовать в экономической, общественной и политической жизни современного общества». Это инициированный Правительственным агентством США по международному развитию (USAID) проект, призванный установить американский контроль над сербскими СМИ. Для правительства страны это означает вливание дополнительных средств на поддержку прозападных взглядов, то есть взглядов господина Вучича. Для населения — полную ликвидацию возможности выражения альтернативных, то есть прорусских взглядов.
И здесь вырисовывается главная задача России в сербском конфликте — не дать Западу перехватить протестную повестку. Пять лет назад Кремль уже потерял Украину, когда до последнего продолжил поддерживать бездарный режим Виктора Януковича, и антикоррупционные лозунги постепенно сменились антироссийскими. Сейчас, с учётом прошлых ошибок, мы должны через средства массовой информации доносить до сербского народа свой взгляд, свою поддержку. А через дипломатические каналы — дать понять Вучичу, что никаких вариантов, кроме строжайшего соблюдения собственной Конституции (в том числе в части территориальной целостности страны), у него просто нет.
* * *
Россия вернёт Косово братьям-сербам
Впрочем, Александр, всеобщий друг, сын двух «ангелов» Ангелины и Анджелко, совершенно не выглядит напуганным. Следующая акция пройдёт 5 января, потом — 16 января, в годовщину убийства ещё одного оппозиционера Оливера Ивановича. И такое расписание — это хороший знак для власти. Когда люди действительно хотят скинуть президента, они протестуют не по расписанию с перерывом на обед, а по-настоящему, от души, наплевав на работу и спортзал.
Что до оппозиции, то ей нужны более чёткие лозунги (на «Вучич — вор!» далеко не уедешь, хотя обвинение и выглядит справедливым), самоорганизация и, главное, понимание своих реальных целей. Одно дело просто удержать действующего президента от гибельных для страны решений, другое — лишить его власти и судить за коррупцию. Тут мы давать советы не вправе, это внутреннее дело Сербии. Надеемся лишь, что противостояние завершится без крови, а принятые решения будут решениями сербского народа, а не кучки политиков с излишне гибкими позвоночниками.