Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Памяти Геннадия Гагулии. Чем запомнится премьер Абхазии
Геннадий Гагулия. Фото: Максим Григорьев/ТАСС
В мире

Памяти Геннадия Гагулии. Чем запомнится премьер Абхазии

Неожиданная гибель руководителя абхазского правительства породила множество слухов и подозрений – особенно на фоне недавнего убийства главы ДНР. Гагулию многие не любили, и было за что: в отличие от многих других высокопоставленных абхазских деятелей, он действительно работал на экономическую независимость своей родины.

Вечером 8 сентября 2018 года, возвращаясь на автомобиле из Сочи на место работы, на территории своего родного Гудаутского района погиб премьер-министр Абхазии Геннадий Гагулия. Примерно в 23 часа по московскому времени его кортеж попал в ДТП: позже поступила информация о задержании водителя автомобиля, столкнувшегося с машиной Гагулии. Гагулия скончался по пути в больницу. Его водитель и охранник доставлены в больницу в тяжелом состоянии; что с виновником аварии, который передвигался на ВАЗ-21099, не сообщается, но в его крови вроде бы найдены следы наркотиков – обычное дело в тех местах.

Эта неожиданная смерть едва ли перевернет баланс сил в регионе – все же Геннадию Леонидовичу было уже 70 лет, – но на фоне недавней гибели главы Донецкой народной республики Александра Захарченко трагедия в Абхазии воспринимается особенно остро. Стоит, впрочем, отметить нелепость реакции на нее ряда СМИ. Скажем, идиотский заголовок в украинском издании «Диалог» гласит: «Кремль «подчищает» элиту в непризнанных республиках: вслед за Захарченко «убили» премьера оккупированной Абхазии Гагулию».

Чушь, конечно, несусветная: Абхазию вообще никто не оккупировал (она самостоятельно добилась фактической независимости в далеком 1992 году). И, конечно, ни у кого за рубежом – по большому счету даже у Грузии – не было серьезных оснований убирать Гагулию. Внутри страны у определенных сил имеется очень большой зуб на него, но вероятность того, что перед нами убийство, мы оцениваем как весьма низкую. Особенно с учетом качества дорог на Кавказе и местной манеры вождения.

Два отъезда, два премьерства

Уроженец городка Лыхны, знаменитого одноименным вином, Гагулия всю свою жизнь провел на родине – исключая два пятилетних перерыва. Первый пришелся на обучение в Белорусском политехническом институте (в Абхазии вузов такого уровня не было). В советское время Геннадий Леонидович работал сначала в строительстве, потом в системе общественного питания. Провозглашение независимости Абхазии от Грузии в рамках Советского Союза (1990 год) Геннадий Леонидович встретил в качестве председателя Гудаутской районной потребительской кооперации – завидная по тем временам должность.

А вот вторую, государственную независимость (1992 год) – уже на посту председателя Государственного комитета по внешнеэкономическим связям Совета министров непризнанной республики. Во время вооруженного конфликта с Грузией он получил должность заместителя премьер-министра страны, а вскоре после войны занял пост главы правительства при главнокомандующем, а потом и президенте Владиславе Ардзинбе.

В апреле 1997 года карьера Гагулии совершила странный виток – на пять лет он отошел от управления Абхазией, став… помощником депутата российской Государственной Думы. Гагулия не видел себе места в разгоревшейся тогда в Абхазии борьбе кланов. В это время он был избран академиком Международной академии духовного единства народов мира и казался скорее отошедшим от дел рантье, чем государственным деятелем.

К 2002 году экономическая ситуация в Абхазии стала хуже некуда. Тяжелая болезнь Ардзинбы, экономическая блокада со стороны Грузии, абсолютное торжество коррупции, практически официально управлявшейся из резиденции премьер-министра Анри Джергении (близкого родственника президента), привели к фактическому коллапсу: курортная страна с огромным рекреационным потенциалом целиком зависела от неофициального, но несомненного российского финансирования. И тогда Ардзинба нашел в себе силы позвонить в Россию Гагулии.

Геннадий Гагулия на встрече с Владимиром Путиным. 2003 год. Фото: globallookpress.com

29 ноября 2002 года Геннадий Леонидович во второй раз возглавил абхазское правительство. Возможно, он даже не полностью представлял себе сложность задач, которые перед ним встали. Вот в те годы его действительно могли и хотели убить. Правительство Гагулии прекратило экспорт в Россию леса, рыбы, металлолома за копейки – в качестве «откатов» абхазские чиновники получали гораздо больше, чем бюджет в качестве платы. Гагулия взял под контроль торговлю с российскими регионами – коррупционная составляющая там доминировала над экономической. Он заключил с руководителями государственных предприятий срочные контракты на полгода: продление – только при условии эффективной работы.

Гагулия уволил за злоупотребление служебным положением главу Абхазской железной дороги Риту Лолуа, пользовавшуюся очень серьезной поддержкой. Гагулия обнаружил огромные задолженности по налогам турецких фирм, добывавших в Абхазии уголь, – и в жесткой форме потребовал выплатить все в кратчайшие сроки. Правительство под его руководством прекратило действие договоров аренды курортных объектов, где арендаторы не исполняли свои обязательства по проведению ремонтных работ. Гагулия потребовал прекратить торговлю бензином с бензовозов на обочинах…

Геннадий Леонидович продержался на своем посту четыре с половиной месяца, и это были самые многообещающие месяцы в истории Абхазии. Чтобы убрать решительного чиновника, были задействованы объединения ветеранов грузино-абхазской войны – они внезапно стали проявлять гражданскую позицию и организовывать «народные сходы». А формальным поводом для отставки правительства стало бегство девяти осужденных (четверо приговорены к смертной казни) из СИЗО города Сухуми – они участвовали в абхазском рейде Руслана Гелаева в 2001 году.

«Кто отпустил преступников? Те, кто заинтересован в дестабилизации обстановки в республике. Кто-то кого-то купил; кто-то кого-то продал. У нас ничего так просто не делается», – сказал тогда Гагулия и подал прошение об отставке. Ардзинба сперва отказался подписать этот документ, но буквально через несколько часов передумал. Гагулию перевели на пост руководителя президентской администрации, а через два года он ушел из политики, возглавив Торгово-промышленную палату Абхазии. Своими действиями во главе правительства он наступил на множество мозолей, но в то же время и снискал уважение: на Кавказе высоко ценят принципиальность и бесстрашие.

Солдат президента

Весной 2018 года в Абхазии разгорелся очередной политический кризис. Беслан Барциц, два года возглавлявший правительство, оказался перед лицом серьезной угрозы отставки «снизу». Еще в конце 2017 года парламенту чуть-чуть не хватило голосов, чтобы поставить на голосование вопрос о вынесении правительству вотума недоверия, и в конце апреля 2018-го оппозиция планировала добиться своего. Президент Рауль Хаджимба решил не дожидаться обострения конфликта и, как Ардзинба в 2003-м, перевел Барцица на пост главы своей администрации. Кандидатуру Гагулии утвердили без особых проблем.

Президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба и премьер Геннадий Гагулия. Фото: presidentofabkhazia.org

Конечно, третье назначение Гагулии, которому к тому моменту уже исполнилось 70 лет, свидетельствовало как о признании его управленческих талантов, так и о серьезном кадровом дефиците в Абхазии – «скамейка запасных подошла к концу», иронизировали интернет-комментаторы. Был озадачен и сам Геннадий Леонидович:

То, что я сегодня премьер-министр, – для многих это немножко смешно и непонятно, что происходит. Но я хотел бы объяснить ситуацию... Да, ну вы помните, мы строим государство. В этом государстве мы все вместе – солдаты, есть у нас командующий. Три-четыре дня Рауль Джумкович (Хаджимба. – прим.ред.) меня уговаривал. Я спокойно себя чувствовал, никаких головных болей. Но когда солдат идет в бой, он не рассуждает, в ту ему сторону пойти или в эту. Если какие-то упущения будут, есть президент, который нас поправит. Но «рабочая лошадь» – это кабинет министров. Как мы будем работать, как мы будем созидать, так и народ будет благодарить все руководство. Если мы будем тянуть вниз, значит, наши дела пойдут вниз. Как Рауль Джумкович сказал, нравится – не нравится, воспринимайте... Деваться уже некуда.

За несколько дней до смерти Гагулия в составе правительственной делегации побывал в Сирии, где две страны подписали договор о дружбе и сотрудничестве. Сирия сейчас куда более опасное место, чем тихая курортная Абхазия, но все повернулось так, как повернулось…

«Рука Москвы»?

Под фактическим управлением России (давайте называть вещи своими именами) находятся пять непризнанных или частично признанных территорий: Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Донецкая и Луганская республики. В этот список шестым пунктом можно добавить также полноценное, международно признанное государство Армения, которое едва ли смогло бы выживать и даже удерживать контроль над непризнанной Нагорно-Карабахской республикой без активной российской помощи. Есть и седьмой пункт, но упоминание о нем обидело бы наших белорусских товарищей, а восьмым, по всей вероятности, станет Сирия.

Россия тратит огромные деньги на прямую и косвенную поддержку этих стран и территорий. Форма этой поддержки зависит от конкретной ситуации, наиболее распространенными являются фактически невозвратные кредиты, прямые дотации, особый торговый режим, выдача российских паспортов, упрощение трудовой миграции, военная защита. Неудивительно, что все происходящее в этих странах и территориях оценивается в мире исключительно через призму «российского вмешательства».

В этом смысле Россия взвалила на себя огромную репутационную ответственность. Любое частично признанное или находящееся в кольце блокады государство (или считающее себя таковым квазигосударственное образование) несет на себе печать некоторой неполноценности, которая, в свою очередь, чаще всего ведет к серьезным внутренним конфликтам. И как раз «рука Москвы» меньше всего заинтересована в подобных междоусобицах: России нужны простые и понятные правила взаимоотношений с местными элитами, а не разборки и революции.

* * *

Расследование гибели Геннадия Гагулии еще только начинается, оно займет не один день, но, скорее всего, версия трагической случайности окажется истинной. Но даже сам факт, что некоторые в этом сомневаются, доказывает, что Вы были смелым человеком, Геннадий Леонидович. Покойтесь с миром.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Премьер-министр Абхазии Гагулия погиб в ДТП Глава МИД Абхазии: «Наша республика пыталась предотвратить распад СССР» Что показала грузино-абхазская война Наступает время героев Одиннадцать правильных ответов, чтобы стать "русским": Мигрантов поймали за язык

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь