"Я жутко стеснительный, робкий человек…" - 10 цитат Юрия Яковлева
"Я жутко стеснительный, робкий человек…" - трудно поверить, что эта цитата принадлежит Юрию Яковлеву, одному из самых популярных отечественных актёров. Однако судьба знаменитого артиста в самом деле была весьма необычной и парадоксальной.
Актёрская судьба непредсказуема и парадоксальна, и творческое наследие знаменитого русского актёра Юрия Яковлева (1928 - 2013) служит тому ярким примером.
Несмотря на то что с 1952 года в театре имени Вахтангова он имел десятки ролей, Юрий Васильевич отпечатался в культурной народной памяти прежде всего как актёр кино. В свою очередь в кинематографе он сыграл около 60 ролей, среди которых были столь разноплановые, как князь Мышкин в "Идиоте", поручик Ржевский в "Гусарской балладе", Стива Облонский в "Анне Карениной", два противоположных персонажа, грозный царь и нелепый управдом, в картине "Иван Васильевич меняет профессию". И при этом, услышав его имя, зритель почти всегда с улыбкой произносит: "Какая гадость эта ваша заливная рыба…" - коронную фразу его Ипполита из новогоднего фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!".
Возможно, именно из-за затейливого характера своей популярности в пожилом возрасте актёр весьма скептически отзывался и о профессии, и о результатах своей деятельности. А на появление в сиквеле "Иронии судьбы…" его сподвиг лишь солидный гонорар.
Однако всё это не отменяет особого интереса, с которым читаются 10 цитат Юрия Яковлева.
О времени
Каждый из нас понимает, живёт ли он в своё время или не в своё.
О категориях актёров
Актёры делятся на хороших и средних. Плохих просто не бывает. Плохой актер - это уже не актёр.
О демократии и свободе
Казалось бы, как много возможностей даёт нам наша демократия! Только мне думается, это великое заблуждение. Свобода - это отнюдь не вседозволенность. Она - ответственность перед культурой, которая формирует мировоззрение человека, и к ней это относится в самой большей степени. А мы понимаем демократию как отсутствие созидательных идей, отсутствие этики, воспитания нравственности и вкуса. Как зачёркивание и поругание отечественных традиций, отречение от своих святынь.
Об интеллигенции
Интеллигенция - это аристократизм духа прежде всего. И это понятие исчезло. И исчезает день ото дня. К сожалению. К великому сожалению.
Об Ипполите и Гамлете
До сих пор слышу за спиной: "Ипполит идет!" Я устал от этого. Нередко подходят люди и интересуются: "А вы в своём пальто снимались под душем?" Вот и думай, что же артисту важнее для популярности: сняться в мокром пальто или сыграть, скажем, Гамлета?!
О незаменимых
Говорят, что незаменимых нет. Наверное! Но зато есть неповторимые.
О стеснительности
По природе своей я жутко стеснительный, робкий человек, не люблю публичности, ненавижу тусовки и никогда в них не участвую. Робел всегда и везде, в отношениях с женщинами - тоже, хотя тут преуспел - у меня было три брака. Как при такой врождённой стеснительности я стал актером, не знаю.
Об актёрстве и древнейшей профессии
Актёр - особенно в последнее время - стал в каком-то смысле проституткой. Потому что продаётся "за ничто", за нетворческую работу, за роль, от которой не получит никакого удовлетворения, но заработает хорошие деньги, почему и соглашается. Я не исключение: ловлю себя на том, что тоже соглашаюсь. Потому что интересных, заметных ролей - пусть даже нищенски оплачиваемых - мне не предлагают.
О ролях известных и любимых
У меня есть гораздо более интересные и глубокие роли [чем знаменитые работы в комедиях], мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский из "Анны Карениной". Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души.
О дефиците хороших людей
Не хватает хороших людей. Это я не о людях в целом, а об актёрах. Я вообще люблю всех людей и встретил хороших по жизни множество. Но у меня очень мало друзей, хотя почти нет врагов. Однако среди актерской братии много негатива, правда.