Зачем «Мегафон» и Mail.ru создают российский аналог AliExpress
В России появится новый интернет-ретейлер, который создают китайская компания Alibaba и структуры Алишера Усманова. Зачем олигарху понадобилось вкладывать свои активы в это предприятие и что в итоге получит Россия?
Отечественный рынок электронной коммерции ждут серьезные перемены. Сейчас нельзя сказать, что ниша электронной торговли в нашей стране разработана сколько-нибудь серьезно. Большинство жителей России привыкли заказывать практически любые товары у китайского продавца AliExpress – бренд сверхуспешной компании Alibaba Джека Ма.
Сам Джек Ма при этом производит впечатление крайне толкового бизнесмена. Он регулярно приезжает в Россию, участвует в экономических и финансовых форумах, не говоря уже о тесных профессиональных контактах. Часто высказывается в рамках таких мероприятий о будущем цифровой экономики в России, беседует с Германом Грефом, премьером Дмитрием Медведевым, представителями крупного российского бизнеса. Заинтересованность китайского гуру интернет-торговли в российском рынке понять нетрудно – популярность его сервисов в России крайне велика.
Почему «Мегафон» уходит с Лондонской биржи и что компанию ждет дальше
В мае 2018 года стало известно, что Сбербанк совместно с «Яндекс.Маркетом» решили открыть на базе российского IT-гиганта первый российский маркетплейс «Беру», который уже окрестили «русским Amazon». Однако к осени стало понятно, что у перспективного интернет-торговца, скорее всего, появится конкурент.
На авансцене (внезапно или не совсем) возник Алишер Усманов, не так давно продавший долю в Alibaba и объявивший о выводе акций своего «Мегафона» с Лондонской фондовой биржи. Было заявлено, что активы российского олигарха будут вложены в создание серьезного конкурента «Беру» – AliExpress Russia, наибольшую долю в котором получит Alibaba.
Фото: www.globallookpress.com
Усманов обходит Грефа?
Соглашение о создании AliExpress Russia было подписано 11 сентября на Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Доли в новом предприятии получат китайская Alibaba, Mail.Ru Group, «Мегафон» и принадлежащий государству Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Новая компания уже сейчас оценивается в 2,1 млрд долларов.
Крупнейшую долю в новом российском интернет-ретейлере получит Alibaba – 48%. «Мегафон» станет владельцем 24%, Mail.Ru Group – 15%, Россия в лице РФПИ – 13%. Стороны договорились, что Alibaba Group внесет в новую компанию не только денежные средства, но и российские активы AliExpress, а также еще одной торговой площадки «Алибабы» – Tmall.
Лихие деньги уходят из футбола Англии: Усманов продает акции «Арсенала»
Mail.ru передаст в новый бизнес свой сервис китайских товаров Pandao и денежные средства. «Мегафон» совершит своего рода рокировку, отдав Alibaba 10% акций Mail.ru, чтобы получить 24% бумаг AliExpress Russia. Наконец, со стороны РФПИ в обмен на долю в ретейлере будет выделено около 300 млн долларов. Собственно, предварительная стоимость компании как раз и оценивается через соотношение внесенных РФПИ средств и доставшейся фонду доли акций.
Таким образом, доля Alibaba в новом совместном предприятии будет самой большой, контрольного пакета не получит никто, но три российских совладельца совокупно смогут контролировать компанию.
Фото: www.globallookpress.com
Выгода для предприимчивого Джека Ма тут очевидна: он консолидирует свой бизнес в России под одной маркой, включив в него активы Tmall и AliExpress. Оба актива больше не будут существовать только на китайские средства, а получат инвестиции РФПИ и Алишера Усманова.
Фактически это станет увеличением возможностей Alibaba в России, а также расширением ее бизнеса, в котором теперь начинает участвовать российский капитал. Сам Джек Ма неоднократно заявлял, что нацелен на проекты в России, а тут появилась возможность извлекать из этого рынка еще более серьезную выгоду, к тому же за российские же деньги.
Совместно с Alibaba мы можем вкладываться в различные технологии. У Alibaba будет возможность, имея партнерство с РФПИ, взаимодействовать с различными российскими компаниями по широкому диапазону направлений. Мы можем в рамках нашего партнерства совместно входить в технологичные проекты,
– прокомментировал сделку глава РФПИ Кирилл Дмитриев.
Синергия или поглощение? Что ждёт совместное предприятие Mail.ru Group, «Мегафона» и «Газпромбанка» с «Ростехом»
Глава фонда еще в конце 2017 года заявлял «Интерфаксу», что РФПИ намерен расширять сотрудничество с китайскими партнерами. Эту идею он высказал на встрече с президентом Владимиром Путиным, однако тогда речь шла об инвестициях фонда в «Яндекс.Такси» совместно с Alibaba. С тех пор, как мы видим, ситуация поменялась.
В 2017 году новый бизнес с Alibaba хотел строить Сбербанк.
Однако там решили, что не стоит предоставлять китайцам доступ к инфраструктуре банка, и предпочли строить «Беру» с «Яндексом». Alibaba, со своей стороны, отказалась от сотрудничества с «Яндексом», желая через Усманова объединить российские активы, а не плодить конкурентов самой себе на российском рынке.
Усманов при этом точно знал, чем подкупить Джека Ма, пообещав ему передать в AliExpress Russia (то есть фактически под прямой контроль Alibaba) свой сервис Pandao – прямого конкурента AliExpress в России.
Фото: www.globallookpress.com
Как шел к сделке Усманов
Mail.ru и «Мегафон» за последние годы получили серьезную прибавку к капитализации из-за доли, которой в Alibaba ранее владел Усманов. Однако в конце 2016 года бизнесмен объявил о продаже этого актива, так как он уже сыграл свою роль: «Мы увеличили инвестиции в пять-шесть раз», – сообщил Усманов. Объявление это тогда вызвало серьезный рост акций «Мегафона» и Mail.ru.
"Чёрный список" Вашингтона: есть Скоч, но нет Усманова
Усманов вообще ценит иностранные IT-активы. Он владел акциями Facebook, у него до сих пор есть доля в Apple. Однако с некоторых пор дела олигарха пошли не так хорошо.
В 2018 году, опасаясь продолжения «санкционной войны», он объявил о продаже своей доли в лондонском футбольном клубе «Арсенал». Была продана и часть IT-активов. Наконец, в июле Усманов заявил о делистинге «Мегафона» с Лондонской фондовой биржи – компания перестала быть публичной.
Что это значит для «Мегафона»? С одной стороны – сокращение капитализации, с другой – избавление от затрат на листинг и удовлетворение интересов акционеров. В мировом бизнесе подобный шаг означает изменение стратегии компании и переориентацию на сохранение доходов. Нередко это делается ради перспективных инвестиций.
А. Усманов. Фото: www.globallookpress.com
Не будем забывать, что Алишер Усманов все еще не включен в санкционные списки США. В апреле Вашингтон ввел жесткие меры против многих представителей крупного российского бизнеса – прежде всего, владельца «Русала», En+ и Группы «ГАЗ» Олега Дерипаски, «Реновы» Виктора Вексельберга, главы ВТБ Андрея Костина и многих других. Тогда в SDN-list попал и партнер Усманова по USM Holdings Андрей Скоч, но не сам Усманов.
Там идет своя какая-то подковерная борьба. Может быть, Усманову удалось пролоббировать отсрочку включения в этот санкционный список. Ну, надо понимать, Вашингтон же тоже бюрократическая машина. Может быть, на потом отложили. Варианта два,
– сказал Царьграду экономист и политик Алексей Лапушкин.
Спасение утопающего - его личное дело: Бизнес-модель олигархов заточена на Запад
Напомним, что американские санкции сразу же приводят к заморозке зарубежных счетов жертвы, а также означают запрет на использование финансовых и долговых инструментов. Все это обычно ведет к обрушению акций компаний, принадлежащих фигурантам санкционных списков. Также автоматически начинает действовать запрет для иностранных компаний на сотрудничество с опальным бизнесменом под угрозой вторичных санкций.
Казалось бы, крупные деньги всегда можно спрятать в офшорах, как делали и делают многие российские олигархи. Однако с недавних пор под давлением со стороны США скрыть там доходы становится все сложнее. Еще летом кипрские банки под угрозой санкций перестали открывать счета гражданам России, если те не подтвердят легальность получения доходов.
Фото: www.globallookpress.com
Великобритания и ряд других стран объявили о начале программы борьбы с криминальными доходами и отмыванием денег через приобретение недвижимости. В Великобритании, как ожидается, вскоре будет принят закон, требующий называть имена бенефициаров, владеющих дорогостоящей недвижимостью.
У нас большинство компаний – олигархические, их бизнес-модель заточена на Запад. И номинальными владельцами российских активов являются западные, офшорные компании. Сейчас идет давление на российскую элиту с целью смены курса в стране,
– считает Лапушкин.
Стратегия безопасности бизнеса
Спустя менее чем полгода мы видим то, что видим – крупную сделку при участии РФПИ с топовой китайской компанией, уважаемой на Западе. Кажется, Усманов нашел отличный выход из положения.
Партнерство с глобальным лидером в области электронной коммерции будет иметь большое значение для цифровой трансформации российской экономики. А учитывая, что это партнерство с китайской компанией, уверен в большом потенциале сделки для укрепления российско-китайских деловых связей,
– говорится в комментарии Усманова для РБК.
По его словам, альянсы на рынке электронной торговли являются нынешним трендом. А сам рынок обладает огромным потенциалом. Не забыл Усманов упомянуть и о выгодах для российского бизнеса.
Распрощавшись с британским «Арсеналом», Усманов взялся за футбол Узбекистана
Что получается на самом деле? Фактически Усманов претворяет в жизнь стратегию безопасности своих активов, вступая в тесные связи с Alibaba. Едва ли западные санкции могут всерьез затронуть эту крупнейшую компанию, одного из мировых лидеров IT-торговли. Причем момент был выбран удачно – пока против Усманова не действуют санкции, то есть он может позволить себе безопасные сделки.
После появления AliExspress Russia активы Усманова окажутся под крылом Alibaba, а значит, в почти гарантированной безопасности. Важным был лишь один момент – убедить Джека Ма в необходимости такой сделки, предложив самый выгодный вариант.
Именно поэтому ликвидируется конкурент AliExpress – Pandao, который выбросил перед господином Ма белый флаг. Именно поэтому господин Усманов отдает Ма 10% «Мегафона».
Фото: www.globallookpress.com
И именно поэтому в сделку был включен РФПИ, что также соответствует планам его главы по движению на Восток. Как итог, Alibaba объединит активы в России, разберется с конкурентами и получит российские деньги и российский рынок.
«Скромная» яхта Усманова оказалась в три раза «жирнее» фрегата «Адмирал Горшков»
Открытым вопросом остается выгода самой России и ее жителей. У нас есть магазины Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), есть СП Сбербанка и «Яндекса», работают и другие, более мелкие сервисы. Наконец, AliExpress до недавнего времени вроде бы удовлетворял многие запросы.
Как изменится этот рынок с расширением Alibaba в России – покажет время. Скорее всего, российский потребитель получит те же товары и в том же ассортименте, что и с нынешнего AliExpress, только под маркой AliExpress Russia. Единственной выгодой может быть экономия на дорогих товарах – ведь с 1 января 2019 года беспошлинный порог для покупок из зарубежных магазинов будет снижен до 500 евро. Впрочем, это существенно больше среднемесячного дохода населения России…