«Вторжение»: Бондарчук снял очередной фильм о желании свалить
Во «Вторжении» исправлены все ошибки «Притяжения», кроме главной – инстинктивной неприязни к русским и желания уехать отсюда любой ценой
Космический блокбастер Бондарчука-младшего «Притяжение» был откровенной обманкой. Поданный изначально как едва ли не рекламный ролик Минобороны, на деле фильм пытался «вбить в подсознание: чужаков в собственном небе трогать нельзя… свою землю защищают только варвары, дикари и конченые дегенераты, – отмечал я в своей книге «Истина в кино». – Главный антигерой выставлен форменным мерзавцем: он и хулиган, и националист, и разжигатель межзвёздной розни, и подстрекатель массовых беспорядков, и ревнивец Отелло, и, наконец, кровавый убийца… Авторы очень стараются, чтобы носитель лозунга «Земля – землянам» и всех его более политически актуальных аллюзий к концу фильма выглядел максимально отвратительно. То ли дело симпатичный пришелец, похожий на южного гостя и легко растопляющий сердце местной красотки».
BadComedian против кинохалтурщиков
Фига в кармане была настолько увесистой, что со второй частью режиссёра, по всей видимости, попросили поработать более чётко. В новой эпической sci-fi ленте «Вторжение» осечек практически нет – армия России стоит на страже космических и воздушных рубежей. Лётчики чётко отрабатывают по целям, «Белые лебеди» могут разбомбить любого инопланетного страшилу, лишь бы оказаться выше него в позиции для точного сброса бомбы. Начальники и генералы быстро соображают, в чём дело. Рядовой суперсолдат не смеет даже подумать, что может не исполнить приказ, и враждебные намерения проявляет, только уйдя со службы.
Армейцы, конечно, уязвимы, как и все, для внезапной кибератаки, но стремительно ориентируются и разворачивают аналоговые системы связи: мол, нас не проведёшь, у нас всё припасено. Сверхновый ракетный комплекс «Эшелон», конечно, оказывается бесполезен против инопланетного объекта, ну так его и «не существует» для мира, так что ничего удивительного.
В общем, на сей раз продвижение российской военной мощи сделано на совесть и с этой стороны к новой ленте претензий быть не может.
Кроме, быть может, одной. Главная героиня вроде бы учится на мехмате МГУ, слушает лекции по математическим исследованиям сложных систем и искусственному интеллекту, живёт в режиме строжайшей госзащиты, передвигается только в бронированных кортежах, добровольно участвует в трудных экспериментах… Но, оказавшись рядом со своим возлюбленным-инопланетянином на его дачке с огородом, первым делом звонит по видеосвязи папочке, как будто не осознает, что звонок сразу же будет отслежен, о чём у нас в курсе даже дошкольники. Обидно за бравого генерала, чья дочь показана в фильме особой невеликого ума (в «Притяжении» она, кстати, была посообразительней).
Есть ли жизнь за МКАДом? Почему провалился «Аванпост»
Зато раскрыта модная феминистская тема. За героиню на протяжении всего фильма непрерывно решают доминирующие над ней мужчины, и получается плохо. А вот когда она закатывает истерику на крыше дома на Котельнической набережной и принимает ответственность за свою жизнь и смерть на себя, то тут и «звезду смерти» на ходу остановит, и в крутящуюся воду войдет… Суперженщина, одним словом, можно хоть прямо сейчас в Голливуд.
Отработана мимоходом и ещё одна повесточка, актуальная в современной России, – антицерковные выпады: инопланетный бесёныш мимоходом подбегает к священнику, принюхивается к его воде и сообщает: «Нечистая!»
Великолепно реализован Бондарчуком и социально-политический заказ. Картина общества, которое повержено в хаос тотальным взломом цифровых сетей, впечатляет. Надо быть морально готовым сохранить холодную голову, когда тебе прицельно звонят и бьют по самым чувствительным точкам в душе, чтобы натравить на Юлю Лебедеву (всем Юлиям Лебедевым ближайший месяц, конечно, не завидую). Поскольку разговоры о кибервойне США против России ведутся американцами вполне откровенно, предупреждение своевременное. И консервативный посыл – верить можно только проводным телефонам и «Комсомольской правде», а бунтовать вообще не надо – вполне ясен.
Либеральных критиков закономерно бесит эта охранительская пропаганда, и они уверенно выставляют Бондарчуку низкие оценки, упрекая его за потерянный «антимилитаристский» и «толерантный» пафос. Зрители и критики из другого лагеря об этих потерях скорбеть вряд ли будут. Напротив, картина хорошо устроенного государства, которое продуманно отвечает на масштабную кибератаку, может только порадовать. И потом, «у них» такого кино ещё почти нет.
Ведьмак, да не тот
Зато настораживает странная однояйцевость «Вторжения» с недавно вышедшим «Аванпостом». Такое ощущение, что два сценария писались по одной рыбе. И тут и там инопланетная сила по имени Ра (Ра, Карл! Скоро, видимо, всех инопланетян в российском кино будут звать Ра: Ра Аванпостовский, Ра Вторженческий…) контролирует людей. И тут и там омоновцы отражают массовые беспорядки, разгоняя дезориентированных людей, которые попросту не понимают, что происходит. И тут и там в эпицентре событий непременно оказывается Москва-Сити.
Как фильм-катастрофа, впрочем, «Вторжение» превосходит «Аванпост» на несколько порядков. Продравшись через полтора часа морально-половых страданий героев, прерываемых короткими яркими боёвками и сценами информационного хаоса, зритель получает в награду действительно впечатляющий водный армагеддон, где хороши не одни только спецэффекты. Тут и небанальные картины бегства людей, и показ, насколько это возможно в таких условиях, слаженной работы спасательных служб.
Режиссёр Фёдор Бондарчук на премьере своего фильма «Вторжение» в Москве. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Как, по слухам, говорили наши маршалы Победы о военных катастрофах 1942 года – «год учебный». «Вторжение» – это такой фильм учебный. Как очередной этап освоения нашим кино технологии больших голливудских постановок лента Бондарчука заслуживает твёрдую четвёрку. Она вполне способна тягаться с каким-нибудь «Геоштормом» (несмотря на плагиат из него вроде прерывания цепи спутников), а там и до «Дня независимости» можно дотянуть.
Атака клонов на Империю
Даже грех перед защитниками идеологии «Земля – землянам» частично искуплен. Артём Александра Петрова превращается в почти положительного, хотя и ушибленного инсультом героя, глубоко трагичного и жертвенного. Его стремление сражаться за родную Землю уже не выглядит такой глупостью и ксенофобией, как в первой части, а весь негатив с образа «патриота с раёна» теперь переносится на «патриота в хаки» суперсолдата Ваню, где-то в сирийской пустыне вынужденного охранять омерзительных шейхов, через которых ведутся переговоры, а теперь сведённого с ума инопланетными манипуляциями.
Тут-то система извинений за прошлый фильм, выстроенная Бондарчуком, даёт сбой. Оказывается, возможно избавиться от любой слабости, кроме одной – вшитой, видимо, куда-то глубоко в подсознание русофобии и ксенофилии, на которую режиссёр раз за разом ухитряется получать огромные куски от бюджета «военно-патриотической пропаганды». Так было в «Сталинграде» с его центральной темой «в постели с врагом», так было в «Притяжении», и именно этот мотив и из «Вторжения» никуда не ушел – очевидно, потому, что никто из спонсоров и покровителей за это режиссёра не упрекал.
Герои, с которыми проассоциирует себя прежде всего обычный русский парень, оказываются лишь пешками, жертвенными козлами, для того чтобы состоялся «священный брак» потомственной мажорки с пришельцем. Унаследованный от «Притяжения» любовный треугольник: Юля, дочь генерала, – народный гопник Артём – гламурный иностранец/инопланетянин Харитон/Хэкон – разрешается во «Вторжении» вполне в духе патриотизма заграницы (думаю, тут нет большого спойлера, зритель идёт на этот фильм за масштабными спецэффектами, а не за любовной линией). Артём-народ, обобщённость чьего образа подчёркивает ленточка-триколор с напяленного на себя чужого костюма, приносит себя в жертву – его убивает одураченный силовик Ваня, а иностранец Хэкон получает невесту и увозит её в галактическую заграницу, поскольку она больше «не одна из вас».
Так как 282-я статья УК РФ была частично декриминализована, то я могу изложить сюжет «Вторжения» вполне откровенно: два русских Ваньки должны умереть ради того, чтобы «дочь» Олега Меньшикова Ирина Старшенбаум могла соединиться с Риналем Мухаметовым и свалить отсюда подальше. «Центавриан бой, уеду с тобой, уеду с тобой, Москва, прощай!» – по-прежнему оглушительно орёт финал картины.
Горько!