«Стамбульский томос» и мертворождённая «украинская автокефалия»
Константинопольский патриархат официально опубликовал томос об «украинской автокефалии», на деле оказавшийся не совсем томосом и совсем не об автокефалии
Спустя более недели после торжественных «плясок с бубном» в Стамбуле и Киеве официальный сайт Фанара «patriarchate.org», наконец, опубликовал полный текст «Патриаршего и Синодального томоса предоставления автокефального церковного устройства православной церкви Украины». Его текст уже был известен, однако странные манипуляции с возвращением из Киева в Стамбул для правок и «доподписывания» членами Стамбульского синода не позволяли говорить о нём, как об окончательном документе. И только со вчерашнего дня, с публикации этого «официального бюллетеня» можно полагать, что Фанар таки поставил в этом документе точку. В документе, но отнюдь не в деле. О чём чуть позже.
В нашем материале «"Ночь перед Рождеством" – 2019: Православный мир уже никогда не будет прежним», опубликованном на страницах сайта телеканала «Царьград» в день сослужения патриарха Варфоломея с наряженными в православных архиереев украинскими националистическими сектантами и предоставления последним первой версии томоса, мы уже пообещали детально разобрать этот документ. Документ, который, хочется надеяться, в итоге станет одним из ключевых в церковно-судебном деле против священноначалия Константинопольского патриархата, внесшего в Православный мир самую страшную смуту со времен Великой схизмы 1054 года. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ранее обещанный анализ «Стамбульского томоса» или, иначе, «укротомоса».
Фото: www.globallookpress.com
Еретический томос: этнофилетизм и восточный папизм «в одном флаконе»
Вы приступили к горе Сиону... и церкви первенцев
(Евр. 12:22-23)
Московский Патриархат, «сталинский томос» и лжец Порошенко
Эти слова первоверховного апостола Павла из Священного Писания Нового Завета, открывающие укротомос, по мнению его творцов, наверное, должны прибавить значимости этому беззаконному документу. Примерно как в советские годы исследователи в любой сфере научного знания, в том числе – специалисты в области резьбового соединения и контргаек, в текстах своих работ должны были хотя бы раз сослаться на классиков марксизма-ленинизма. Только если в последнем случае эта «ложка дёгтя» не портила подлинно научных работ, то в случае с укротомосом слова Священного Писания ничуть не изменяют антицерковной сути этого документа.
Суть же его – в двух еретических учениях, ложность которых неоднократно признавал сам Константинопольский патриархат. Первое – этнофилетизм (привнесение националистической политики в дела Церкви). Второе – папизм (в данном конкретном случае – восточный папизм), попытка установить над равночестными Поместными Церквами общего первоиерарха, которому бы подчинялись все другие Предстоятели. Первое было предано анафеме на Константинопольском поместном соборе в 1872 году:
Отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нём небывалые доселе племенные сборища мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками.
Второе издревле является одной из ключевых доктрин Римско-католической церкви, которую не приняла Церковь Восточная. Ещё на Четвёртом Константинопольском соборе 879-880 годов был осуждён так называемый «примат власти» Римского папы, а также было запрещено папское вмешательство в дела Восточных Патриархий и ясно дано понять, что «примата власти» не существует ни для пап, ни для «вселенских» (Константинопольских) патриархов. Деяния этого собора более тысячелетия признавались всеми Православными Церквами, однако сейчас Фанар ведет себя в явном противоречии и с его буквой, и с его духом. Так, ещё в преамбуле укротомоса обе эти ереси выражены абсолютно чётко:
Поскольку благочестивая и Богом хранимая земля Украины укреплена и возвеличенная высшим промыслом и получила свою политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят её церковного самоуправления и бок о бок с народом и единогласно с давними его просьбами своего времени обращёнными к Святейшему Апостольскому Константинопольскому Престолу, который по многовековым каноническим преданиям обязан заботиться о Святых Православных Церквах.
Фото: www.globallookpress.com
Дальше в том же тексте укротомоса это папистское положение только усиливается. Более того, недвусмысленно даётся понять, что все Предстоятели всех Православных Поместных Церквей должны подчиняться Константинопольскому патриархату, признавая его своим «главой»:
Автокефальная Церковь Украины признаёт главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели.
Националистический «ортолиберализм» Варфоломеевского раскола
Словом, на этом можно было бы поставить точку и забыть, что эта бумага называется «томосом об автокефалии». Но всё же продолжим разбор этого исторического документа, уже осознавая, что к Православию он никакого отношения не имеет. Наш же интерес к нему связан исключительно с тем, что укротомос является одной из главных улик в деле по беззаконному вторжению Константинопольского патриархата на каноническую территорию Патриархата Московского.
Укроавтокефалия без признаков автокефалии
Как бы то ни было, но термин «автокефалия» и производные от него в тексте укротомоса всё-таки присутствуют. Не считая заголовка, 6 (шесть!) раз. Но уже в самом провозглашении укроавтокефалии сразу же делается оговорка, что даже в титуле предстоятеля этой «независимой» структуры изменения возможны только с разрешения Фанара:
Определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, находящаяся в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украина существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого канонического её Предстоятеля, который носит титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины», - не допускается какого-либо дополнения или вычитания из его титула без разрешения Константинопольской Церкви.
Откровенно говоря, патриарха Варфоломея сотоварищи понять можно. Судя по всему, они отлично понимают, кому дали укротомос. А потому, не внеси этих ограничений, уже не сегодня завтра «предстоятель» новой украинской секты вполне мог бы нарисовать себе титул в духе «главы небесного трибунала», «божественного судебного исполнителя» или «всесвятейшего владыки всех всесвятейших владык». Увы, это не шутка, в истории псевдоправославных сект бывало и не такое.
Фото: www.globallookpress.com
Далее. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять поистине издевательский характер укротомоса относительно самих укроавтокефалистов. И это касается не только того, что новосозданная секта будет именоваться неблагозвучной аббревиатурой «СЦУ» (сомневаюсь, что среди авторов текста этого документа не было русскоязычных персонажей). Чрезвычайно важный момент связан с тем, что отныне все укронационалистические секты за границами постсоветского образования, именуемого «Украиной», переходят в прямое подчинение Фанара. Как говорится, «шах и мат, укроавтокефалисты!»:
Признаём и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все Православные Церкви признавать её как сестру и поминать под именем «Святейшая Церковь Украины», как таковую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами страны; уже существующие теперь подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в диаспоре, так как юрисдикция этой Церкви является территория Украинского Государства.
И это не считая того, что во всех значимых спорных вопросах новосозданная секта должна обращаться к судебной власти Фанара. И потому фраза укротомоса «предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной Власти» (да-да, именно «Власти» – с прописной буквы) также является не просто риторически-патетической, но поистине издевательской.
Православный мир и Украина: Мрачные перспективы и последние надежды
Как очевидным издевательством для укроавтокефалистов является прописанная в укротомосе норма, чтобы за своими «богослужениями» глава СЦУ поминал всех Православных Предстоятелей, включая Патриарха Московского и всея Руси.
Что же касается устава новосозданной, уж простите, СЦУ, то он должен «во всём обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса». То есть опять-таки речь идёт не об автокефалии и независимости, а о создании некой ограниченной автономии в рамках Константинопольского патриархата. Каковой является, к примеру Финляндская православная церковь, также незаконно отторгнутая от Русской Церкви Фанаром, но ещё в 1923 году.
Фото: www.globallookpress.com
В остальных своих положениях укротомос является малоинтересным документом, исполненным высокопарных фраз и, с редакторской точки зрения, написанным откровенно плохим и крайне витиеватым языком. Так, одно из первых предложений этого документа состоит из 234 слов (без малого 2 тысячи знаков, включая пробелы). Вопрос, смог ли прочесть от начала до конца укротомос его ключевой инициатор пан Порошенко, остаётся открытым.
Консервативное обновление: Исторический шанс Русской Церкви
И если до появления этого документа не было понятно, почему из без малого 90 канонических украинских архиереев в авантюре, получившей название «СЦУ» приняли участие только двое, то после подробного разбора его положений всё становится предельно ясно. Да просто те, кто умеет читать подобные тексты и переводить с неовизантийского, включая активнейшего сторонника укроавтокефалии и политического русофоба митрополита Черкасского и Каневского Софрония (Дмитрука), прекрасно поняли: никакой это не томос, поскольку никакой реальной «украинской автокефалии» он не принёс.
По-настоящему же самоуправляемой и практически независимой на территории Украины сегодня остаётся только каноническая Украинская Православная Церковь. Но сможет ли она выстоять перед откровенным рейдерством Константинопольского патриархата и политическими играми украинских националистов (и перекрасившихся в них авантюристов, не имеющих к православным славянам никакого отношения)? А вот это во многом зависит ото всех нас: искренности наших молитв и активности прямых действий в поддержку наших братьев во Христе. И если внимательнее изучить церковную историю последних столетий, становится ясно: и не перед такими испытаниями выстаивали.