«Боинги-737» в Казани, Ростове, Индонезии и Эфиопии падали одинаково: Эксперт раскритиковал итоги расследования авиакатастрофы в Татарстане
Царьград попросил президента Союза экспертов России «АС» Юрия Антипова проанализировать выводы следствия по крушению в 2013 году «Боинга» в столице Татарстана
Ровно шесть лет понадобилось Следственному комитету России, чтобы провести расследование катастрофы Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» в Казани, в которой погибли пятьдесят человек, включая двоих детей.
Сегодня было объявлено, что обвинительное заключение направлено на утверждение прокурору.
Трижды виновны, но накажут не всех. Кто сгубил 50 жизней при крушении "Боинга" в Казани
Главный вывод следствия: к крушению привели ошибки экипажа – оба летчика (и командир воздушного судна, и второй пилот) не имели достаточного опыта, чтобы нормально посадить лайнер, поэтому не справились с этой задачей.
Что произошло шесть лет назад в Казани
17 ноября 2013 года в 19:23 «Боинг-737», выполнявший рейс № 363 из Москвы в Казань, потерпел крушение при посадке. Всё случилось, когда командир воздушного судна (КВС) Рустем Салихов запросил диспетчера о разрешении уйти на второй круг: в тот роковой вечер шёл слабый дождь со снегом, с порывами ветра до 10 м/с у поверхности земли, с усилением по набору высоты.
Поднявшись на 700 м над уровнем аэродрома, лайнер неожиданно свалился в пике и на скорости порядка 450 км/ч под углом около 75 градусов врезался в землю.
Фото: МЧС России / ТАСС
Погибли все, кто был на борту: 6 членов экипажа и 44 пассажира, среди которых были начальник республиканского управления ФСБ Александр Антонов и сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов.
В ходе следствия установлено, что к авиакатастрофе привели ошибочные действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула, – говорится в сообщении СКР. –Салихов не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов.
Как выяснили следователи, замгендиректора авиакомпании «Татарстан» Валерий Портнов в 2009-м направил недостоверные документы по Салихову в межрегиональное управление Росавиации, а там не стали проверять (по халатности) их подлинность. В итоге Салихов, не имея «базовых знаний, навыков и опыта пилота», начал летать.
«Кроме того, в процессе работы Валерий Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна, – утверждается в выводах Следкома. – С марта 2012 года Салихов осуществлял пассажирские авиаперевозки в качестве командира воздушного судна».
Роковой рейс эфиопского «Боинга»: Опять виновата автоматика?
И вот это всё, в комплексе, сказалось, когда 17 ноября КВС пытался посадить лайнер в Казани: при посадке, считают следователи, он «ввёл воздушное судно в сложное пространственное положение», при этом Гуцул (второй пилот) управление на себя не принял. В итоге Салихов «при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна».
Шестилетняя продолжительность расследования в СКР объясняется «длительными и многочисленными экспертными исследованиями», допросом множества свидетелей (около двухсот человек) и специалистов. Но всё это, утверждают в СК, в совокупности подтвердило версию следствия.
Выводы СКР и МАК: «копировать – вставить»?
Любопытно между тем, что выводы следствия практически полностью повторяют (за исключением сведений о документах Рустема Салихова) всё то, что ещё в декабре 2015-го было сказано в окончательном отчёте Межгосударственного авиационного комитета.
Вот – пожалуйста, можно сравнить…
«Катастрофа Boeing 737-500 связана с попаданием самолета в сложное пространственное положение (Upset) в процессе ухода на второй круг с относительно большой высоты начала ухода (270 м), – говорится в отчете МАК.
При этом, отмечается в отчёте, из-за отсутствия управляющих действий экипажа первоначально самолёт попал в одно сложное пространственное положение – «на кабрирование», а затем, в результате неправильных управляющих действий КВС, - «на пикирование».
Авиаэксперт: Индонезия скрывает причины трагедии с Boeing 737
«Скоротечность изменения событий при отсутствии соответствующих навыков у КВС и его фактическом уровне подготовки не могла позволить предпринять ему необходимые в этом случае действия. Попытки экипажа восстановить пространственное положение привели к крутому пикированию и столкновению с землёй» - вот такие формулировки использовали специалисты комитета.
Похоже, правда?
«В последних катастрофах с Boeing-737 самолёты втыкались в землю почти вертикально»
У экспертов, однако, совершенно иное мнение о причинах случившегося – причём оно высказывалось ещё ранее, когда готовился тот итоговый отчёт Межгосударственного авиационного комитета, процитированный выше.
Тогда Росавиация высказала так называемое особое мнение, не согласившись с выводами комиссии и назвав ключевой причиной трагедии отказ привода системы управления рулём высоты, связав их с конструктивными недостатками «Боингов» модели 737. Вышел конфликт, который мог бы привести к полному запрету полетов Boeing-737 в России, поскольку МАК заявил о намерении отозвать сертификат именно у этих лайнеров.
Однако затем глава Росавиации выступил с заявлением, что оснований для такого резкого шага нет, зато комитет лишили полномочий по сертификации воздушных судов.
Но, как оказалось, выводы его специалистов сомнений не вызывают.
Фото: Andrejs Zavadskis / Shutterstock.com
«Мне кажется, что у МАК, на основе выводов которого подготовлено заключение следователей, вообще такой принцип: в девяти случаях( катастроф) из десяти виноваты именно пилоты», - рассказал Царьграду независимый эксперт Юрий Антипов, чьи выводы о причинах авиакатастроф очень часто оказываются верными.Но почему, удивлён Антипов, не обращается внимание на схожесть обстоятельств крушений именно «Боингов-737»: и в Казани в 2013-м, и в Ростове-на-Дону в 2016-м (55 погибших), и в Индонезии в 2018-м (189 погибших), и в Эфиопии в 2019-м (157 погибших).
«Во всех случаях лайнеры входили в землю практически вертикально, – объясняет эксперт. – В случае с катастрофой в Казани пало подозрение на гидравлический узел управления рулями высоты – что делает МАК? Он отправляет его... на проверку подрядчику «Боинга» – фирме «Паркер Аэроспэйс». И те, конечно же, не находят никаких ошибок! Наш комитет принимает это всё за чистую монету. И называет виновными пилотов».
Над Boeing сгустились тучи из-за катастрофы в Эфиопии
Эксперт говорит, что он проанализировал трагедии в Казани и Ростове-на-Дону и сравнил данные по изменению угла стабилизатора (это тот узел, который в принципе «валит» самолёт легко). И эти агрегаты работают у «Боинга-737» в два раза медленнее, чем у российских Ту-154.
«У этой модели «Боингов» сначала идёт сигнал от датчиков стабилизаторов в «мозги» самолёта, там обрабатывается; потом они отдают команду органам управления передвигать стабилизатор в нужное положение. Если не хватает угла, то снова поступает сигнал в систему обработки, а оттуда, уже с новыми расчётами, возвращается обратно. И получается многоступенчатая реакция», – отмечает Антипов.
Так вот, у «тушек» стабилизатор движется в два раза быстрее, чем у Boeing. А это промедление бывает – в прямом смысле слова – смерти подобно.
Потому что наступает момент, когда пилоты просто ничего не могут сделать вручную, управляя рулями высоты, поскольку вместо них в этот момент работает автоматика, которая не даёт вмешаться в процесс.
Поэтому говорить однозначно, что виноваты именно пилоты, ну просто неправильно! – уверен Юрий Антипов. – Что значит – у них не было опыта? У этого Салихова, командира судна в Казани, 2784 часа налёта в качестве пилота, из которых 2509 – на «Боинге» (уточним: 527 часов – непосредственно в качестве КВС. – Прим ред.). Смешная причина! Это как водитель автомобиля, у которого нет прав, хотя он за рулём уже несколько лет: если он попал в ДТП – значит, он и виноват.
К слову, для сравнения, у Дамира Юсупова, Героя России, сумевшего посадить свой аварийный А-321 на кукурузное поле и спасти тем самым жизни 233 человек, налёт составляет около трех тысяч часов.
Фото: Dmitry Golubovich / Globallookpress
Особое мнение: не учтено
Мы уже упоминали, что в итоговом отчёте прозвучало «особое мнение» Росавиации; Царьград с ним также ознакомился. И оно, в общем и целом, совпадает с тем, о чём говорит эксперт Юрий Антипов.
«Действия экипажа после ухода на второй круг описаны в отчёте субъективно, в предположительной форме – соссылкой на данные регистраторов полётной информации и прослушивания магнитофонной записи», – утверждает в этом документе замначальника отдела расследования и профилактики авиационных событий Управления безопасности полётов Росавиации Николай Студеникин.
По его словам, утверждение об исправной работе всех систем и оборудования самолёта выглядит неубедительно, в то время как «негативные позиции в отношении действий членов экипажа (а их в отчёте большинство) объясняются предположительно, ссылаясь на профессиональную неподготовленность».
Он указывает также, что «нет оснований обвинять экипаж в неиспользовании комплексного самолётовождения, поскольку экипаж получал сигналы от указанных систем после подготовки кабины к посадке согласно контрольным картам».
Кроме того, в выводах Студеникина говорится как раз о технических упущениях в исследовании причин катастрофы. Так, например, конкретно у этого татарского «Боинга», который эксплуатировался с 1999 года, рулевые приводы отличаются друг от друга конструкцией. А фирма – тот самый подрядчик, которому отправляли на анализ вызвавший изначальное подозрение узел, – «не предоставила комиссии никаких чертежей».
Прокуроры заговорили об авиакатастрофе. Ждёт ли нас «дело «Аэрофлота»?
«Это же относится ко всем остальным параметрам и результатам измерений, представленным в отчёте, – отмечает Студеникин. – Во всех случаях речь идёт о мнении фирмы, которое не подтверждено никакими документами».
И он тоже говорит о том, что не были изучены отклонения руля высоты. Иначе говоря, конкретной и объективной оценки работы самого лайнера и его узлов не сделано.
В комиссии, однако, отвечая на «особое мнение», самого представителя Росавиации назвали необъективным, указав на его «низкую компетентность в области технического расследования авиационных происшествий».
Таким образом, на данный момент в «сухом остатке» мы имеем следующее: виновные в трагедии в Казани названы официально. И двое из них, пилоты Салихов и Гуцул, ничего сказать в своё оправдание не смогут – их нет в живых.
Что касается других двоих, ответственных за фальсификацию документов, то – пусть разбирается суд. Если сам факт подтвердится, есть закон, в соответствии с которым они должны понести наказание.
Главное, чтобы с реальными причинами катастрофы ошиблись всё-таки не следователи, а эксперты: «Боинги-737» продолжают летать.