"Это же налог на прогресс": сенаторов раскритиковали за идею платной регистрации гаджетов по IMEI
Российских сенаторов раскритиковали за идею обязательной платной регистрации по IMEI всех видов гаджетов, выходящих в сеть, - от мобильников до счётчиков на воду, игрушек и микроволновок. "Это же налог на прогресс", - возмутился в разговоре с Царьградом сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
В Совфеде разработали законопроект об обязательной платной регистрации всех устройств с выходом в интернет по идентификатору IMEI с февраля 2020 года. Если инициатива будет поддержана, под действие закона попадут не только телефоны и планшеты, но и вообще все устройства, способные выходить на связь и снабженные IMEI, — счётчики на воду и электроэнергию, ворота с дистанционным управлением, элементы "умного дома", чайники, весы и даже GPS-трекеры птиц и животных, которыми их снабжают ученые. Своего рода налог должен составлять не больше 100 рублей, полагают авторы идеи. Исключения могут быть сделаны только для иностранцев.
Предполагается, что за счет собранных средств будет создано три реестра — легальных зарегистрированных гаджетов с IMEI, украденных и заблокированных устройств, а также находящихся на территории России временно и принадлежащих иностранцам. Производители и импортеры будут обязаны регистрировать технику при ввозе в страну. То же придется делать российским гражданам, купившим гаджеты за границей. Вести реестры будет Научно-исследовательский институт систем связи и управления Россвязи.
"Кажется, что просто": Эксперт рассказал о рисках оформления ДТП через мобильное приложение
Сенаторы объясняют необходимость таких мер борьбой с кражами мобильных телефонов и противодействием терроризму. Они говорят, что новый "налог" позволит обязать сотовых операторов блокировать устройства по IMEI. При этом уже сейчас при выходе устройства в сеть сотовые операторы получают данные об IMEI в числе других идентификаторов и имеют возможность устанавливать IMEI "задним числом", если устройство было украдено.
Законопроект предлагает период "амнистии" для уже имеющихся на руках у населения устройств, которая будет длиться от 3 до 5 лет. После этого платная регистрация все-таки станет обязательной.
В "МегаФоне" в целом поддержали инициативу. Представитель пресс-службы оператора Дмитрий Лукьянчиков в разговоре с РБК* отметил, что обязательная регистрация позволит точнее идентифицировать абонентские устройства и их блокировку в случае совершения преступлений. Он отметил, что законопроект был написан с учетом мировой практики.
Анна Айбашева из "ВымпелКома" ("Билайн") предположила, что новый порядок будет полезен с точки зрения качества связи, отметив, что сходные меры применяются в других странах, где присутствует компания.
Мы устанем платить
Фактически сенаторы предлагают ввести в России налог на прогресс, возмутился в разговоре с Царьградом сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин. "Такое впечатление, что там дядям и тётям вообще забот других нет, кроме как заниматься этой ерундой", - считает он.
Во-первых, пояснил эксперт, законопроект предлагает создать серьёзную финансовую нагрузку на потребителя в ситуации, когда бурно развивается интернет вещей. Пользователи, уверен он, просто устанут регистрировать всё, что у них находится в пользовании, и превратятся в нарушителей закона.
"По сути дела, речь идёт обо всём спектре устройств. Умная мультиварка, холодильник, пылесос с дистанционным управлением, детские игрушки, которые между собой общаются, есть такие. То есть мы будем только и делать, что ходить куда-то в регистрацию или посылать на госпортал эти данные. И платить по сто рублей", - говорит Егармин.
В реку за часами
Второй довод против этой инициативы, после избыточной финансовой нагрузки, состоит в том, что фактически она означает введение налога на прогресс. Кроме того, отмечает собеседник Царьграда, сенаторы создают "ненужную суету".
На заре российской государственности, напомнил он, к сотовым телефонам выдавали специальные разрешения, а милиционеры отлавливали нарушителей, чтобы "денег срубить". Сейчас мы возвращаемся к этим временам, полагает он.
Только попробуйте представить себе ситуации, когда органы полиции столкнутся с массой заявлений, что, допустим, у кого-то часы с IMEI упали в реку. Или микроволновка куда-то делась при переезде. Полиция будет вынуждена разбираться с каждым фактом, отмечает эксперт.
А вот от терроризма этот закон не защищает, настаивает Егармин. Он напомнил, что в настоящее время IMEI всех телефонов и средств связи уже указываются при ввозе на таможенную территорию России, и новая регистрация будет это дублировать. "Человек зарегистрировал гаджеты, а дальше их продаёт, раздаёт или сдаёт в аренду. Есть вероятность, что интернет-магазины просто начнут регистрировать очередного выходца из Средней Азии, который будет числиться собственником. И кому это поможет", - спрашивает собеседник Царьграда.
Кухонные весы под двойным прицелом
"Существует разумная достаточность регулировки нашей жизни как потребителей. Это значит, нас окружающая среда не должна обременять. Мы берём часы для того, чтобы смотреть время. Если у них есть функции передачи пульса на расстояние, это нам тоже помогает беречь здоровье. Но регистрировать их, я думаю, что мы просто не готовы. Потому что возникает вопрос, не проще ли обычные часы купить, которые без выхода в сеть", - рассуждает эксперт.
"Есть масса устройств, которые передают информацию через интернет в медицинских целях, есть принтеры, которые мы связываем по беспроводной связи, чтобы экономить провода и беречь экологию. А те, кто придумал этот закон, хотят затормозить развитие технологий. Или просто набить свой карман", - уверен Егармин.
Сейчас IMEI регистрируются на таможне, интернет-соединение также требует идентификации. То есть для террористической угрозы, исходящей от "умных" кухонных весов, есть два дублирующих канала противодействия, указывает собеседник Царьграда. И закон Яровой уже предусматривает запись и анализ трафика, то есть контроль устройств.
Если сенаторы хотят получать данные от каждого пульсомера и каждых весов, это гигантский объем информации, которая должна где-то записываться, храниться и обрабатываться. Это немало электроэнергии, которую, кстати, нам собираются нормировать. Оплачиваться эта электроэнергия будет явно не из сенаторской зарплаты, хотя она и немаленькая, а из наших денег, отмечает представитель общественной организации.
"И, в общем, большая часть всех этих вопросов сводится к одному. Есть очень большая обида, что туда, где принимаются законы, приходят очень некомпетентные люди, которые просто, как дети, играют в солдатики", - уверен он.
* - РБК