"Гусарская баллада" - образцовый пример, как создавать юбилейные фильмы и героев анекдотов
Картина Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" (1962) до сих пор остаётся образцовым примером того, как надо создавать юбилейные фильмы и героев народных анекдотов.
Словосочетание "Гусарская баллада" - почти безотказное средство для улучшения настроения отечественного кинозрителя. Ведь это название киноводевиля Эльдара Рязанова, вышедшего на экраны в 1962 году и обогатившего русскую культуру не только первоклассным развлекательным зрелищем, но и культовым персонажем.
Более того - комедийный сюжет о юной прелестной девице, отправившейся громить иноземных захватчиков в мужском военном мундире, является отражением одной из ключевых страниц в истории России.
Иногда юбилейные фильмы становятся удачей, иногда - позором
В это сложно поверить, но "Гусарская баллада" является одним из редчайших отечественных фильмов, посвящённых Отечественной войне 1812 года. Сложность создания исторических костюмированных фильмов, да ещё с масштабными батальными сценами, заранее отбивала желание начинать работу у многих режиссёров. Пожалуй, помимо "Гусарской баллады" в советском кинематографе можно назвать лишь два заметных произведения о войне 1812 года - "Войну и мир" Сергея Бондарчука и "Эскадрон гусар летучих" Станислава Ростоцкого и Никиты Хубова.
Между тем фильм Эльдара Рязанова задумывался именно как посвящение Отечественной войне - не случайно премьера картины состоялась 7 сентября 1962 года, в день 150-летнего юбилея легендарного Бородинского сражения. В связи с этим нельзя не упомянуть прискорбный факт: 200-летие знаменитой битвы, от исхода которой зависела судьба нашей страны и народа, в 2012 году не получило в нашем кино никакого отражения. И даже хуже того - формально к юбилею создали проект "Уланская баллада", с явной отсылкой к картине Рязанова и в надежде таким образом привлечь зрителей в кинотеатры. Однако художественный и профессиональный уровень этой поделки настолько низок, что от подобных "юбилейных фильмов" один только вред. Продюсеры проекта не смогли даже элементарного - соблюсти календарную точность: фильм вышел в прокат лишь 1 ноября.
Актриса-дебютантка для свежего образа
Что касается "Гусарской баллады", то фильм обогатил наш кинематограф двумя очаровательными образами - девицы Шурочки Азаровой, отправляющейся воевать с Наполеоном под видом корнета, и поручика Ржевского, её наречённого жениха, а по факту - боевого товарища.
Персонаж Шурочки очевидным образом списан с реальной героини Отечественной войны, кавалерист-девицы Надежды Дуровой, воевавшей сперва в уланском, а затем в гусарском полку под видом офицера и удостоенной боевых орденов. Об этом свидетельствует как сама идея воюющей под чужим именем девушки, так и ряд биографических совпадений.
Неудивительно, что выбор актрисы для столь специфической роли выдался для режиссёра непростым - нужно было найти исполнительницу, одинаково убедительную и в своей "женственной части", и в виде боевой кавалерист-девицы. Рязанов попробовал многих замечательных артисток - знакомую ему по "Карнавальной ночи" Людмилу Гурченко, Светлану Немоляеву, Алису Фрейндлих, Валентину Малявину. Однако в итоге Шурочкой-корнетом стала дебютантка, тогда ещё студентка Лариса Голубкина.
А ведь Ржевским мог стать Бендер
Центральный мужской персонаж - лихой поручик Дмитрий Ржевский. Сейчас этого гусара воспринимают в первую очередь как фольклорного героя анекдотов, порой весьма специфических. Таковым поручик Ржевский стал именно после "Гусарской баллады" - Юрий Яковлев настолько ярко сыграл этого, с одной стороны, типичного дворянского солдафона, а с другой - сентиментального героя-любовника, что образ моментально "ушёл в народ".
Относительно происхождения данного героя существует несколько версий. Так, по словам Александра Гладкова, автора пьесы "Давным-давно", по которой и был снят фильм, он при написании произведения ориентировался на знаменитого героя Отечественной войны Дениса Давыдова. Однако есть свидетельства, что в XIX веке прославился своими скандальными выходками подпоручик Сергей Ржевский, которого также можно считать прототипом героя.
Юрий Яковлев был не только не единственным, но и не главным претендентом на роль лихого поручика. Первоначально Рязанов выбирал между ним, Вячеславом Тихоновым, Сергеем Юрским и Александром Лазаревым. Причём режиссёру больше всего понравились пробы Юрского, и он отправился к начальству утверждать будущего исполнителя роли Остапа Бендера на роль поручика Ржевского. Однако руководству "Мосфильма" Юрский показался недостаточно красивым для лихого гусара - и в фильме появился Яковлев. В итоге из него получился первоклассный Ржевский - несмотря на то, что к началу съёмок актёр, которому предстояло изображать бравого кавалериста, ни разу не ездил верхом. Но для русской актёрской школы подобные вызовы это пустяки, так что к концу работы над фильмом Яковлев прекрасно смотрелся в седле.