В российском футболе появится еще один частный клуб
Казанский "Рубин" объявил о предстоящей смене формы собственности. "Царьград" решил разобраться, тенденция это или всего лишь частный случай
История вопроса
Государственное финансирование российский футбол унаследовал от Советского Союза, где едва ли не каждый футбольный клуб имел ведомственную или производственную принадлежность. «Динамо» - Министерство внутренних дел, «Локомотив» - Министерство железнодорожного транспорта, ЦСКА и СКА – Министерство обороны, «Торпедо» - завод ЗИЛ и так далее. Лишь «Спартак» относили к профсоюзам и называли народной командой, но это не меняло сути дела. СССР уже нет, а система дожила до наших дней с поправкой на то, что сегодня в некоторых случаях прежние связи либо не столь прочны, либо вовсе разрушены, а ведомственное финансирование мимикрировало в региональное.
Стадионы к чемпионату мира по футболу готовы. Почти
О необходимости отказаться от государственного финансирования профессиональных футбольных клубов говорили все президенты Российского футбольного союза после Вячеслава Колоскова. И Виталий Мутко, и Сергей Фурсенко, и Николай Толстых утверждали, что вот еще немного, еще чуть-чуть, и бюджетные средства пойдут не на астрономические зарплаты игрокам, не на покупку дорогостоящих легионеров, не на миллионные вознаграждения агентам, а на развитие детско-юношеского футбола. Клубам же придется волей-неволей начать думать о том, как зарабатывать самим, привлекая все больше зрителей на трибуны, продавая задорого телевизионные права и заваливая клубной атрибутикой спортивные магазины.
«Привлекать деньги можно по-разному, - говорил в 2012 году на конференции РФС Фурсенко. – Или тратить меньше, или добиться того, чтобы футбол зарабатывал. Нам необходимо этому научиться. Менеджеры, которые выбраны в исполком, помогут изменить систему финансирования российского футбола».
Тогда в исполком РФС были избраны глава РЖД Владимир Якунин и миллиардеры Сулейман Керимов и Петр Авен. Сегодня Якунин от футбольных дел отошел, Керимов потратил 400 миллионов долларов на проект превращения махачкалинского «Анжи» в суперклуб, но вскоре потерял к нему интерес, а Авен так и не купил у Леонида Федуна «Спартак». Спустя 5 лет можно сказать, что систему финансирования эти менеджеры так и не изменили.
А ведь еще годом ранее президент ЦСКА Евгений Гинер говорил, что уже в 2012 году бюджетное финансирование будет запрещено. Процитируем.
«Не буду утверждать, но на одном из последних исполкомов я слышал, что с 2012 года бюджетное финансирование будет запрещено… Как только будет введен финансовый фейр-плей, выделять деньги из региональных бюджетов уже не получится. Как можно будет объяснить УЕФА статью дохода «поступления от мэрии»?
Толстых возмущался в 2012 году, что клубы выплатили агентам в общей сложности 55 миллионов евро в качестве комиссионных за трансферы игроков.
Спустя четыре года Виталий Мутко вновь предупредил клубы о грядущем закручивании гаек со стороны государства. По его словам, те, кто получает деньги от госкомпаний, должны действовать в интересах национальных сборных и развивать детский спорт, а не транжирить средства на покупку дорогостоящих легионеров.
Реальность
Спустя 3 года президентские заклинания можно повторить, потому что 80 процентов футбольных клубов по-прежнему финансируются за счет субъектов Российской Федерации. «У нас буквально несколько частных клубов, которые сами зарабатывают, играя в европейских кубках, привлекая спонсоров», - эти слова Мутко актуальны и сегодня.
Тренировочная база казанского "Рубина". Фото: www.globallookpress.com
Если взглянуть строгим государственным глазом на Премьер-лигу, то картина вырисовывается печальная. Суммарный бюджет лиги – под миллиард долларов, а из 16 клубов к частным в полном смысле этого понятия можно отнести только «Краснодар», принадлежащий миллиардеру Сергею Галицкому, «Тосно», который финансирует российская инвестиционная компания, специализирующаяся на управлении недвижимостью, и «Анжи», в который вкладывают личные средства Керимов и Осман Кадиев. С натяжкой частными клубами можно назвать «Спартак», ЦСКА и «Зенит», в бюджет которых идут доходы акционеров компаний-спонсоров, а не напрямую государственные средства. Формально – все правильно, на самом деле – лукавство. И УЕФА не случайно штрафовал «Зенит» за нарушение правил финансового фейр-плей.
Российские клубы считают деньги: Новости трансферного рынка
Остальные команды Премьер-лиги сидят на шее государства. СКА, «Амкар», «Урал», «Уфа», «Арсенал», «Ростов» и «Ахмат» финансируются из республиканских, краевых или областных бюджетов. Спонсоры «Локомотива» и «Динамо» - РЖД и банк ВТБ, государственные структуры. «Рубин» всегда получал деньги от Татарстана, причем на футбольный клуб в иные годы уходило, по некоторым оценкам, до 80 процентов средств, что республика выделяла на спорт. Но ситуация, если верить руководителям «Рубина», изменилась кардинально. «Клуб уже в этом сезоне полностью спонсируется частным капиталом нескольких компаний. Государственные средства мы не привлекаем», - говорит генеральный директор «Рубина» Рустем Саяхов. Все это похоже на правду, если посмотреть, с каким трудом происходит в Казани переход на частные рельсы. Клуб, чьи долги оцениваются в 1,5 миллиарда рублей, вынужден продавать лучших игроков или даже отпускать бесплатно тех, кто получает самые большие зарплаты. В общем, капитализм в чистом виде – сколько заработал, столько и потратил.
Перспектива
Похоже, жить по этому правилу придется рано или поздно и другим клубам Премьер-лиги. «Футбол живет не только там, где есть большие деньги, - считает Юрий Белоус, в разные годы руководивший ФК «Москва» и «Ростов». – В Боснии и Герцеговине, например, бюджеты клубов составляют 2-3 миллиона евро, а сборная играет на Чемпионатах мира и Европы. Госсредства должны быть перенаправлены на детско-юношеский футбол и развитие материально-технической базы. А для клубов нужно ввести систему лицензирования – финансовый фейр-плей в российском масштабе. Ничего страшного не случится».
Мысль здравая, если вспомнить судьбу владикавказской «Алании» и волгоградского «Ротора», некогда задававших тон в российском футболе, но из-за финансовых проблем, связанных с непрофессиональным менеджментом, а порой и с воровством, даже потерявших на какое-то время статус профессиональных клубов.
«Для начала государство не должно содержать футбольные клубы, - говорит Петр Макаренко, глава компании «Телеспорт», крупнейшего оператора на российском рынке спортивного маркетинга. – А для того, чтобы функционировать самим, они должны жить на те деньги, которые зарабатывают. Тогда все футбольные руководители задумаются о привлечении людей на трибуны, а значит, о качестве футбола».
По словам Макаренко, посещаемость матчей напрямую связана со стоимостью телеправ, основного источника доходов клубов в ведущих футбольных странах Европы. Опыт этих стран показывает, что суммарные доходы, полученные от продажи билетов, примерно равны рыночной стоимости телеправ. То есть, как зарабатывать, понятно. И трудно не согласиться с Мутко (говорит он, как всегда, правильно): «Некоторые просто не хотят ничего менять, а меняться надо всем, кто вовлечен в футбол. И если ничего не трогать, то все таким и останется». Но это относится к Премьер-лиге. Как клубам ФНЛ и ПФЛ, на которые спонсоры, мягко говоря, слабо обращают внимание, выживать без бюджетного финансирования, пока загадка. «Если мы будем делать резкие шаги, то могут возникнуть большие проблемы с первым и вторым дивизионами», - считает президент РФС. И опять он прав!
Но шаги, резкие или постепенные, все равно делать придется. И в этом смысле происходящее с «Рубином», скорее, тенденция, а не случайность. Бюджетные деньги закончились. Процесс пошел и его уже не остановить.