Уйти, чтобы остаться: Что США намерены делать в Сирии?
Президент США Дональд Трамп продолжает заявлять о грядущем выводе американского контингента из Сирии. Однако Пентагон лишь нарастил численность войск, объясняя это необходимостью полностью покончить с террористами и поддержать союзников. США уходят или только делают вид?
После декабрьского объявления о выводе американского контингента из Сирии и Афганистана Дональд Трамп подвергся агрессивным нападкам со стороны как ястребов-республиканцев, то есть своих однопартийцев, так и демократов. Президента США обвинили в потворстве «коварным» планам России и правительства сирийского лидера Башара Асада. Обвинили Трампа и в том, что он бросает своих союзников по антитеррористической коалиции, которым не останется ничего другого, кроме как по-тихому уйти вслед за американцами.
Надо сказать, что Трамп не изменил своего решения. По крайней мере официально. В недавних интервью накануне своей большой речи в Конгрессе он вновь повторил заклинание о возврате бравых американских солдат домой к их семьям. Однако назначенный Трампом ранее и.о. министра обороны Патрик Шэнахэн, как выясняется, придерживается противоположного мнения. Он считает, что террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России), а также «недобитки» в лице «Ан-Нусры» или её нового названия — «Хайят Тахрир аш-Шам» по-прежнему слишком высоко держат голову. И изменить это могут якобы только США.
Почему США на самом деле и не думают уходить из Сирии
По данным NBC News, Пентагон в ближайшее время опубликует отчёт о состоянии дел в Сирии и ходе операции «Непоколебимая решимость». По данным источников, в этом отчёте будут содержаться утверждения о том, что ИГ в Сирии легко и просто может отвоевать утраченные позиции, а значит, США не должны уходить.
К чему могут привести попытки саботировать и без того не слишком прозрачное решение Трампа о выходе из Сирии и на что стоит рассчитывать России вследствие этой американской неопределённости?
Остаться нельзя уходить
Как сообщил всё тот же телеканал NBC News со ссылкой на чиновников, знакомых с содержанием грядущего отчёта Пентагона, данные в нём будут прямо противоречить тому, что рассказывал и рассказывает Трамп. В частности, в докладе будет заявлено, что ИГ способно вернуть утраченные районы в Сирии за срок от 6 до 12 месяцев. Источники телеканала уверяют, что над фактами доклада работали военные, разведка и правительственные чиновники США. Кроме этого, ряд данных удалось получить из «открытых источников». Отчёт охватывает период с 1 октября по 31 декабря 2018 года.
Президент США Дональд Трамп. Фото: www.globallookpress.com
Исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шэнахэн официально ничем не выдал, что уже знаком с содержанием отчёта. Временный глава Пентагона не хочет до поры ссориться с Трампом, который выдвинул его на министерский пост взамен «бешеного пса» Джеймса Мэттиса, пусть и на короткий срок.
Если сравнивать с тем, что было два года назад, то сейчас уже 99,5% территории, которую ранее контролировало ИГ, теперь возвращено сирийцам. Через пару недель эта цифра достигнет 100%,
- сказал Шэнэхэн.
Путин и Эрдоган решат судьбу Сирии без Трампа
Между тем со сладкими речами Шэнахэна явно не согласна Национальная разведка. Её шеф Дэниел Коутс уже имел неосторожность опубликовать ежегодный доклад по нацбезопасности, в котором заявлено, что в Ираке и Сирии всё ещё воюют тысячи бойцов ИГ и связанных с ним группировок. Трамп раскритиковал этот доклад и обвинил разведку в непрофессионализме, за что заслужил очередные упрёки от многих в своём окружении.
Подобные разночтения, внутренние конфликты ожидаемо вызывают критику со стороны демократов в палате представителей Конгресса, которую они контролируют.
В интервью NBC News глава комитета по иностранным делам палаты представителей Элиот Энгель отметил, что отчёт Пентагона станет ясным сигналом Трампу о том, что террористы в Сирии не побеждены.
Если президент не проигнорирует своих высокопоставленных сотрудников разведки, возможно, он придёт к такому же выводу,
- сказал Энгель.
NBC News уточняет, что Трамп может «передумать», выступая с ежегодным посланием в Конгрессе сегодня. Официальные лица в администрации США заявили, что территория, контролируемая террористами в долине реки Евфрат, имеет в ширину менее 10 километров, однако зачистка этого района идёт слишком медленно.
Эрдоган проверит реакцию Путина на предложение Трампа по Сирии
Наконец, в администрации Трампа полагают, что США в любом случае продолжат операцию в Сирии, но только в «тактическом смысле», не используя наземные силы. Бывший начальник штаба советника по национальной безопасности Джона Болтона - Фред Флитц заявил, что США продолжат наносить авиаудары и проводить разведывательные операции из Ирака, откуда, по словам Трампа, американцы уходить не собираются.
Между тем численность американских военнослужащих в Сирии возросла примерно до 3 тыс. человек. В Пентагоне уже заявляли, что новые военные пришли, чтобы помочь уйти старым. Среди новоприбывших подразделений есть части материально-технической поддержки и службы безопасности, которые помогают вывозить оборудование и в конечном итоге - выводить войска.
Фото: www.globallookpress.com
Ситуация «на земле»
На деле же ситуация в Сирии несколько иная. Как уже рассказывал Царьград, «Ан-Нусра», которая теперь переименовала себя в «Хайят Тахрир аш-Шам», пошла в наступление в Алеппо. За последнее время боевики захватили порядка 10 населённых пунктов и выдавили из западной части Алеппо протурецкие силы в Африн.
Оплотом боевиков также является Идлиб, который окружён протурецкими силами. Однако основной заботой президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана сейчас будет именно Алеппо, а не выполнение согласованных с Россией действий по выводу террористов из 20-километровой «демилитаризованной зоны», о чём с турецким лидером договорился в Сочи президент России Владимир Путин.
Россия и США могут остановить Турцию в Сирии
В Сирии расположены 12 военных баз США и ещё два аванпоста, то есть всего 14 военных объектов. Больше всего их в Алеппо - шесть. В провинции Хасеке у Вашингтона четыре базы. В провинции Дейр-эз-Зор - одна база, две - в Ракке. Одна из самых главных баз США - Эт-Танф - располагается в провинции Хомс. Именно с этого военного объекта американцы контролируют дорогу из Ирака в Сирию. И конечно же, выход военных с этой базы будет означать серьёзную утрату контроля.
Против выхода США из Эт-Танфа открыто выступает советник по нацбезопасности Болтон. Если США будут выходить, то там всё равно должны будут остаться войска, заявлял ранее он. Если к этому добавить доклад Нацразведки и слова Коутса, а также грядущий отчёт Пентагона, то пазл сложится в цельную картину - никуда американцы не уходят. Это теперь оказывается гораздо сложнее, чем прийти. И совершенно не важно, что по этому поводу думает Трамп, хотя военные должны подчиняться его приказам. Те, кто сегодня оказывают на него мощное давление, ведут ситуацию к тому, чтобы Трамп добровольно изменил своё мнение, и делают для этого всё, включая предоставление достаточных поводов.
Советник по нацбезопасности США Джон Болтон. Фото: www.globallookpress.com
Если Трамп будет против, то его, безусловно, обвинят в отсутствии доверия к американской разведке, военным и советникам. Это в перспективе всё более остро ставит вопрос о том, в какой степени президент США сегодня вообще в состоянии держать под контролем политику своей страны.
Почему С-300 в Сирии пока молчат
Исходя из объективных данных по Сирии, позицию Пентагона в готовящемся к публикации отчёте можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, террористы там не уничтожены или не разоружены все до единого. С другой стороны, реальный прогресс совершенно перестал зависеть от США. Решения принимают Путин, Эрдоган и сами сирийцы. Поэтому американская разведка, генералы, чиновники Пентагона и даже и.о. министра обороны явно льстят сами себе, когда полагают, что присутствие США в корне изменит ситуацию.
Судьба Идлиба теперь будет зависеть от нового раунда российско-турецких переговоров и действий России там и в Алеппо, а не от того, сколько военных США будет в Сирии. В Вашингтоне же продолжается борьба с Трампом, которую пытаются связать с необходимостью защиты в Сирии американских интересов, которых на самом деле там нет.