Трамп примирил заклятых друзей — Меркель и Эрдогана
Реджеп Эрдоган прибыл с трехдневным визитом в Германию для встречи с Ангелой Меркель. Экономический кризис в Турции и страх немцев перед беженцами вынуждают Анкару и Берлин к взаимному сближению. Свою лепту вносит и санкционная политика Дональда Трампа
Выступая на Генеральной Ассамблее ООН, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган обвинил США в развязывании «мировой торговой войны». Дональд Трамп ввел импортные пошлины против ряда стран, включая Китай, ЕС, Россию и Турцию.
Вдобавок к тарифам на Анкару отдельно были наложены санкции, связанные с арестом американского пастора Эндрю Брансона. Все это усугубило назревавшие в последние месяцы проблемы в турецкой экономике. Лира упала на 40%, валютный долг Турции вырос до 200 млрд долларов, инвесторы начали уходить. Центробанк страны пошел на беспрецедентное повышение ключевой ставки с 17 до 24%.
Ни внешнеполитические успехи в Сирии, ни победа на недавних президентских выборах Эрдогана не помогают властям разрешить финансово-экономические проблемы. Нужна внешняя помощь. Евросоюз — крупнейший торговый партнер Турции, а внутри ЕС главный игрок — Германия. В Турции работают более семи тысяч немецких компаний. Вот почему Эрдоган, который порой за день успевает посетить больше одной страны, прибыл на немецкую землю с трехдневным визитом.
Путин и Эрдоган сорвали сценарий США по Идлибу
Эрдоган намерен привлечь немецкие (европейские) инвестиции в Турцию, активизировать торговлю, а в идеале — получить прямую финансовую помощь. С последней ни Германия, ни Еврокомиссия пока не спешат, а вот с инвестициями Меркель подсобить готова.
В качестве дополнительной меры можно было бы возобновить вопрос о создании расширенной таможенной зоны Турции с ЕС, но для этого нужно согласие всех стран ЕС. А здесь настроения по отношению к Эрдогану крайне критичные. Брюссель обвиняет его в авторитаризме и задержании сотни политзаключенных, а также иностранных журналистов.
Отношения Германии и Турции за последние годы упали до исторического минимума. В Германии запрещали демонстрации в поддержку Эрдогана, а немецкие журналисты рисовали оскорбительные карикатуры на турецкого лидера. Правительство ФРГ критиковало военные действия Турции в Сирии против курдских ополченцев.
Кошмарный сон США и Европы: Россия, Иран и Турция делят Сирию на сферы влияния
На это Эрдоган отвечал резкими выступлениями, обвинял Меркель в «фашизме» и сажал немецких журналистов в Турции. Одним из последних конфликтов был скандал, связанный с критикой встречи немецкого футболиста Месута Озила с Эрдоганом, из-за чего полузащитнику пришлось покинуть сборную Германии.
Но сейчас стороны пошли на смягчение. Анкара недавно освободила репортера газеты Die Welt Дениза Юджела. Германия перестала отговаривать своих граждан от посещения Турции и возобновила экспортные гарантии «Гермес» для бизнеса. В своей недавней статье немецкому изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung Эрдоган написал:
Давайте сконцентрируемся на общих интересах, общих вызовах и общих угрозах.
Чтобы лишний раз не дразнить немецкий истеблишмент, на этот раз он не будет проводить митинги перед турецкой диаспорой в Германии.
Сегодня Эрдогана в Берлине встретили с воинскими почестями, а в субботу президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер проведет банкет в честь гостя с берегов Босфора с участием 100 гостей. Меркель встретится с Эрдоганом аж дважды.
Если интерес Турции предельно ясен — деньги, то Германии нужна помощь для борьбы с главной ее проблемой — беженцами. В 2016 году Евросоюз и Турция подписали «миграционную сделку», которая фактически остановила миграционные потоки в Старый Свет. Брюссель обязался выплатить за турецкую услугу шесть миллиардов евро.
Но на этом угрозы не закончились. В Сирии продолжается война, а значит, сохраняется опасность новых волн миграции.
В Берлине горячо приветствовали соглашение, достигнутое 17 сентября в Сочи. Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились создать в Идлибе «демилитаризованную зону», что остановило уже почти готовое наступление правительственной армии на эту сирийскую провинцию.
17 сентября в Сочи Владимир Путин и Реджеп Эрдоган договорились создать в Идлибе «демилитаризованную зону». Фото: www.globallookpress.com
Правозащитники пугали Европу тем, что если в Идлибе начнутся боевые действия, то ее ожидает минимум 700 тысяч беженцев, которые прибудут через границу в Турцию, а Анкара их благополучно пропустит на Балканы.
Так вот, чтобы не допустить этого, Берлин и другие столицы ЕС буквально «трясутся» над Эрдоганом. Его руками страны НАТО рассчитывают оказать влияние на Россию и достичь продления статус-кво на севере Сирии. То есть сохранения Идлиба за оппозицией.
Доктор исторических наук Стамбульского университета Мехмет Перинчек уверен, что Берлин и Анкара — «сообщающиеся сосуды». Поэтому Германия заинтересована в экономической стабильности и территориальной целостности Турции.
США стараются использовать европейские страны против России, Турции и Китая. Однако интересы Германии связаны с Евразией, а центр мировой экономики двигается именно в этот регион. (…) Защищая свою территориальную целостность, которую пытаются подорвать США, Турция оказывает непомерную помощь Германии. Ведь реализация планов Вашингтона на Ближнем Востоке — кровь, война и новый поток беженцев в Европу. Это приведет к разрушению стабильности, в том числе экономической, не только на Ближнем Востоке, Турции, но и в самой Европе,
— отметил Перинчек в беседе с Царьградом.
Меркель и ее европейские коллеги также стремятся сделать все, чтобы не допустить усиления крена Турции в сторону России, наметившегося после неудачной попытки свержения Эрдогана летом 2016 года. Дополнительным фактором турецко-немецкого сближения служат и усилия Трампа, который в защите «американских интересов» не жалеет ни чужих (Китай), ни своих (ЕС и Турцию). Анкара и Берлин выступают против протекционизма и совместно защищают свободную торговлю.
Собственно, эти перекрестные, а где-то и взаимные интересы и заставили «заклятых друзей» и партнеров по НАТО, Турцию и Германию, возобновить диалог.