«Т-34»: Спецэффекты, интернационализм и «Отче наш…»
«Т-34» режиссёра Алексея Сидорова - захватывающая история о молодом русском лейтенанте, который побеждает в «танковом биатлоне» гитлеровцев, - за три недели проката достигла рекордного уровня кассовых сборов в два миллиарда рублей. В чём секрет успеха картины?
Он, на наш взгляд, кроется не только в достаточно высоком уровне спецэффектов или крепко, по-голливудски сбитом сюжете. Отечественный зритель соскучился по простым историям, которые позволяют вновь почувствовать себя народом-победителем, испытать гордость за свою страну.
Так сложилось, что в российской капиталистической действительности нет актуальных тем, способных если не консолидировать, то хотя бы не вызвать раздражения у разобщённых слоёв населения.
Трейлер фильма «Т-34». 2018 год. Режиссёр Алексей Сидоров
Т-34: Лучший танк Второй мировой на фронтах современности
Современная проблемная действительность в кинематографе трактуется либо как гротесковый фарс («Шапито-шоу» П. Лобана, «Орлеан» А. Прошкина), представляющий жизнь лёгким абсурдом, либо как депрессивно-пессимистическая трагедия («Дурак» Ю. Быкова, «Левиафан» А. Звягинцева), в реалиях которой и жить вроде как бессмысленно. В такой ситуации Великая Отечественная война в очередной раз выступает той плодородной нивой, где идеологические амбиции государства и этические запросы общества находят своё разрешение.
С точки зрения пропаганды «Т-34» адекватен задачам текущей внутриполитической повестки: ура-патриотизм заменён дружбой народов, героическая риторика - православными молитвами. В совокупности идеологический мейнстрим оказал мощный терапевтический эффект на приунывшего от затяжного кризиса и отсутствия современных побед отечественного зрителя. Фильм оказался новогодним антидепрессантом без претензий на историческую достоверность, правдоподобность сюжета и громоздкий психологизм, свойственный советскому военному кино.
Афиша фильма «Т-34». Фото: www.globallookpress.com
Кино-2018. Большие надежды и ещё большие разочарования
С первых минут картина настраивает на визуально-драматургический аттракцион в духе залихватского боевика: удравший от бьющего прямой наводкой немецкого танка советский грузовичок, раненый комбат, которому в рот вкладывают папиросу, замедленная, а-ля «Матрица», трассировка снарядов. Вчерашний курсант, который ещё «фронта не бачив», младший лейтенант Николай Ивушкин заявлен как находчивый командир, способный побеждать по-суворовски, «не числом, а умением».
Успеху «Т-34» как образцу киноискусства и коммерческому продукту способствовали не только близкие ностальгирующим по СССР гражданам идеи, но и несколько факторов профессионального характера, среди которых - новаторская для отечественного военного кино сюжетная конструкция.
Неожиданное поражение Ивушкина в дуэли с антагонистом – немецким танкистом Ягером - не оставляет сомнений в факте гибели главного героя. Тем более что эпизод решается однозначными в киноязыке «похоронными» средствами – скорбной музыкой, напоминающей церковное песнопение, и взмывающим в небо над распростёртым лейтенантом движением камеры, что изобразительно ассоциируется с вознесением души.
Кадр из фильма «Т-34». Фото: www.globallookpress.com
Но шок от потери главного героя на 30-й минуте двухчасового фильма длится недолго. Ивушкин «воскресает» уже в следующей сцене, действие которой происходит спустя три года в немецком концентрационном лагере для военнопленных. Возвращение умерших персонажей в сюжет есть не что иное как заимствование кинодраматургией структурных принципов компьютерной игры. В зарубежной кинопрактике это - явление устоявшееся, в нашей - непривычное. Возможность заново пройти цепь испытаний, используя предыдущие опыт и знания, предоставленные киногерою, словно он - компьютерный геймер, одобряется аудиторией, пара поколений которой выросло на компьютерных играх.
«Общая экономия — 50 млрд рублей»: Минобороны раскрыло цену танков Т-34 во время войны
«Воскресший» Ивушкин не упускает возможность осуществить перезагрузку. Предложение своего противника Ягера послужить мишенью на учениях немецких танкистов он воспринимает как шанс вырваться из плена и реабилитироваться перед Родиной за вынужденное бездействие на фронте. Его новый экипаж состоит из бывшего механика-водителя, степенного белоруса Василенка, по счастливой случайности томившегося в том же лагере, разбитного снайпера-сибиряка Волчка и блаженного Серафима, главная сила которого - в непосредственности и молитве. Подбор актёрских типажей оказался попаданием в «десятку» и с эстетической, и с этической стороны.
С одной стороны, «Отче наш…» заменила уже далеко не всегда понимаемый молодой аудиторией лозунг «За Родину, за Сталина!» С другой, простые парни с несовершенной внешностью и дефектами произношения, как ни парадоксально, привнесли некоторый документализм в фантастическую историю. Именно такие ребята на передовой, а вовсе не военачальники в глубоком тылу, в народном представлении вынесли на своих плечах всю тяжесть войны и завоевали победу.
Кадр из фильма «Т-34». Фото: www.globallookpress.com
Удачный кастинг, как и зрелищность и динамика танковых схваток, - легко прогнозируемые составляющие, воздействующие на рациональную сферу восприятия. Гораздо труднее предусмотреть эмоциональный эффект и долгосрочное впечатление от фильма. Но, к чести авторов, они позаботились и об этом. Универсальная модель сказочного архетипа героя, проходящего путь инициации из дурачка в принцы, из вчерашнего курсанта в боевые лидеры, безошибочно считывается зрителем, вызывая соответствующий эмоциональный отклик. Крупные планы, на которые не скупится режиссёр Сидоров, закрепляют полученный результат, заставляя вглядываться в героев, погружая в атмосферу их бытия.
«Т-34» удалось избежать недоумения или омерзения, которые вызывают большинство современных фильмов о Великой Отечественной. Возможно, это получилось благодаря синкретизму национальных идей – наших прославили, немцев не унизили. А возможно, потому, что «Т-34» - фильм не совсем о войне, а, скорее, о популярной компьютерной игре. Как бы там ни было, тема Великой Отечественной войны очень привлекательна для кинематографа, к ней ещё не раз будут обращаться режиссёры.