Русский средиземноморский курорт в "Латакской народной республике": Что и кому остаётся от Сирии
Прогнивший режим Башара Асада пал, сам он уже в Москве. Победители и проигравшие в Сирии — начиная с Турции и заканчивая Ираном — определились. Нужно подводить первые итоги, которые для России ещё те. Москва обязана извлечь уроки из сирийской трагедии и действовать соразмерно с реальными возможностями, а не просто тактически использовать появляющиеся шансы на восстановление глобального престижа России по принципу: давайте рискнём, действуем малыми силами (поскольку больших нет), авось прокатит. Ведь даже если повезёт, как поначалу в Сирии, это везение ненадолго. В условиях передела мира имитация державной политики не проходит, соглашения не спасают, национальные интересы нужно подкреплять силой на постоянной основе.
Итак, кто выиграл и проиграл в Сирии? Теперь это уже можно точно сказать. Главным победителем является, безусловно, Турция. Она достигла всего, чего хотела. И на этом не остановится.
А главным проигравшим является Иран. Россия оказалась в списке победителей и проигравших ближе к концу. Иного, к сожалению, быть не могло. Иранцы и русские потеряли Сирию, так как их противники резко задрали ставки, к чему обе страны оказались не готовы.
Султан ЭРдоган достиг того, о чём мечтал: недружественный режим в Сирии ликвидирован. И в немалой степени — его усилиями. Фото: Dts Nachrichtenagentur/Keystone Press Agency/Global Look Press
Пять достижений Эрдогана
Во-первых, Анкара наконец ликвидировала недружественный режим в соседней стране, которую до сих пор считает частью возрождаемой турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом Османской империи.
Во-вторых, турки не будут брать на себя ответственность и кормить всю Сирию, которая стремительно погружается в ещё большие хаос и беззаконие, что было бы очень глупо, а явно намерены откусить от распавшегося государства приличный кусок территории с центром в Алеппо и, разумеется, весь Идлиб с кое-чем ещё и интегрировать их в свою страну. Наверняка они создадут в Сирии ещё и "буферную зону", чтобы разгорающийся сирийский пожар не перекинулся на Турцию.
В дальнейшем возможно и расширение турецкой зоны контроля. Потому что относительное благополучие на фактически присоединённых к Турции территориях будет контрастировать с ужасом на остальной территории Сирии и подпитывать тем самым желание и других её частей связать свою судьбу с Турцией. Появилась реальная возможность создать из сирийских земель новый большой "Хатай".
В-третьих, с развалом и оккупацией части Сирии турки улучшили свои позиции в борьбе с экзистенциальной для них курдской угрозой. Та часть Сирии, на которой курды попытаются создать своё государство, окажется под турецким ударом и будет постепенно захватываться, а курды оттуда —выдавливаться.
В-четвёртых, Турция избавилась от русского военного присутствия в своём "подбрюшье", им совершенно не нужного и даже унизительного. Турки воспринимали его примерно так, как мы бы отнеслись к турецким базам где-нибудь в Житомирской области. Об этом уже можно говорить в прошедшем времени, так как судьба наших баз в Сирии предрешена.
Семь тысяч заложников: Русские базы остаются в Сирии?
В-пятых, Турция получила возможность использовать фактор миграции, которая из Сирии в ближайшие годы резко возрастёт, причём двояким способом. С одной стороны, у неё прибавилось территорий в "серой зоне", где можно создавать лагеря для беженцев, чтобы не засорять ими собственную страну. С другой стороны, турки получат в лице мигрантов мощный рычаг давления на Европу, угрожая их отправить туда в любой момент, как это однажды уже случилось.
И англосаксы довольны
В победителях по всем статьям США и Британия. Потому что им нужно по многим причинам как можно больше хаоса в мире — и они его получат благодаря надвигающейся всеобще резне и войне всех против всех в Сирии. Они также довольны тем, что удалось проучить Россию и наказать Иран.
Совсем не удивлюсь, если оставшихся без работы "бармалеев" из числа борцов с режимом Асада начнут переправлять из Сирии в качестве наёмников на Украину, засылать "качать" Среднюю Азию, предлагая одновременно её странам помощь в обеспечении безопасности, а также будут готовить заниматься терроризмом в России и Китае (уйгуры). Чтобы "Крокусов" было больше. Отметившиеся в Сирии узбекские и таджикские головорезы идеально для этого сгодятся.
"Бармалеи" без работы не останутся: этим головорезам найдут применение и на Украине, и в России, и в Китае — исламские террористы нынче востребованны. Фото: JUMA MOHAMMAD/ Global Look Press
Ну а чем больше в мире льётся крови, тем лучше банкам Лондона и Нью-Йорка, тем больше США и Британия кажутся оплотами стабильности. Другого способа удержать мировое господство у англосаксов нет.
Есть ещё и некоторые практические моменты. Кто теперь будет протестовать, что США грабят нефтяные ресурсы Сирии, раз Сирии уже нет? Тем более когда обращаться к американцам за помощью побомбить их врагов и подкинуть оружия будут все.
Израиль — победитель, но ещё тот
Тактическим победителем является Израиль. Главный успех Тель-Авива состоит в уходе Ирана из Сирии и в том, что у Тегерана в связи с потерей этой страны возникли трудности в поддержании наземной и воздушной связи со своими региональными прокси, особенно в Ливане ("Хезболла"), которые очень мешают израильтянам наслаждаться жизнью. Это во-первых.
Во-вторых, развал Сирии — это также шанс для Израиля немного "округлить" свою территорию, создать обширную "буферную зону". На какое-то время это сработает. Но ведь прекрасно известно, что исламские террористы с удовольствием получают от израильтян оружие, лечатся в Израиле, если воюют против его врагов, но сами ненавидят израильтян не меньше иранцев. И однажды Израилю это ещё как аукнется.
Тель-Авив одержал, таким образом, пиррову победу. В стратегическом плане ситуация Израиля не изменилась. Он просто несколько отдалил свой ужасный конец.
Нетаньяху доволен: вместе с развалом Сирии резко сокращается и влияние Тегерана в регионе. Причём он отчасти прав, что регулярные удары по объектам "Хезболлы" и КСИР в Сирии, Ливане и Иране поспособствовали "падению режима Башара Асада". Фото: Israeli Prime Minister Apaimage/Keystone Press Agency
Иран выбрал… благоразумие
Главным проигравшим, безусловно, является Иран. У него были самые большие планы на Сирию, которая должна была замкнуть "шиитскую ось" и сухопутный коридор к Израилю. Задним числом в Тегеране объясняют, что, дескать, всё видели, предупреждали Дамаск, просили Асада поладить с оппозицией, но тот оставался глух.
Возможно, и так. Но даже если и нет, то у Ирана и не было практически возможности помочь своему непутёвому сирийскому протеже, который рухнул чуть более чем за неделю, подвергшись нападению всего 20 тысяч легковооружённых террористов.
Во-первых, из-за фактора времени.
Во-вторых, потому что его шиитские союзники в Ливане, которые в прошлом сильно помогали Дамаску, упорно и умело воевали за него, обескровлены Израилем и практически лишились своего руководства. Им нужно время, чтобы самоорганизоваться, зализать раны.
В-третьих, потому что Израиль и, вероятно, США просто бомбили бы иранские колонны на марше, если бы те попробовали добраться до Сирии через Ирак, решивший, кстати, не встревать в сирийские дела. Сбивали бы иранские транспортные самолёты. И вполне могли бы ударить по объектам в Иране, где с трепетом ожидают возвращения Дональда Трампа в Белый дом и явно не хотят его провоцировать.
После того, что Израиль сотворил с Газой, Ливаном, сколько убил гражданского населения, охотясь за террористами, буквально вырезал руководство ХАМАС и "Хезболлы", и видя, что Запад позволил ему это кровопускание, Иран решил не искушать судьбу поддержкой уже вполне "дохлой лошади" — режима Асада, на которую ставил, не имея выбора.
Наземная операция в Ливане: Мечта Израиля длиной в 2000 лет
Не по Сеньке оказалась шапка, когда враги Тегерана показали всю свою кровожадность и решительность. К войне на уничтожение Иран, у которого вроде бы нет даже ядерного оружия, пока не готов, хотя время работает на него. Значит, будет готовиться. Спешить на Востоке не любят, а силу — уважают.
Россия уходит: произошло неизбежное
Подарив Асаду "на блюдечке" вместе с союзниками почти всю страну, но не имея на Дамаск рычагов влияния, Москва смирилась с ограниченной ролью в Сирии, где наш интерес в результате сосредоточился в основном на двух важнейших логистических центрах – Хмеймиме (ВВС) и Тартусе (ВМС).
Это на практике означало одно: отдаться на волю событий. При этом вопрос стратегии опять был принесён в жертву тактике: по-хорошему самим надо было уходить, видя, что больше ничего невозможно сделать и есть угроза лишиться достигнутых успехов при унизительных обстоятельствах, что и произошло.
Но от этого удерживало неудобство лишиться сирийских баз, игравших огромную роль в реализации проектов России в Африке и обходе западных санкций. Это было самое важное. И пока очень трудно сказать, чем, как и когда это можно будет поправить. Возможно, Египет и Алжир как-то смогут помочь.
Кроме того, благодаря Тартусу наш флот (кораблям нужен порт для снабжения, ремонта и отдыха экипажей) мог присутствовать в Средиземном море. Он требовался там, чтобы "показывать флаг" и держать на мушке натовских недругов России. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то это наши немногочисленные корабли были ещё как у них на мушке. И их могли запросто утопить прямо в порту, если бы стало "горячо". Желающих бы нашлось достаточно.
Приморская провинция Латакия, где находятся российские базы, очень быстро оказалась под контролем оппозиции. Пока нашим военным "гарантируется безопасность". Но что будет дальше? Фото: MOD Russia/via Globallookpress.com
Пока нам гарантируют на базах "безопасность", но долго ли это продлится, и кто удержит каких-нибудь отмороженных террористов, чтобы не пульнуть чем-нибудь по нашим кораблям и самолётам? В любом случае наши люди там сейчас заложники. А если вдруг, предположим, Турция, которая контролирует ситуацию, и не будет поначалу настаивать на нашем уходе, то, скорее всего, только для того, чтобы получить рычаг давления на Москву по Украине, или если захочет внедриться в наши проекты в Африке. Что России точно не нужно, потому что затем нас из них выкинут.
Конечно, наличие баз, каких-то патрулей в Сирии льстило нашему самолюбию. Но это тоже, как теперь очевидно всем, была не по Сеньке шапка… Хотя именно Россия оказалась единственной страной, которая энергичной поддержкой с воздуха попыталась помочь режиму Асада остановить террористов. Что было, конечно, бесполезно из-за нежелания правительственной армии воевать. Но, по крайней мере, русские продемонстрировали всему миру готовность помочь союзнику. Это нам плюс.
И есть ещё один плюс: снабжение нашей группировки в Сирии обходилось, по сообщениям, минимум в 3 миллиона долларов в день, имеющийся там личный состав, самолёты, вертолёты очень пригодятся в битве за Украину.
А вот это правильно
Проекты создания под эгидой России "Латакской народной республики" и "Алавистана" в Тартусе, приморском регионе Сирии, где проживают и теперь спрятались много христиан, шиитов, друзов и где находятся наши главные военные базы, — из области фантастики. Особенно в разгар СВО. Не для того Запад и турки свергли Асада, чтобы Россия создала себе "средиземноморский курорт" с относительно лояльным населением.
Это, конечно, хотелось бы, но хорошо, что таких попыток не видно. Время слишком суровое — не для симулякров и имитаций. За это пришлось бы воевать в условиях, когда победить нельзя. Новая сирийская власть уже заявила, что не потерпит в Сирии иностранных военных баз. Коснётся ли эта угроза американцев, вопрос, но русских — точно. То же самое и с заявлением захвативших Дамаск террористов о "неделимости" территории Сирии. Кому надо — разделят, кому не надо — не дадут.
Лучше уже сейчас активно готовиться к тому, что прошедшие обкатку в Сирии боевики из Средней Азии и Кавказа могут скоро оказаться в России, лишившейся возможности убивать их подальше от своих границ. Ну и, конечно, гладко провести эвакуацию своих военных и гражданских из Сирии.
К чести Москвы, международный имидж и веру в надёжность России удалось также отчасти спасти предоставлением политического убежища бывшему сирийскому президенту и его семье. Это абсолютно правильное решение, друзьям России за рубежом оно, безусловно, понравится. Москва издавна имела дружественные отношения с Сирией, помогала ей. Сделала всё, что могла, и сейчас. Россия должна была так поступить, чтобы перечеркнуть горбачёвское и ельцинское прошлое, когда бросила своих верных союзников — Наджибуллу, Хонеккера и др.
Другие проигравшие
Вообще, список проигравших весьма велик. Ирак получил жуткий "гадюшник" у своих границ. С учётом его собственной нестабильности это очень серьёзная угроза. У курдов новая головная боль. Китай потерял в Сирии большие деньги. Но ещё серьёзнее угроза для стран Евросоюза, особенно тех, куда обычно стремятся мигранты.
Просто страшно это наблюдать, но в ЕС… царит эйфория по поводу краха режима Асада. Поверившие в собственную пропаганду безответственные европейские политики, журналисты и даже (осторожно, так как, вероятно, знают правду, но боятся её озвучивать) эксперты радуются, что теперь, когда сирийский "тиран" пал, в Сирии наступила свобода, миллионы сбежавших в Европу якобы от страшного Асада сирийцев, счастливые, дружно вернутся на свою освобождённую родину. Хотя это в основном типичные экономические мигранты.
В Евросоюзе по поводу падения режима Асада царит эйфория. Наследница Борреля Кая Каллас заявила, что это "позитивное и долгожданное событие." А про мигрантов, которые снова хлынут в европейские города, она подумает потом когда-нибудь. Фото: IMAGO/Jussi Nukari/Global Look Press
Лишь редкие здравые голоса предупреждают: никто не вернётся. И совсем редкие — что скоро от джихадистской резни в Сирии и когда различные группировки начнут драться друг с другом за власть, в Европу хлынут новые миллионы уже настоящих беженцев.
Что с того?
Закончить этот печальный текст, который не будет таковым, если необходимые уроки из описанного будут нами извлечены, хотелось бы прекрасными словами из ТГ-канала Андрея Медведева:
Важно понимать и помнить, что вне зависимости от нынешних событий военная кампания в Сирии останется в русской истории как символ победы русского оружия. Как и подвиги русских солдат и офицеров. Они вписаны в нашу ратную историю навсегда… А ошибки... Ну бывают ошибки. Бывают очень болезненные ошибки. Важно учиться на них. Будем учить себя учиться. Надеюсь.
Действительно, а что ещё остаётся?