Русские санкции – в действии. Кто пускает под откос американские эшелоны?
Почти каждый день из США приходят сообщения о железнодорожных катастрофах. Самое последнее – сошёл с рельсов состав с дизелем в штате Вашингтон, до этого – в Аризоне. И это только на текущей неделе. Диверсия или действие русских санкций?
Признаюсь: обожаю железные дороги. Наверное, это семейное. Несколько поколений предков были железнодорожниками. Если есть выбор – самолёт или поезд, он всегда делается в пользу последнего, будь то в России или за рубежом. Тем более что и супруга не любит летать: в своё время ещё как налеталась. Именно поэтому так привлекают внимание сообщения из США. Чуть ли не каждый день оттуда приходят новости о катастрофах на железных дорогах. Иногда даже по нескольку за день.
Вот, например, 16 марта 2023 года вначале пришло сообщение о сходе с рельсов грузового поезда недалеко от города Топок в штате Аризона. Обошлось вроде без человеческих жертв. Однако, как сообщила газета The New York Times, потерпевший аварию поезд перевозил некие опасные вещества. Очередной скандал быстро попытались замять. Телекомпания СNN со ссылкой на представителя железнодорожной компании BNSF, которая занималась перевозкой груза, поспешила успокоить, что никаких "опасных веществ" состав, дескать, "по предварительной информации", не перевозил – он вёз якобы "кукурузный сироп".
"Никогда такого не было, и вот опять"
Давно известно, что "чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё поверят". Однако в данном случае получилось не очень. Потому что в тот же день на другом конце США, в штате Вашингтон, на территории индейской резервации Суиномиш (как вам такой образчик американской демократии?), недалеко от города Анакортес, по сообщению ABC News, сошёл с рельсов ещё один состав, перевозивший до 10 тысяч галлонов дизельного топлива.
Минимум половина горючего уже вылилась. Неужели диверсия? Неужели "рельсовая война"? Это "огороженные" индейцы, когда-то хозяева Северной Америки, устроили диверсию, чтобы заполучить компенсацию за нанесённый бледнолицыми ущерб и зажить на эти денежки на широкую ногу в обнимку с "огненной водой"? Не будем этого полностью исключать.
Но как тогда быть со сходом с рельсов в начале марта перевозившего химикаты состава американской транспортной компании Norfolk Southern в округе Кларк (штат Огайо)? А что на самом деле случилось 21 февраля в штате Небраска, где сошли с рельсов и перевернулись около 30 товарных вагонов, принадлежавших компании Union Pacific? Что прикажете делать с эпическим крушением в Огайо в начале февраля поезда с ядовитыми химикатами, последствия которого настолько чудовищны, что его сразу окрестили "американским Чернобылем", как только мейнстримные СМИ – с большим опозданием – удосужились об этом сообщить? И это далеко не все подобные случаи.
Два ответа на один вопрос
На закономерный вопрос, что, в конце концов, происходит, есть два ответа – банальный и конспирологический. Первый из них заключается в том, что это, увы… нормально. Так как речь идёт просто о ставшем типичным для Америки разгильдяйстве, прискорбном снижении стандартов безопасности, технологическом кризисе в США, долгое время похвалявшихся, запустив свою реальную экономику, что построили постиндустриальное общество, и тратящих колоссальные ресурсы на геополитические авантюры вроде украинской, несмотря на упадок собственной страны.
Во-вторых, речь может идти о сознательном саботаже со стороны преступников-вымогателей, каких-то "домашних партизанах", озверевших экологистах, вышедших на "тропу войны" и пытающихся таким образом обратить на свою повестку общественное внимание. Или даже в отдельных случаях – о диверсиях со стороны стран, пострадавших от политики США, каких немало. Ведь гибридные войны так и ведутся: вы нам делаете пакости, а мы – вам. Если "Петров" и "Боширов" уже "спалились", найдутся другие.
А может, это?
Нельзя в принципе исключать и фактор междоусобицы – психологической войны между демократами и республиканцами, осуществления стратегии напряжённости с целью создания предпосылок для победы на всеобщих выборах 2024 года или борьбы за власть в тех или иных штатах. А также, безусловно, настойчивых попыток заинтересованных лиц ускорить реализацию принятого ещё в 2021 году, но зависшего инфраструктурного плана Байдена в размере 1,2 триллиона долларов.
Он предусматривает инвестирование в строительство дорог, мостов, в чистую питьевую воду, электросети, высокоскоростной интернет, в чём США всё больше отстают от передовых стран мира. "Мораль" возможных саботажников такова: вот реализуем великий инфраструктурный план, и никаких подобных ЧП больше не будет. А вы, господа республиканцы, перестаньте мешать нам, демократам, "пилить бабки", а ещё лучше – присоединяйтесь к "распилу" – самым приличным из вас тоже кое-что перепадёт…
Самое вероятное
Сразу внесу ясность: конспирологические версии, с помощью которых очень часто только и можно объяснить происходящее, потому что власти во всех странах многое скрывают от общества, я в данном случае не разделяю. Сермяжная правда, видимо, состоит в том, что железнодорожное хозяйство в США, некогда стране-пионере по этой части, страшно запущено. Железные дороги находятся в ужасном состоянии. Шпалы там обычно деревянные, поезда – тихоходные, но очень тяжёлые и ходят, как правило, не по расписанию – с постоянными опозданиями.
Я не был в США, но благодаря любви к железным дорогам виртуально поездил по этой стране в YouTube на поездах государственного монополиста компании Amtrak. Особенно запомнилась "поездка" из Нью-Йорка во Флориду на огромном поезде с высоченными вагонами, билеты на который очень "кусались". Состав шёл медленно, а ближе к концу маршрута вообще застрял. Блогер, снявший этот сюжет, вылез из купе и пошёл поинтересоваться, в чём дело. Оказывается, возникли проблемы с рельсами: рабочие меняли сгнившие деревянные шпалы – они выглядели ужасно, полвека к ним точно не прикасались.
Вот оно как!
Вы будете смеяться, но в США функционирует лишь один условно высокоскоростной поезд – Acela Express, курсирующий между Бостоном и Вашингтоном. Это, повторяю, не настоящий высокоскоростной поезд, так как он пользуется не специальной, а обычной, но модернизированной колеёй. И поэтому до скорости до 240 километров в час может разогнаться лишь на 34 милях из своего 456-мильного пути. Средняя его скорость между Бостоном и Нью-Йорком составляет смехотворные 100 км в час (как у подмосковных электричек).
Высокоскоростную магистраль длиной почти в 1300 километров демократы пытались построить в Калифорнии, чтобы можно было доезжать на поезде от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско вместо 10 часов за 2 часа 40 минут. Но выделенные на это деньги – десятки миллиардов долларов – в основном украли, построив 200 километров "дороги в никуда". Стройка заглохла.
Вообще из 409 тысяч километров железнодорожных путей, существовавших в США в 1916 году, сейчас осталось примерно 220 тысяч, большинство из которых находятся в запущенном состоянии. На 80% из них отсутствует пассажирское движение. Используются в основном устаревшие локомотивы и пассажирские составы прошлого века. С тяжёлыми товарными поездами вообще беда – шпалы и рельсы часто их не выдерживают.
При этом американцы также жалуются (об этом очень переживал мечтавший "сделать Америку великой снова" экс-президент Дональд Трамп) на раздолбанные автомобильные дороги, ветхие мосты, стареющий самолётный парк…
А как у других?
Для сравнения: Китай имеет самую крупную сеть новейших высокоскоростных железных дорог в мире со средней крейсерской скоростью поездов от 240 до 320 км/ч. Их протяжённость составляет более 30 000 километров. В 2021 году Китай явил настоящее инженерное чудо, запустив скоростной пассажирский поезд на "крышу мира" – в Тибет. Более 90% железнодорожной трассы проложено на высоте, превышающей 3 тысячи метров над уровнем моря.
В Японии общая протяжённость высокоскоростных железнодорожных магистралей превышает 3 тысячи километров, и поезда могут развивать скорость почти до 400 километров в час. В неплохом состоянии находятся железные дороги в Италии, Испании, Франции, Германии. На высокоскоростном поезде из Рима в Милан можно добраться примерно за три часа, преодолев расстояние в 562 километра. В России модернизированная железнодорожная магистраль между Москвой и Питером позволяет высокоскоростному "Сапсану" преодолеть 650 километров расстояния менее чем за 4 часа.
Да что там Россия – Узбекистан превосходит США по развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения! Более чем в два раза. Поэтому давайте всё-таки отставим версию о диверсантах. Очевидная причина американских железнодорожных катастроф кроется в технологической отсталости США.
Что с того?
И последнее. Упадок американских железных дорог начался после Второй мировой войны, по итогам которой США оказались мировым жандармом и стали уделять всё больше внимания, сил и ресурсов поддержанию своего господства в мире, махнув рукой на собственную страну. Это было сделано в интересах американского правящего класса, причём хозяйственный упадок США поначалу не сильно ощущался. Ресурс истощался постепенно.
Но безжалостное время сделало своё дело, и результат теперь виден всем. Многие американцы понимают, что единственный шанс возродить страну – это перестать вести войну с остальным миром, всюду совать свой нос. Пришло время заняться, наконец, своими собственными делами. Пока этого не случится, поезда в США будут сходить с рельсов всё чаще, а ещё остающийся по инерции у этой страны престиж – в обозримом будущем испарится.