Робот Фёдор – герой Галактики
Впервые в истории российской космонавтики на орбиту отправился антропоморфный робот по имени Фёдор. Он уже сказал самое важное слово: «Поехали!»
Тут главное – не перепутать. «Стальная крыса» – тоже замечательный цикл Гарри Гаррисона про приключения главного героя на разных странных планетах. И главное – тоже подходит к Фёдору.
Правда, он не стальной – слишком тяжёлый это конструкционный материал для нынешних космических аппаратов.
Наконец, он и не человек.
Робот в космосе
Well, nobody’s perfect, оно же «У каждого свои недостатки», оставим в качестве философской пометочки на полях. Уж героем-то Фёдор точно стал. Пусть он и не первый робот в космосе – американцы успели подсуетиться 8 лет назад, – но в качестве человеческого аватара эта машина, в принципе, открывает длинный будущий ряд автоматических исследователей иных планет. А там – и Галактика. Почему нет?
Галактики в созвездии Канас.Фото: www.globallookpress.com
Да и на обозримое будущее – перспективно. Вынесенное за пределы орбитальной станции «стальное» тело, которым космонавт управляет из безопасной кабины, как своим, – отличный выбор для ремонта, замены оборудования, для мелких работ в космосе. Притом точно так же этим «альтер эго» сможет управлять и оператор с Земли. И тогда…
Робот "Федор" покоряет космос и... отбивается от травли в Сети
А тогда – бесконечность. Если отвлечься от чисто эргономических соображений – хотя бы того, что для каждой функции наиболее удобен специальный инструмент, то есть для передвижения, например, по Луне вполне достаточно колёсного лунохода, – то благодаря таким Фёдорам человек практически въявь сможет побывать там, где… побывать не сможет никогда. Например, на Амальтее или Ганимеде, спутниках Юпитера, куда писатели-фантасты любили забрасывать своих героев, но где страшные радиационные поля планеты-гиганта с могучим магнитным полем. Или на поверхности Венеры, где бушуют ветра под 36 земных ураганов скоростью и мощью. Или на Марсе.
А когда человечество научится гнуть пространство – вот вам и Галактика в перспективе!
Конечно, Фёдоры для тех будущих работ будут уже посовершеннее нынешнего нашего героя. Так ведь и путь к МКС начинался когда-то с того же слова «Поехали!», произнесённого внутри весьма примитивного с точки зрения нынешних технологий металлического шара.
Но пока у нас только начало…
Робот Фёдор. Фото: www.globallookpress.com
Да, для российской космонавтики это первый эксперимент с роботом-аватаром. Возможно, по этой причине – и чтобы не сглазить – реальный план экспериментов с ним разработчики из НПО «Андроидная техника» и потенциальные генеральные заказчики из «Роскосмоса» держат в секрете.
Одно пока ясно: «что касается автономной работы, здесь её не будет», по словам представителя разработчика аппарата, исполнительного директора «Андроидной техники» Евгения Дудорова. По тем же словам – просто «не было времени, чтобы подготовить эту работу». Но за «пять-шесть задач» Дудоров ручался.
Что это будут за задачи? Выход в космос – точно нет. Как и просто передвижение робота по станции, так как за ноги Фёдора попросту закрепят на одном месте.
Из полунамёков-полуутечек складывается не слишком прорывная картина. Предполагается некое общение с космонавтами. Не очень интеллектуальное – в рамках тех вариантов, что прописали разработчики. Сообщается, что это «10-15 страниц разных вариантов ответов».
Далее очевидно, что Фёдор должен будет показать – и доказать, – как и насколько уверенно и точно он повторяет движения оператора. Им, кстати, будет космонавт Александр Скворцов.
А. Скворцов. Фото: www.globallookpress.com
Это будет проверено – опять же подтверждено участниками программы – на работе робота с отвёрткой, ключами, электрическими разъёмами. Для этого уже разработан сценарий с типовыми операциями, повторяющими «всё то, что обычно делают космонавты», по словам исполнительного директора по перспективным программам и науке «Роскосмоса» Александра Блошенко.
То есть, к бабке не ходи, явно делаются первые шаги к тому, чтобы в дальнейшем подобные роботы могли заменять космонавтов при выходе в открытый космос. Правда, тот же Блошенко завязал некую интригу, заявив:
В программе Фёдора на МКС есть несколько интересных «фишек», но их мы раскроем немного позже.
Что ж, будет любопытно узнать, что он имел в виду.
Первый робот на новой ракете
Ещё раз оговоримся: робот в космосе – не супер-пупер-достижение. Роботами можно назвать «Луноход» и «Луноход-2», роботами по праву являются американские роверы на Марсе, немецкий робот Джастин, предназначенный для ремонта спутников, робот-манипулятор Декстер, которым, кстати, тоже управляли на расстоянии. Наконец, руки-манипуляторы Space Station Remote Manipulator или Canadarm – тоже своего рода роботы. По крайней мере, не меньше, чем те, что на автозаводах лепят машины в практически безлюдных цехах.
Canadarm. Фото: www.globallookpress.com
Наш Федя в этом плане выделяется лишь антропоморфностью, похожестью на человека, и – на вырост – широкозадачностью. Это напрямую вытекает из его конструкции, которая, очевидно, шире по целям, нежели просто манипулятор.
Федя в космосе обойдётся без скафандра
Тут, кстати, открывается ещё одно поле для будущего робототехники вообще. С той же философии начинающееся. То есть с вопроса: а что считать роботом? Механический манипулятор? Тогда и покатушку с подъёмным устройством, с помощью которой в универсаме ящики с товаром на складе расставляют, можно считать роботом. Или это – манипулятор, работающий по некоей заданной программе? Ну, тогда станок с числовым программным управлением – уже опять робот. А манипулятор, который видит, анализирует увиденное и принимает на основе этого решение, как действовать, – это что? А может быть, это уже – КТО? В конце концов, с чисто механической точки зрения и мы, люди, 90% времени занимаемся тем, что правильно (или неправильно, тоже бывает) реагируем на то, что видим.
В общем, пока есть смысл действительно оставить этот вопрос философам от науки. Или подать соответствующую идею в Российских фонд фундаментальных исследований (РФФИ), где финансово помогают состояться и прорывным открытиям, и философским, юридическим, гуманитарным – то есть мультидисциплинарным – их трансформациям.
Но если по Фёдору ещё предстоит окончательно определяться – и определять, в какую сторону ему развиваться, – то ещё одна новинка в стартовавшем сегодня полёте дополнительного осмысления не требует. Ракета-носитель «Союз-2.1а», которая рано утром вывела на орбиту космический корабль «Союз МС-14», – аппарат нового типа. И впервые использован для вывода полезного груза на орбиту.
Ракета-носитель «Союз-2.1а» и космический корабль «Союз МС-14». Фото: www.globallookpress.com
Это тоже пока не революция, ибо является продолжением линейки «Союзов», но в определённом смысле новое поколение таких ракет. Здесь используется цифровая система управления, стоит новая система аварийного спасения, устранены кое-какие недостатки, проявившие себя на предыдущей ракете «Союз-ФГ». И на корабле «Союз МС-14», кстати, также усовершенствован ряд бортовых систем.
Ну а в целом… Нет, Фёдора не будут везти из аэропорта Внуково-2 на открытом чёрном «Аурусе». И президент не будет стоять с ним на трибуне, поднимая вверх его манипулятор перед восторженной демонстрацией. Ему не дадут звания майора – да даже и ефрейтора, пожалуй.
Но робот Фёдор – всё же герой. Сделавший первый шаг к будущему освоению Галактики.