Праздник восстановления исторической справедливости
Несмотря на то, что День народного единства является самым молодым государственным праздником России, он уже стал по-настоящему всенародным. Что неудивительно - ведь он имеет богатую и героическую историю
В 1598 году со смертью царя Фёдора Иоанновича прервалась правящая династия Рюриковичей. Избрание Земским собором на царский престол боярина Бориса Годунова положило начало 15-летнему периоду Смутного времени, ознаменовавшемуся голодом, разорением и нашествием иноземных захватчиков, поставивших под угрозу само существование Российского государства. Да чего уж там говорить, речь шла не только о потере государственности, но и утрате русской идентичности.
Легитимности избранному царю Борису не добавляли распространявшиеся в народе слухи о его возможной причастности к гибели в 1591 году в Угличе младшего сына Ивана Грозного, 10-летнего царевича Дмитрия. Начавшиеся на четвертый год его правления природные катаклизмы, породившие в стране неурожай, великий голод и народные выступления, лишь усилили представления о Годунове как неугодном Богу правителе. Также появились и получили широкое распространение слухи о «чудесном спасении» царевича Дмитрия, чем не преминули воспользоваться внешние противники Русского государства.
Летопись освобождения Москвы. 1 ноября - изгнание оккупантов из Китай-города
Первого самозванца, именовавшего себя царевичем Дмитрием, по одной из наиболее распространенных версий, на самом деле звали Гришкой Отрепьевым, и являлся он беглым монахом московского Чудова монастыря. Тем не менее его амбициями умело воспользовалась политическая верхушка Речи Посполитой. Наибольшую поддержку самозванцу оказал сандомирский воевода Юрий Мнишек, снарядивший войско и пообещавший женить Отрепьева на своей дочери Марине. Интересно, что Лжедмитрий, в свою очередь, не только принял католичество, но и пообещал отдать польскому магнату пограничные Смоленск и северские земли. Как тут не вспомнить героя популярной комедии Леонида Гайдая князя Милославского с его культовой фразой: «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!».
После внезапной смерти Бориса Годунова в апреле 1605 года успешно развивавшаяся военная кампания против самозванца развернулась в обратную сторону. Многие воеводы, в том числе и приближенный к царю Борису Петр Басманов, перешли на сторону Лжедмитрия, и вскоре тот торжественно вступил в Москву. Перед этим, по приказу перешедших на сторону самозванца бояр, был убит юный царевич Фёдор Годунов, успевший пробыть на престоле лишь полтора месяца.
Лжедмитрий. Гравюра. Фото: globallookpress.com
Воцарение самозванца, а затем его скоротечное свержение и убийство положили начало целой череде бедствий русского народа, опустошительных крестьянских восстаний и иностранной интервенции – сначала польской, затем шведской. В июле 1610 года ориентировавшиеся на Польшу бояре, желавшие поставить во главе России молодого польского королевича Владислава, свергли царя Василия Шуйского. Созданное заговорщиками правительство, получившее название «Семибоярщина» по количеству входивших туда представителей знати, совершило откровенное предательство и впустило в Москву войска Речи Посполитой. Это положило начало оккупации столицы Русского государства поляками, продолжавшейся два года.
Ополчение идет на Москву
Весной 1611 года по призыву патриарха Гермогена (впоследствии заточенного оккупантами в Чудов монастырь и заморенного голодом) начался сбор Первого народного ополчения, в задачу которого входило освобождение Москвы от польских интервентов. Фактическим его лидером стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов, к которому примкнули ранее поддерживавшие очередного самозванца Лжедмитрия II (более известного как «Тушинский вор» – по лагерю, разбитому его сторонниками в подмосковном селении Тушино) боярин Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. В марте 1611 года, когда передовые отряды Первого ополчения подошли к русской столице, в Москве вспыхнуло антипольское восстание. Интервентам удалось его жестоко подавить, а также спровоцировать раскол между лидерами Первого ополчения, в результате которого казаки убили Ляпунова. В итоге Первое ополчение потерпело неудачу.
Народность русского героя Кузьмы Минина
Начало Второму ополчению было положено в Нижнем Новгороде. Его организатором и вдохновителем стали нижегородский земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – талантливый военачальник, активный участник Первого ополчения, раненый в боях за Москву в марте 1611 года. Следуя призыву патриарха Гермогена встать на защиту Русской земли от захватчиков, лидеры Второго ополчения отправляли грамоты с воззваниями в русские города, привлекая на свою сторону самые различные слои населения. Весной 1612 года в Ярославле лидеры Второго ополчения сформировали временное правительство, получившее название «Совет всея земли». В его состав вошли представители всех сословий и большинства городов и уездов Русского государства.
К началу освободительного похода Второго ополчения на Москву Русская земля находилась в разорении и запустении. Северо-западные земли, включая Великий Новгород, были захвачены шведами, которые на целое столетие, до победоносной Северной войны Петра I, отрезали Россию от Балтийского моря. Западные и юго-западные земли находились под контролем поляков, которым в июне 1611 года после двухлетней осады удалось захватить Смоленск.
Памятник патриарху Гермогену. Фото: elesi/shutterstock.com
Многие города и села были опустошены в результате голода и нашествий. На значительных территориях в условиях отсутствия центральной власти орудовали разбойничьи банды. Положить конец предательству, бедствиям и развалу, начать восстановление порядка и законной власти в Русском государстве стало той целью, тем самым объединяющим началом, которое сплотило русских людей самых различных сословий и положения.
В августе 1612 года Второе ополчение подступило к Москве и разгромило в сражениях у Новодевичьего и Донского монастырей войска литовского гетмана Яна Ходкевича, шедшие на помощь основному польскому гарнизону, укрепившемуся за мощными оборонительными стенами Кремля и Китай-города. После двухмесячной осады 22 октября (1 ноября н. ст.) 1612 года русские войска Минина и Пожарского взяли штурмом Китай-город, а через несколько дней отступивший в Кремль польский гарнизон сложил оружие.
Небесная покровительница единства Руси
Освобождение Москвы от поляков стало ключевым событием русской истории, положившим начало концу 15-летней Смуты. В феврале 1613 года Земский собор избрал новым русским царём 16-летнего представителя знатного боярского рода Романовых Михаила Фёдоровича, ознаменовав тем самым начало 300-летнего правления династии Романовых, при которых Россия достигла своего наивысшего могущества, став великой империей.
Все новое – это хорошо забытое старое
Установление празднования Дня народного единства в честь освобождения Москвы от польских интервентов в 1612-м произошло в 2004 году. Сам день 4 ноября стал нерабочим с 2005 года.
Фактически введение этого праздника стало восстановлением исторической справедливости. День 22 октября (4 ноября в XX-XXI вв. по новому стилю) в дореволюционной России считался одним из наиболее важных и почитаемых государственных праздников – Днем Казанской иконы Божией Матери, которая являлась покровительницей русского войска, освободившего в 1612 году Москву от польских интервентов.
Фото: Boris Medvedev/shutterstock.com
После революционных потрясений 1917 года День Казанской иконы Божией Матери был забыт и не отмечался на государственном уровне, оставшись исключительно религиозным праздником. На его место пришёл установленный большевиками праздник в честь годовщины Октябрьской революции, который отмечался 7 ноября грандиозными военными парадами на Красной площади и демонстрациями трудящихся, которые к концу Советского Союза превратились в показательный официоз.
После очередной смены строя в 1991 году день 7 ноября в течение 13 лет продолжал праздноваться на государственном уровне, оставаясь явным атавизмом советской эпохи. В 1996 году «демократический» ельцинский режим официально стал именовать его «Днем согласия и примирения». Кому с кем при этом следовало согласиться и примириться, в российском обществе мало кто понимал.
Несмотря на то, что первое время после установления празднования 4 ноября вместо 7-го в обществе имел место глухой протест левых коммунистических сил, посчитавших такой подход неуважением к событиям Октябрьской революции 1917 года, за последние годы День народного единства приобрел поистине общенародный характер. И это вполне ожидаемо и справедливо. Ведь проводить всеобщие торжества в честь события, положившего конец Русской Смуте, гораздо логичнее, нежели помпезно праздновать годовщину крайне неоднозначного и вызывающего полемику в обществе события, ознаменовавшего собой ровно 101 год назад очередную Русскую Смуту, последствия которой не удается окончательно преодолеть до сих пор.