сегодня: 26/05
Святой дня
Мученица Гликерия Гераклейская

Народность русского героя Кузьмы Минина

Народность русского героя Кузьмы Минина

За несколько столетий до того, как была сформулирована знаменитая русская триада, человек организовавший сопротивление иноверным оккупантам и, по сути, управлявший в критический момент Русской землей, стал реальным воплощением одной из ее слагаемых

Русь немыслима без своего народа, на его плечах она стоит, его духом живет, его поддержкой творит, бьет врагов и ширится. Если бы к началу семнадцатого века не осталось простых русских людей на Руси, все бы успешно себе евроинтегрировались, покатоличились бы, да поуниатились. А кто остался – ушли бы в глухой раскол, никто бы не поднялся против супостатов и насаждаемых ими порядков. И еще бы какую-нибудь сотню – полторы сотни лет, и бродили бы по нашим просторам сплошь мужчинки в чулочках и коротеньких штаниках с помочами, да тетеньки с декольтированными бюстиками в чепцах, изъясняясь на затейливом суржике, присягая польской короне и римскому папе…. Ну, прямо как какие-нибудь лужицкие сербы, которые сербы теперь только по названию.

Гротескная картина, не правда ли? Но, к счастью, ничего подобного не случилось. Точнее, почти не случилось. Русская элита, увлекшись реформами и прорубанием окон, все ж было шагнула куда-то совсем не туда, но Божиим промыслом кардинально не отошла от основ, а впоследствии и вернулась к ним. Возможно, потому, что под напором пришлого выстоял именно народ, оставаясь и внутреннее, и внешне – русским. И его образное слово вдохновляло Пушкина, суровый и простой быт – передвижников, глубинная мудрость – братьев Аксаковых, Даля, Тютчева…  

Человек земли и небес

Но все это потом, а в начале семнадцатого века в Нижнем Новгороде обычный торговец мясом Кузьма (как у всякого простолюдина у него и фамилии не было, появится она уже потом, вместе с пожалованным дворянством), избранный посадским старостой и уже отличившийся смекалкой и храбростью в боях городского ополчения с «тушинцами», обратился к нижегородцам со словами:

«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде всё государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. Паче же ко утеснению и разорению законов Руси и Веры Православной церкви утеснению и разорению предлежат. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, вначале между главными государственными управителями произошедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами именовав, яко государям крест целуют. А может кто ещё турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошед, уже в Москву и другие многие грады по обе стороны побрали, казну так великую, чрез многие грады разными государями собранную, растащили, церкви и монастыри разорили и разоряют.  Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь  всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и, согласясь единодушно, оставя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя  имения и живота своего».

А затем добавил:

«Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея  ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я моё намерение скажу. Моё имение, всё, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу, и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов всё отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моею семьею  в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании. И ежели мы все равное намерение возымеем, то мы денег, по крайней мере к началу, довольно  иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и бессмертную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить!».

Как же замечательно в этих словах сошлись высокое и земное, пафос призыва к защите Веры и Русской Земли и вполне конкретный рецепт, как организовать сопротивление, не имея никакой материальной «базы». И в этом весь наш русский человек, который смотрит в небо, опираясь на родную землю. И именно такой стопроцентно русский человек, если хотите, идеально русский Божией милостью, был дан нашему Отечеству в переломный момент его истории, чтобы сделать свое дело. Не за страх, а за совесть.

МининФото: www.globallookpress.com

Рожденный, чтобы спасти

О происхождении Минина спорят и по сей день. Гипотез тут существует масса. Одни утверждают, что родом он из балахнинских солеваров, другие – из крещеных татар, но и та, и другая версия – малоубедительны. Ясно одно – был он русским человеком, пришедшим, чтобы спасти Русскую землю, и  успешно справился со своей миссией. Но так и ушел в историю, не оставив после себя иного следа – единственный сын Минина, работавший стряпчим на государевой службе, умер бездетным.

Кузьма Минин же был прирожденным организатором. Создаваемое им Второе ополчение набиралось по профессиональному признаку – брали не просто идейных, но и проверенных в боях воинов, коих по земле, щедро удобренной кровью и порохом междоусобицы, бродило немало. Ратникам положили неплохое жалованье – от тридцати до пятидесяти рублей в год. На это скидывались регулярно, всем миром, отдавая треть доходов. Впрочем, с самых немощных брали пятую часть, с филонящими и саботажничающими не церемонились, отбирая у них все имущество в пользу общего дело, а их самих низводили до уровня холопов.

Возможно, именно Минину пришла идея пригласить приходившего в себя после тяжелых московских боев князя Пожарского руководить  ратью. Впоследствии он привлечет в свое войско и знатных бояр, потомков Рюриковичей, тем самым обеспечив движению полную легитимность в борьбе с воровскими претендентами на московский престол. Он организует Совет Всей Земли, где его подпись по причине не знатности рода будет только пятнадцатой, но, по сути, управлять им будет он. А еще он всегда, когда это будет нужно, сможет найти деньги. И для ополченцев, и для казаков, организовавших собственный круг…И когда лагерь ополчения начнет косить моровая язва, организует дело так, что благодаря вовремя принятым санитарными мерам, потери от эпидемии в русском стане будут незначительными. Как раз в то время, когда враги начали буквально жрать друг друга от голода.

При этом, будучи и «мозгом», и добытчиком, Минин не будет беречь себя от войны. Именно его отряд из нескольких сотен бойцов, молниеносно форсировав Москву-реку, разгромит в пух и прах литовскую роту гетмана Ходкевича, что станет решающим эпизодом битвы за Москву, после которой оккупантам оставалось только огрызаться в преддверии скорого разгрома.  

Истинный пример

После избрания государем Михаила Федоровича Романова, Кузьма Минин стал «думным дворянином» - вторым дворянином Боярской Думы после Гаврилы Пушкина, назначенного в этот совещательный орган еще Лжедмитрием Первым. Выходец из народа жил при царском дворце, исполнял самые важные поручения правителя Русской Земли. В частности, в 1615 году ему было поручено «беречь» стольный град во время поездки государя на богомолье. Смерть также застала его во время выполнения серьезной миссии – расследования обстоятельств бунта татар и черемисов (марийцев).

Православие, самодержавие, народность – это не просто идеология, родившаяся в умах узкого кружка интеллектуалов. Это суть русского характера, это сама русская идея, в полной мере проявлявшаяся в самые тяжелые и поворотные моменты истории нашего Отечества. Только сложение эти трех составляющих помогало русской цивилизации восставать из пепла, когда, как казалось, на ее самобытной истории силою и жесткостью захватчиков и алчностью и предательством вчерашних русских была поставлена точка. Но нет, окончательно решить русский вопрос ни у кого из них не получалось.

Но как поступим мы – жители нынешней России, разразись гроза здесь и сейчас? Мы, живущие без царя в голове и очень часто без Веры? К сожалению, многие из ныне живущих вроде бы русских видят героями исключительно мифических, порожденных заокеанским нездоровым сознанием, мужчин в трико, ползающих по полированным поверхностям небоскребов. Но не все же такие! И все также стоит на нашей земле нижегородский кремль, у стен которого обращался к соплеменникам городской староста, и также стоит державный кремль московский, у подножия которого бились с оккупантами-людоедами мининские ополченцы.  Посему если будет страшно и тяжело, достаточно вспомнить то, о чем мы в погоне за иллюзорными свободами, равенствами и братствами, а впоследствии успешностью, актуальностью и комфортом, позабыли. И обратиться к опыту Кузьмы Минина. Человека из народа. Точно знавшего, что без царя и Веры Православной не будет Русской Земли.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
Новости партнеров

Новости





Наверх