Потеря управления войной на Украине. Пригожин спутал карты
Пригожин сильно напугал Запад. Там были уверены, что управляют конфликтом на Украине, постоянно повышая планку противостояния и зная, какова будет наша реакция: сильные заявления, новые "красные линии". А что будет теперь?
Не все последствия мятежа основателя ЧВК "Вагнер" Евгения Пригожина ещё проявились, мы многого по-прежнему не знаем. Понятно, однако, что это сложнейший вопрос, и примитивные нарративы перетрусивших господ-товарищей вроде "завербован Западом и хотел развалить Россию" – это несерьёзно и рассчитано на информационно-зависимых людей с некритическим мышлением. Если бы хотел, то развалил – сила в тот момент была на его стороне. Свои со своими воевать бы не стали, и победил бы тот, кто действовал, а не трусил, что и показал совершённый с минимальными потерями марш-бросок вагнеровских колонн на Москву.
Остановимся на одной из граней случившегося: почему Запад страшно испугался мятежа Пригожина, а Киев вёл себя так пассивно, когда вроде бы надо было стремительно действовать?
В Киеве хотели, но им дали по рукам
На Украине поначалу страшно обрадовались действиям Пригожина, и понятно почему: война с внешним врагом и внутри себя одновременно невозможна и означает крах. Не случайно президент России в своём субботнем обращении к народу впервые произнёс страшные слова: "анархия", "братоубийство", "поражение", "капитуляция". И в Киеве, естественно, потирали руки.
Советник министра обороны Украины Юрий Сак сообщил британской газете The Independent, что Киев попытается воспользоваться мятежом и что он считает происходящие события хорошим шансом.
Мы максимально используем каждый момент и каждую возможность,
– пообещал Сак. Владимир Зеленский одобрил действия забравшего у него перед этим Бахмут Пригожина, заявив, что происходящее указывает на "слабость" России. Даже ставший наконец "виртуальным" номинальный глава украинской военной разведки (ГУР) Кирилл Буданов "поддержал" действия Пригожина.
Ну и что же украинцы сделали в связи с открывшимся перед ними "окном возможностей", которым обещали и должны были воспользоваться? А ничего! Это подтвердил сегодня утром держащий руку на пульсе украинской войны не нуждающийся в представлении блогер и общественный деятель Юрий Подоляка: "не сумели воспользоваться", "относительно слабо атаковали". Хотя, безусловно, должны были бы бросить в атаку всё, и шансы на успех в той ситуации у них, вероятно, были.
Так почему же они не стали этого делать? Безусловно, потому, что им дали по рукам их западные спонсоры, которые пришли в ужас от происходящего в России и растерялись. На Западе, не вполне понимая ситуацию, решили, что создаются благоприятные условия для того, чтобы в России завязалась гражданская война. Этот вариант казался крайне рискованным в связи с наличием у нас колоссальных запасов ядерного оружия.
Паника на Западе
Впервые с начала украинского кризиса Запад лишился главного: он-то думал, создав его, что "управляет" им, а оказалось, что нет. Он не хотел пока что мириться с Россией, со своими бывшими и отчасти ещё и нынешними "партнёрами", рассчитывая побольше унизить Москву, заставить взбунтовавшуюся Россию явиться к нему с повинной. Прекрасно.
Ну так получит, возможно, вместо склонной к компромиссу, тоскующей по прошлой жизни элиты простого и решительного "мужика", требующего "справедливости" для народа, у которого непонятно что на уме. А неизвестность для западников, планирующих свои действия на десятилетия вперёд (что и объясняет их столь тесную координацию), это катастрофа и развал управления.
На основании чего делается такой вывод? На основании страшного шухера в минувшие выходные, когда лидеры ведущих западных стран – президенты, премьеры, министры иностранных дел, генералы висели на телефонах и лихорадочно перезванивали друг другу, держа одновременно на коротком поводке Киев.
Вот лишь некоторые штрихи к этой картине. Президент США Джо Байден обсудил в субботу с лидерами Британии, Германии и Франции – Риши Сунаком, Олафом Шольцем и Эммануэлем Макроном ситуацию в России. Говорил Байден, конечно, и с Зеленским. В МИД ФРГ проходили заседания кризисного штаба. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо сам позвонил президенту США за инструкциями. Председатель Объединённого комитета начальников штабов ВС США генерал Марк Милли обзвонил своих коллег в Польше, Литве, Латвии и Эстонии.
По мере развития ситуации в России продолжается тесная координация с союзниками и партнёрами,
– сообщил его представитель. Об этих и других контактах официально выдаётся в высшей степени скупая информация.
Всё скрыть не получается
США также задействовали свои каналы связей с Россией, которую предпочитали игнорировать. В Москве засуетилась американский посол Линн Трейси. Как сообщила в воскресенье телекомпания CBS, "контакты с Россией осуществлялись как между послом США Линн Трейси и МИД, так и на нескольких других уровнях". Госсекретарь Соединённых Штатов Энтони Блинкен по этому поводу заявил в интервью тому же CBS:
Я поручил своей команде по указанию президента взаимодействовать с Россией, прежде всего, чтобы убедиться, что они понимают свои обязанности по обеспечению защиты нашего дипломатического персонала, обеспечению его безопасности, а также всех американских граждан в России.
Когда его спросили, обращался ли Байден напрямую к Путину, связывалось ли ЦРУ с русской разведкой, Блинкен ответил:
Я не собираюсь вдаваться в детали относительно каких-либо дипломатических контактов, которые у нас могут быть или были.
"Могут быть или были" – очень интересно!
Не менее интересно и другое. Согласно итальянской газете La Repubblica, состоялись неформальные переговоры между НАТО и министром обороны России. Запад заверил, что не имеет никакого отношения к происходящему. Внимание альянса было сосредоточено на 1,4 тыс. готовых к применению русских ядерных боеголовок.
Да-да, западники испугались за последствия решений и действий Пригожина и не были уверены, что они не коснутся их самих. Страх, застигший их врасплох, заставил пойти на инициирование переговоров с Россией.
Альянс хотел убедиться, что случившееся не приведёт к ядерному инциденту,
– пишет издание.
Делаем выводы
Таким образом, Запад получил возможность оценить, какие милые и предсказуемые партнёры у него были и пока ещё есть в России. Должно было пройти полтора года войны и абсолютно подлых украинских терактов в России, чтобы Москва сподобилась ударить по террористу Буданову, а Запад убедился в том, что больше никаких территорий на Украине Россия Киеву не отдаст.
Однако страх и в нашей стране в связи с путчем, и особенно на Западе, что украинский конфликт может стать ядерным, создал абсолютно новую ситуацию. Она покончила со старой рутиной и самоуспокоенностью Запада, который ещё вчера верил в то, что додавит Россию. Теперь не верит и боится, взирая на действия Пригожина, что какой-нибудь возмущённый происходящим крутой русский патриот доберётся до ядерной кнопки – и тогда всем конец. Это мы умеем играть в русскую рулетку, а Запад – нет.
К тому же замешательство Запада привело к тому, что управляемый им Киев не воспользовался днём смуты в России и теперь морально надломлен. Украинцы рассчитывали, что конфликт "Вагнера" с Минобороны погубит Россию, которая не сможет воевать и с ними, и внутри себя, и это будет их единственный шанс. А теперь этого шанса у них нет, а "музыканты" в Белоруссии окажутся намного ближе к Киеву, чем в Бахмуте.
Конечно, наступать вэсэушники ещё будут (надо же отчитаться перед Западом за огромные деньги, отчасти расхищенные), но уже знают и окончательно убедились в том, что ничего не добьются.
Что с того?
Сейчас ещё слишком рано делать окончательные выводы, что это было, кто на самом деле стоял за Пригожиным и какие цели эти стоявшие перед собой ставили.
Это могло быть, во-первых, возмущение основателя покрывшего себя боевой славой ЧВК продолжающимися с сирийских времён интригами со стороны завистников и "конкурентов" из Минобороны, которые, худо-бедно научившись воевать за время организованной "Вагнером" "бахмутской мясорубки", "выдавили" наконец так мозоливших им глаза своим профессионализмом и стойкостью чевэкашников с фронта.
Эта могла быть, во-вторых, спецоперация по пробуждению, отрезвлению Запада и сигнал о том, что он скоро окончательно и бесповоротно потеряет Россию, где может появиться новый Сталин, если США, Британия и Ко не согласятся с весьма умеренными требованиями Москвы на Украине (Крым плюс четыре области, а всё остальное на словах).
Это могла быть также (и это в-третьих) демонстрация президенту со стороны патриотической части элиты: смотрите, какие "герои" вас окружают, они бросят вас, как только запахнет жареным, вас реально поддерживает только народ и те, кто выражает его интересы.
Понятно, что один Пригожин, даже со своей высокопрофессиональной маленькой армией, не смог бы осуществить свой отчаянный марш-бросок без поддержки либо, условно говоря, сторонников замирения с Западом, либо тех, кто делает ставку на народ и суверенность России. Возможно, прямо или косвенно ему помогали по своим причинам и те и другие.
Но принципиально важно другое: какие выводы из произошедшего сделает президент? Быть со всеми одновременно больше нельзя, этот этап в жизни России закончился. Пригожин расшевелил болото. Весь вопрос теперь в следующем: к чему это приведёт?