Катастрофа под копирку: Методичка пригожинского мятежа
Исторические трагедии иногда повторяются в виде фарса, а порой превращаются в новые трагедии. Попытка вооружённого госпереворота, устроенная главой ЧВК "Вагнер" в разгар СВО – в тот момент, когда киевский режим пытается организовать контрнаступление, – до боли напоминает события 106-летней давности, когда Россия оказалась на грани пропасти в условиях Первой мировой войны.
Холодное лето 2023-го, как холодная зима 1917-го
Февраль 1917 года. Наша страна ведёт тяжёлую борьбу с германо-австрийским военным блоком за своё существование. Против Российской Империи брошена вся мощь Германии. И тем не менее враг слабеет, а мы становимся сильнее. Ликвидирован снарядный голод, прошла всеобщая мобилизация, союзники держат фронт на Западе. И в этих условиях происходит государственный переворот.
Между тем почему-то мало кто сегодня вспоминает о том, что Февральская революция проходила не под "нетвойнистскими", а под вполне патриотическими лозунгами. Главные обвинения в адрес власти сводились к тому, что она специально подыгрывает врагу, да и вообще тыловики не могут навести порядок и обеспечить армию всем необходимым. Это был во многом абсурд, но в него верили.
А ведь аналогии с сегодняшним днём очевидны. Никто не станет отрицать больших проблем и в политической, и в экономической, и в военной сфере. Они все – на поверхности, о них говорят не только ТГ-каналы, но и сам президент.
И самое чудовищное, что можно предпринять в таких условиях, – это совершить попытку вооружённого переворота под вывеской восстановления справедливости, убеждён профессор Санкт-Петербургского университета, профессор Сретенской Духовной академии, доктор исторических наук отец Владимир (Василик).
Мы же помним, к чему это привело в 1917 году, когда генералы, недовольные ходом военной кампании, свергли Царя, считая, что они смогут рулить Россией лучше, чем он. А их через неделю "рассчитали", как прислугу, а некоторых вообще убили без суда и следствия. Потом герои Февральской революции были кто расстрелян, кто зарублен большевиками, как генерал Николай Рузский, имевший наглость заявить Императору, что надо сдаваться на милость победителя. Кто погиб в 1938-м, кто сбежал в Париж или Лондон. И потом ещё разглагольствовали в мемуарах, какие они все были хорошие,
– отметил историк в беседе с "Первым русским".
А ведь история генерала Рузского более чем показательна. Генерал-адъютант в чине генерала от инфантерии, вознесённый Императором до должности главнокомандующего Северным фронтом, буквально третировал Царя, приговаривая:
Подпишите, подпишите же. Разве Вы не видите, что Вам ничего другого не остаётся? Если Вы не подпишете, я не отвечаю за Вашу жизнь.
Отречение Государя не спасло Россию и русский народ от братоубийственной смуты. Не спасло, что крайне важно осознавать, и самого Рузского. 11 сентября 1918 года его арестовали красные в Ессентуках и закололи кинжалом на городском кладбище. Сохрани Рузский верность своему монарху и главнокомандующему – был бы жив. Вошёл бы в историю как генерал победившей армии. Но увы.
К существующей власти могут быть предъявлены самые серьёзные претензии, но это власть. И власть от Бога, напоминает профессор Сретенской Духовной академии:
Горбачёв и Ельцин не были связаны с судьбами России. Путин с судьбой России связан теснейшим образом. Вынь сейчас Путина из конструкции государства – произойдёт то же, что с Россией 1917 года, когда вынули Императора Николая II. Страна рассыплется – на 90 "кисло-капустинских" республик.
С этими оценками совершенно согласен и другой историк – Армен Гаспарян. На его взгляд, причина дезориентации общества в незнании прошлого.
То, что сегодня происходит, – яркая иллюстрация того тезиса, что историю родной страны надо знать. Мы ведь это проходили уже 100 лет назад. К сожалению, о тех событиях толком никто ничего не знает, потому что в советское время всё это уместили в краткую формулу "победоносного шествия советской власти",
– отмечает Гаспарян.
Не повторить гибель Империи
В 2021 году вышел документальный сериал митрополита Тихона (Шевкунова) о событиях столетней давности: "Гибель Империи. Российский урок". В восемнадцати сериях Владыка рассказывает о тернистом пути русской монархии и русской государственности на историческом изломе. И вновь напрашиваются всё те же аналогии. Великое отступление 1915 года, недовольство части элит ведением войны, игра на стремлении широких народных масс к абстрактно понимаемой "справедливости".
Мы склонны, как никто, жить в иллюзиях. Мы склонны, как никто, забывать о своей истории. "Мы ленивы и нелюбопытны", как обличил нас Александр Сергеевич Пушкин. Гегель как-то сказал: "История учит тому, что она ничему не учит". Скорее всего, особенно глядя на недавнюю нашу 30-летнюю историю, возможно, так оно и есть,
– сказал в одной из серий митрополит Псковский и Порховский.
Вопреки тому, чему нас учили в советской школе, никакого особого критического падения уровня жизни к моменту падения самодержавия не наблюдалось. Напротив, даже в годы, когда коммунистическая власть упрочилась на всех просторах исторической России, старожилы мечтали вернуться в те времена и жить, "как при Царе". Не потому, что при монархическом строе всё было идеально. А потому, что было лучше, стабильнее, спокойнее, а главное – всё было более предсказуемым.
Что с того?
Стоит понимать несколько базовых вещей. Те, кто устраивает государственный переворот, могут руководствоваться сколь угодно искренними убеждениями. Они могут сколь угодно справедливо критиковать те или иные непорядки в русской жизни. Однако есть священные и неприкосновенные институты, например институт президентства, и Конституция. По Конституции президент – Верховный главнокомандующий. И вся боевая мощь страны – исключительно в его компетенции.
Поэтому игнорирование легитимных и законных приказов президента – прямая дорога к развязыванию гражданской войны и обрушению фронта. Со всеми последующими итогами вроде второго издания Брестского мира, многолетнего братоубийства, террора, резкого падения уровня жизни населения, взрыва в национальных республиках и прочих "прелестей", которые наша несчастная страна пережила в 1917–1922 годах.
А лучше всего об этом сказал классик одним простым словом: "Одумайтесь!".
P.S. К счастью, действительно одумались. И это радует. По крайней мере, потому что, во-первых, пригожинский бунт не привёл к масштабному кровопролитию и постыдной обороне Москвы от тех, кто ранее брал Бахмут и бил нацистов, а во-вторых, не случилось попытки госпереворота как таковой. И тем не менее мы должны вынести из случившегося серьёзный урок, чтобы история не повернулась вспять.