Почему Турция отговаривает Россию и Асада от наступления на Идлиб?
ООН предупредила о наличии тысячи террористов в Идлибе, но предостерегла от начала военной операции Асада в этой провинции, которая может вызвать новый миграционный кризис. Сумеют ли Россия и Турция договориться по Идлибу?
После успешных военных операций правительственных войск Сирии в Алеппо, Хомсе, Пальмире, Восточной Гуте и Даръа, Башар Асад поставил новую цель – провинция Идлиб на северо-западе страны. По сути - это последний крупный оплот террористов и вооруженной оппозиции в Сирии, куда были согнаны боевики из остальных регионов, которые один за другим отбивала Сирийская арабская армия (САА). Москва поддерживает стремление Асада «добить террористов», о чем глава МИД России Сергей Лавров говорил на недавнем саммите АСЕАН.
Новый миграционный кризис?
Против этой операции выступает Турция. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган в конце июля предостерег Россию и Асада от наступления на Идлиб.
Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: www.globallookpress.com
С такими же призывами обращаются европейские лидеры и ООН. Идлиб – очень густонаселенная провинция, где проживают около 3 миллионов человек. Бок о бок с ними существуют сотни различных экстремистских организаций и живут тысячи террористов, о чем вчера заявил спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Ян Эгеланн. Самая главная группировка – «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), бывшая «Ан-Нусра» (запрещена в России).
Источник: syria.liveuamap.com. Инфографика: Телеканал «Царьград»
Идлиб является одной из «зон деэскалации», которые Россия, Турция и Иран согласовали в рамках астанинских встреч. На террористов перемирие не распространяется, и формально Асад имеет полное право очистить регион от боевиков. Но масштабная война рискует новым потоком беженцев. Для принявшей около 3,5 млн сирийцев Анкары – это настоящий кошмар, как и Европы, куда Эрдоган будет вынужден пропускать мигрантов, которых уже не может переварить Турция.
В районе Идлиба. Фото: www.globallookpress.com
Дабы не допустить гуманитарный кризис у своих границ, Анкара всеми силами стремится убедить Москву отговорить от боевых действий Асада, за которым будут стоять иранские военные и ВКС России. По крайней мере, до 7 сентября. На этот день турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган созвал саммит с участием Франции, Германии, России и Турции. Помимо основной темы – восстановления Сирии и возврата беженцев, очевидно, в трехстороннем формате (Россия-Турция-Иран) будет обсуждаться и вопрос военный.
Трамп уступил Эрдогана Путину
«Стратегическая глубина»
Кроме гуманитарных, есть и другие причины, по которым Анкара предостерегает Москву от операции. Идлиб является зоной ответственности Турции по астанинским соглашениям. Здесь находятся турецкие военные базы и наблюдательные пункты. Кроме того, Анкара имеет влияние на ряд оппозиционных сил, которые объединила в так называемый «Национальный фронт освобождения». Используя свое влияние в приграничной с Турцией сирийской провинции, Эрдоган, видимо, все еще надеется убедить ХТШ сложить оружие. Турки предлагают сирийским членам ХТШ перейти в стан умеренных групп, а «легионерам» уехать в страны происхождения. ХТШ – такой же враг для Анкары, как и для Дамаска. Но допустить наступления САА с полным захватом контроля над Идлибом для Эрдогана хуже, чем статус-кво. Почему?
Бойцы ХТШ. Фото: www.globallookpress.com
«Американцы в Сирии ненадолго»: Эксклюзивное интервью лидера сирийской оппозиции
Турции нужна «стратегическая глубина» на северо-западе Сирии как аргумент против курдов. В последнее время ходят «инсайды» о том, что Дамаск и Москва ведут переговоры с Сирийскими демократическими силами (СДС), где костяк составляют курдские ополченцы из YPG. По одной из версий, YPG готовы уступить подконтрольные им Ракку и Эль-Хасаку в обмен на предоставление курдам автономии на северо-востоке Сирии. Союз курдов и Дамаска резко ослабит возможности Турции, чье военное присутствие Асад считает нелегитимным. Нельзя сбрасывать со счетов и, возможно, спекулятивный вариант, при котором YPG бок о бок с правительственными войсками Сирии пойдут на Идлиб.
Стремления Асада вернуть под контроль оставшуюся территорию Сирии под свое управление поддерживаются Россией. Но Realpolitik, присутствие турецких военных и риски военного столкновения с ними российских ВКС вынуждает приложить максимум усилий на дипломатическом треке.
Руками Турции
Турецкие вооруженные силы. Фото: www.globallookpress.com
«Пока турецкая армия находится на 12 наблюдательных пунктах в Идлибе, военная операция невозможна. На это не пойдет ни Асад, ни Россия, ни Иран. Но они будут оказывать давление на Турцию, например, в форме авианалетов или отдельных эскалаций с артобстрелами, или же концентрацией военных на фронте. Я думаю, что Асад и Россия будут усиливать давление на Турцию, требуя взамен ненападения на Идлиб очистить его от радикальных элементов. В этом смысле Турция уже предприняла некоторые шаги. «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России – прим. ред.) уже не так силен, как год назад, и Анкара объединила все умеренные оппозиционные группы под одной платформой», - отметил аналитик из Middle East Foundation в Анкаре Омер Озкизилчик.
В Ливии ждут российских солдат
Несмотря на слабость перед альянсом Россия-Асад-Иран, Турция граничит с Идлибом и может себе позволить в течение долгого времени и с гораздо меньшими затратами поддерживать здесь свое влияние путем вооружения и поддержки лояльных групп.
Глава московской платформы сирийской оппозиции Кадри Джамиль уверен, что Анкара и Москва договорятся. «Взаимные интересы России и Турции — больше, чем Идлиб и Сирия. Поэтому обе стороны будут отталкиваться от текущей ситуации, чтобы найти пути выхода из кризиса», - сказал Джамиль в интервью Царьграду. Между Турцией и Россией имеются серьезные проекты – С-400, «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», которыми ни одна из сторон не хотела бы рисковать. Так что, потенциально стороны, протурецкая оппозиция (Свободная сирийская армия) и Асад, могут договориться о совместном уничтожении террористов. Как это имело место в последних боях против ИГИЛ в южных провинциях.
Очистка террористов руками Турции – выигрышный вариант для России. Кроме двусторонних проектов и использования Анкары как фактора ослабления НАТО, турки могут оказаться полезными для послевоенного восстановления Сирии. Вот почему нужно искать совместные пути решения проблемы Идлиба.