Новый руководитель МХАТ Эдуард Бояков: «Сейчас не время говорить о том, что нужно менять»
Новый художественный руководитель Московского художественного академического театра (МХАТ) имени Горького Эдуард Бояков рассказал в интервью телеканалу «Царьград» о том, что ждет театр в ближайшее время
«Царьград»: Вы ожидали, что вас назначат руководителем МХАТ им. М. Горького?
Эдуард Бояков: Не могу сказать, что это стало для меня совсем неожиданной новостью. Все произошло достаточно быстро. Даже то, что я сегодня нахожусь в Екатеринбурге, где мы представляли огромный доклад о состоянии культурной среды, говорит о том, что принималось срочное решение. Тем не менее, конечно, я встречался с министром, и не один раз обсуждал судьбу этого театра. В том числе состоялась встреча с руководством театра, которая прошла с участием министра Мединского и советника президента Владимира Толстого.
«Ц.»: Кто принимал решение о снятии с должности Татьяны Дорониной и вашем назначении?
Татьяна Доронина. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Э.Б.: Учредитель, Владимир Ростиславович Мединский. Театр относится к небольшому числу театров федерального подчинения, это прямая, так сказать, вертикаль Мединского.
От директора «Золотой маски» до худрука МХАТ им. Горького: Что известно о Боякове
«Ц.»: Вы успели поговорить с Татьяной Васильевной? Может, она вам сказала какие-то напутственные слова?
Э.Б.: Конечно, и не только напутственные. Мы очень серьезно пообщались, обсудили функции. Я действительно считаю, что фраза «театр – это дом» - это не просто красивые слова, а подход. Так и надо к нему относиться. Людей, которые занимались театром, несли на себе всю тяжесть оперативного управления, надо чтить и почитать. Заслуги Татьяны Васильевны очевидны. МХАТ - один из немногих театров, который пытался все 30 лет оставаться патриотическим. Это очень важно.
«Ц.»: Почему Вы выбрали Захара Прилепина вашим замом по литчасти? Будут ли ставиться его произведения?
Э.Б.: Я очень на это надеюсь. Захар Прилепин – выдающийся русский писатель. Я это говорю не только потому, что с ним дружу и сотрудничаю. Я действительно так считаю. Его книги невероятно важны для нашего поколения. Во-первых, он очень актуальный писатель, во-вторых, обладает редким даром любви к чужим текстам. Он не только умеет писать, он умеет читать, а третье, совершенно уникальное его качество - это знание истории, интерес к литературе.
Захар - автор прекрасной книги про Леонова, классика советской литературы, сейчас он заканчивает книгу про Есенина. То, как он пишет о Мариенгофе, Корнилове и других поэтах того времени, выдает в нем серьезного исследователя, аналитика. И потом, есть блестящая книга, которая называется «Взвод», посвящена поэтам Золотого века, когда все наши великие поэты служили в армии.
Захар Прилепин. Фото: www.globallookpress.com
«Ц.»: Что реально, на ваш взгляд, нужно менять в театре? Актерский состав, репертуар, ценовую политику?
Э.Б.: Сейчас не время говорить о том, что нужно менять в первую очередь. То, что изменения будут, это безусловно. И также безусловно, что это не спецоперация, которая врывается в театр, зачищает и делает под проект. Мы сделаем все для того, чтобы преемственность была обеспечена.
«Ц.»: Будете ли вы продолжать дело Дорониной?
Э.Б.: Конечно. Если говорить о репертуарной политике, ориентированной на русскую публику, безусловно, да. Если говорить о поиске современных драматургов, мы будем их искать. В свое время театр открывал не только Чехова, но и Андреева, и Розова, писателей позднего советского периода. Нужно восстанавливать эту традицию. Есть много вещей, которые надо сохранить, есть много вещей, которые нужно сделать. Построить заново.
«Ц.»: Вы приверженец классики или модерна в театральных постановках?
Э.Б.: Это сложный вопрос, что считать модерном, а что - классикой. Я приверженец современного творчества, а любая классика была когда-то авангардом. Сейчас мы считаем классиком Антона Павловича Чехова, не отдавая себе отчета, какую революцию в драматургии, в языке он совершил.
Прилепин мечтает сменить вешалки: Писатель озвучил планы на МХАТ имени Горького
Взять, например, такую категорию, как подтекст. Оговорки, ухмылки, междометия, охи, ахи. Это чеховская фактура, которая была для его времени революционной. Горький - революционер структуры и драматургической темы. Что мы будем называть классикой? И Шекспир был современным авангардным классиком, и Чехов был современным авангардным автором, и Горький. И так далее.
Я не люблю слово «модерн», потому что оно связано с западной философией, которая мне глубоко чужда. Я люблю словосочетание «актуальное творчество», живое творчество, современное творчество. И в этом отношении актуальное современное творчество должно, а это очень важно, наследовать традиции.
«Ц.»: Есть ли что-то, что вам не нравилось в предыдущем руководстве?
Э.Б.: Нет-нет, ничего не могу сказать на эту тему. Я думаю не о том, что не нравится. Я и мои коллеги думаем о том, что нужно делать для того, чтобы было больше созидания.