Набиуллина погрозила доллару пальчиком. Ещё один бессмысленный шаг Центробанка
Центробанк России сделал очередной шаг на пути противодействия американским санкциям. Вернее, шажок. Назад. На коленях. В наручниках и со связанными ногами.
"Альтернативные источники данных"
По окончании референдумов в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях издание The Wall Street Jounal сообщило, что США готовят новый пакет санкций против России, несмотря на вялые протесты европейских партнёров. В этот пакет должны войти ограничения на действия ключевых финансовых организаций, в частности, Российского агентства по страхованию вкладов, Национальной системы платёжных карт "Мир", Национального клирингового центра и Национального расчётного депозитария – то есть той структуры, которая по американским же лекалам и выстроена в России.
Не самым важным, но самым интересным последствием таких санкций может стать запрет на биржевые торги долларом, за которым с высокой вероятностью последует и евро. И хотя в итоговом документе от 30 сентября этой группы санкций не оказалось, сомнений в готовности США нанести этот удар нет.
Исходя из обострившихся рисков, Центробанк России опубликовал краткий пресс-релиз, в котором сказано:
Для установления официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю будут предусмотрены дополнительные альтернативные источники данных – банковская отчётность и цифровые платформы внебиржевых торгов.
Если ранее ЦБ старался игнорировать существование внебиржевой жизни, то теперь вынужден включать её данные в официальную формулу расчётов. Но поражает, насколько бережно Эльвира Набиуллина и её окружение удерживают Россию в американоцентричной финансовой системе – там, где "уважаемым партнёрам" виден каждый наш шаг, прозрачна каждая транзакция.
День мазохиста
Чисто технически непонятно, каким образом США могут запретить торговлю долларом на русской бирже, не говоря уже о внебиржевых сделках. Ну вот представьте, что они запретили торговлю, например, айфонами на вторичном рынке в России – что, она прекратится? Нет, просто станет чуть сложнее, если системно запретят менять Apple ID на нашей территории, но и этот запрет несложно обойти. А доллар – не айфон, на него удалённое управление не поставишь (хотя проповедники цифровых валют к этому и стремятся).
Но к чему эти нелепые телодвижения, в чём вообще смысл продолжения торговли "вечнозелёными"? Почему Россия не наносит первый, упреждающий удар и не отключает доллар и евро от обращения в стране?
Торговля любой валютой – это практически всегда поддержка её курса, признание её значимости. Так почему, размахивая риторикой об угрозах США и Европы, Россия не предпринимает никаких шагов для сокращения зависимости от них, а лишь ждёт очередных санкций и послушно им подчиняется. Что за мазохизм государственного уровня?
Понятно, что в существующей реальности полностью отказаться от доллара, евро, фунта и других валют недружественных стран Россия и её компании, осуществляющие внешнеторговую деятельность, не в состоянии. Но розничная, спекулятивная торговля долларом – что биржевая, что иная – никакой экономической выгоды для страны не несёт.
Включив иронию, можно понять, почему запрет на обращение валюты не был введён до частичной мобилизации. Ведь иначе часть нынешних обитателей Верхнего Ларса и иных пунктов перехода, не имея возможности приобрести "свободно конвертируемую валюту", могла бы остаться в России, что, по одной из возможных логик, противоречит интересам страны (к сожалению, тут имеет место отток не только оппозиционеров, но и мозгов). Но сейчас вроде бы с этим разобрались – и лавочку можно закрывать.
Считается, что в случае прекращения биржевых торгов Центробанку будет гораздо труднее устраивать валютные интервенции – он потеряет серьёзный инструмент управления тем самым обменным курсом, способ установления которого сейчас меняется. Но вопрос: что мешает точно так же оперировать юанями и вообще выстраивать политику управления курсом именно по отношению к юаню?
Что с того?
Россия ведёт странную гибридную войну с Западом: с одной стороны, у нас очень агрессивная риторика вплоть до предупреждений о возможном применении ядерного оружия, с другой – совершенно пассивная поза в экономике. Мы буквально бегаем за западными партнёрами, умоляя их всё-таки купить у нас нефть и газ, мы позволяем уходящим от нас западным компаниям выводить активы, мы оставляем без ответа откровенные пощёчины в виде убийства Дарьи Дугиной или подрыва газопроводов.
Представители наших властей многому научились в американских университетах и на специальных стажировках. Но почему-то не привезли оттуда одну очень полезную привычку американцев и прочих израильтян: в геометрической прогрессии отвечать на террор и попытки давления. Взяли в заложники одного? Берём в ответ сотню. Ударили по башням-близнецам? Отутюжим бомбардировщиками пару недружественных стран. Да, это преступления, но международного права давно уже не существует – а терпилам всегда достаётся больше всех.