Маркировка товаров: Кто заплатит за борьбу с фальсификатом и контрафактом
Стратегия "боевых действий" агрегирована в специальной программе до 2025 года, которую уже одобрило федеральное правительство
План мероприятий включает не только усиленный таможенный контроль и упрощенное уничтожение товара, изъятого из незаконного оборота, но и тотальное внедрение систем маркировки товаров наряду с уже существующими техническими регламентами.
О масштабности планов властей можно судить и по тому, что в борьбу за чистоту внутреннего рынка будут включены практически все министерства и ведомства: начиная от Минпромторга и заканчивая Минобороны, которым поручена разработка необходимой нормативной базы.
Добросовестные участники потребительского рынка понимают, что борьба с фальсификатом в первую очередь необходима им самим, но при этом высказывают опасения, связанные с возникновением избыточного госрегулирования в секторе продаж.
Суррогат с дырками: Дорогой сырный фальсификат захватил рынок России
Ключевой момент документа - система сплошной прослеживаемости оборота товаров в России, которую планируется развернуть к 2024 году. Оператором системы выбран Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации "Ростех" и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.
В настоящий момент в нашей стране реализуется три подобных проекта: обязательная маркировка меховых изделий, лекарств и табачных изделий. Правда, последние два пока исключительно в виде эксперимента.
Не дожидаясь результатов "первопроходцев", власти уже подготовили перечень товаров, которые подпадут под обязательную маркировку. В новый список помимо непродовольственных товаров попали: детское питание, рис, макароны, чай, кофе, консервы, продукты из мяса и рыбы, пиво, соки, минеральная вода, молочная продукция.
Фото: www.globallookpress.com
Параллельно правительство одобрило систему маркировки Минздрава, которая предполагает разделить продукты питания в зависимости от уровня содержания в них соли, сахара и жиров.
Более того, в России уже работает система ЕГАИС (система госконтроля за оборотом алкогольной продукции), и на 2018 год запланировано внедрение системы "Меркурий", предусматривающей учет продуктов животного происхождения.
Двойной удар
Возникает вопрос: реализуя столь интенсивный контроль, власти пытаются перестраховаться от рисков, или речь идет о взаимодополняющих элементах одного и того же надзорного механизма?
Таким образом, государство признает, что действующая система контроля, таможенного и технического регулирования не справляется, цитирует "Коммерсант" представителя Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антона Гуськова.
При этом одновременное действие контрольных систем создает избыточное давление на бизнес, отмечают профучастники рынка. Тотально и без разбора запускать обязательную маркировку не стоит, убеждены они. К этой идее нужно подходить выборочно: оценивать объемы контрафакта в каждой конкретной отрасли и соотносить с возможностями бизнеса.
Какой смысл вводить маркировку в отрасли, где уровень фальсификата низок или его вообще нет? Ведь установка нового оборудования и программного обеспечения несет дополнительные расходы, которые потом будут традиционно переложены на потребителя.
"Для установки систем маркировки производителям потребуется понести дополнительные затраты, связанные с покупкой необходимого оборудования, обучением персонала и прочее", - рассказал "Царьград" заместитель председателя правления "Руспродсоюза" Дмитрий Леонов.
"Важно понять, как издержки, которые уже несет бизнес по учету в ЕГАИС и системе "Меркурий", и затраты в будущем на тотальную маркировку способны обернуться инвестициями в будущее", - указал в беседе с журналистами заместитель исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Ионкин.
В свою очередь председатель Союза потребителей России Петр Шелищ в разговоре с RT отметил, "когда вводили маркировку шуб, в их стоимости надбавка за счет издержек на маркировку не была заметна". Однако в случае пищевых продуктов она может оказаться весьма ощутимой, указал он.
Фото: www.globallookpress.com
"Мы считаем, что такие меры надо вводить исключительно по заявке и предложениям ассоциаций, представляющих добросовестных участников рынка. Если такие предложения поступят, то это будет значить, что они и правда терпят убытки из-за нелегальной продукции", - заключил П.Шелищ.
Глазами рынка и глазами потребителя
Вместе с тем, эксперты отмечают, что внедряемые системы контроля пищевой продукции имеют разные функции: если маркировка Минпромторга служит интересам, прежде всего, государства, то Минздрав, предлагая свою классификацию товаров, беспокоится о потребителе.
По словам Д.Леонова, инициатива Минпромторга предполагает использование RFID-технологий, что поможет отследить маршрут следования товаров. "Этот принцип лежит в основе маркировки меховых и лекарственных изделий, - сказал эксперт. - По такому принципу предлагается построить и маркировку продуктов питания".
При этом маркировка Минздрава преследует несколько иные цели. Она призвана сориентировать потребителя на информацию о пользе или вреде того или иного продукта при помощи специальной наклейки, пояснил эксперт.
Помимо появления информации о свойствах того или иного продукта, что еще ждать потребителям от введения маркировки? Источники "Царьград", близкие к сектору торговли, признали, что нововведения негативно повлияют на ценники. Потребитель почувствует это на своем кармане, указали они.
Но, как показывает опыт "первопроходцев"- рынков табачной продукции и лекарственной отрасли, пока тестовое внедрение маркировки не привело к росту цен. Маркировка лекарственных препаратов не ведет к их удорожанию, максимальный рост стоимости лекарств составит до 50 копеек, подсчитали в правительстве.
"Табачники", опрошенные ТАСС, также указали, что для конечных потребителей продукция не станет дороже. По словам профучастников рынка, использование уже имеющегося оборудования позволяет минимизировать расходы на введение цифровой маркировки.
Кто следующий?
Основная цель введения маркировки – снижение доли контрафактной продукции путем формирования максимально прозрачной цепочки движения товаров. С этой точки зрения логично в первую очередь начать маркировку категорий, в которых проблема контрафакта стоит особенно остро: это молочная и рыбная промышленность", - заявил "Царьграду" Д.Леонов.
ГМО-монстр с помощью ФАС готовит захват рынка России
По его словам, борьба за прозрачность рынка в России ведется и в интересах производителей, и в интересах граждан. В целом инициатива положительным образом повлияет на бюджетную систему, которая в результате незаконного оборота промышленной продукции ежегодно теряет значительные суммы таможенных и налоговых платежей, отметил эксперт.