Как и почему Германия рассорилась с Турцией
Германия и Турция переживают беспрецедентный кризис в двусторонних отношениях, который может иметь самые серьезные последствия
Германия и Турция, которые исторически сотрудничали и симпатизировали друг другу, переживают беспрецедентный кризис в стабильно ухудшавшихся в последнее время двусторонних отношениях.
Анонсированное Берлином сворачивание инвестиционного и экономического сотрудничества, туристических связей, которые имеют все признаки антитурецких санкций, – доселе невиданное явление в двусторонних отношениях. Кажется, что новые сюрпризы не за горами.
Демарш Зигмара Габриэля
Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль, прервав свой отпуск, провел накануне в Берлине очень важную, несколько раз откладывавшуюся пресс-конференцию, на которой объявил о согласованном партиями правящей коалиции в составе блока ХДС/ХСС и СДПГ новом политическом курсе в отношении Турции. Непосредственным предлогом для этого стал арест турецкими властями и заключение в тюрьму немецкого правозащитника Петера Штойдтнера, которого обвиняют в поддержке террористов.
По словам немецкого министра, эти обвинения - "совершенно очевидно необоснованные и притянуты за уши". И Штойдтнер, к тому же, не одинок. Кроме него, по данным Габриэля, в турецких тюрьмах находятся еще восемь граждан ФРГ, "неправомерно" арестованных после попытки госпереворота летом прошлого года.
Габриэль констатировал, что отношения с Турцией "невозможно развивать как прежде", что там открыто попираются европейские принципы и ценности, и никто не может чувствовать себя в безопасности. Он признал, что Берлин устал ждать и что надежд на конструктивную позицию Анкары не осталось.
"Тот, кто увольняет со службы сотни тысяч чиновников, военнослужащих и судей, сажает в тюрьмы десятки тысяч людей, включая депутатов, журналистов и правозащитников, экспроприирует собственность, закрывает сотни СМИ, огульно обвиняет десятки немецких фирм в поддержке террористов, ратует за восстановление смертной казни, тот, очевидно, хочет повернуть колесо истории вспять", - заявил Габриэль, имея в виду турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Глава МИД ФРГ обвинил Анкару в измене не только европейским ценностям, но и "принципам", на которых зиждется НАТО. Похоже, это связано с изгнанием турецкими властями немецких военных с авиабазы "Инджирлик" и обострением ситуации вокруг базы НАТО "Конья", убраться откуда немцев пока не попросили, хотя все к этому идет.
Как Берлин хочет наказать Анкару?
Терпеть все это Берлин больше не намерен. Мало того, он намерен Турцию наказать: сокращением инвестиций, турпотока, отказом в правительственных гарантиях на капиталовложения немецких фирм в этой стране, что неизбежно приведет к сворачиванию экономического сотрудничества.
Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль о Турции: "Никому нельзя советовать делать инвестиции в стране, в которой более нет правовой безопасности". Фото: Kay Nietfeld/DPA/TASS
"Никому нельзя советовать делать инвестиции в стране, в которой более нет правовой безопасности, где есть случаи экспроприации, а абсолютно безупречные фирмы обвиняются в близости к террористам", - подчеркнул Габриэль. Он не увидел также "дальнейшей возможности предоставлять правительственные гарантии на капиталовложения немецких фирм в Турции". Речь идет об отказе страховать сделки немецких предпринимателей с турецкими компаниями от политических рисков, а они в Турции после провалившейся попытки госпереворота очень велики.
"В сложившейся ситуации ни одной фирме нельзя посоветовать делать капиталовложения. Утрата доверия колоссальна, а доверие в бизнесе - это самое главное", - прокомментировал "Немецкой волне" (DW) позицию властей ФРГ представитель Федерального объединения оптовой и внешней торговли Германии (BGA) Андре Шварц.
Берлин, безусловно, возмутило, что турецкие власти несколько недель назад передали немецким правоохранительным органам список "пособников террористов" (68 позиций), в который попали как индивидуальные немецкие граждане, так и некоторые известные компании, например, Daimler и BASF.
Между тем, Турция занимает 15 место в списке основных зарубежных партнеров ФРГ. В минувшем году Германия поставила Турции товаров на 22 миллиарда евро. Поэтому объявленные Берлином меры больно ударят, прежде всего, по немецким компаниям. По турецким – меньше. Они продали в Германию продукцию на 15,4 миллиарда евро.
По словам Габриэля, участь Штойдтнера могут разделить и немецкие туристы, которые любят отдыхать в Турции, и поэтому на сайте МИД ФРГ их будет ожидать предупреждение. С 20 июля МИД рекомендует всем немцам, приезжающим в Турцию на отдых или по делам, регистрироваться в дипломатических представительствах ФРГ. Это еще не запрет, но прозрачный намек, что в Турцию ездить не надо. Почему? Потому что данное предложение… совершенно бессмысленное. Ведь тот же самый МИД предупредил, что если турецкие власти задержат граждан ФРГ, тем не гарантирована консульская защита. В случае ареста за контакт с местными жителями, подозреваемыми в связях с путчистами или "террористами", немцев – и не только - могут продержать в полицейском участке без суда и следствия до 14 суток, а в следственном изоляторе – аж до пяти лет. Милости просим отдыхать в Турции! В 2015 году в Турции, где многое завязано на туризме, отдохнули 5,6 миллиона немцев. В 2016 году – уже 4 миллиона. А сколько их окажется в нынешнем?
Габриэль также намекнул туркам, что обсудит "в ближайшие дни и недели" с партнерами по Евросоюзу, как лишить Турцию немалых денежных средств, которые ей выделяет Брюссель (не будем забывать, что главным донором ЕС является та же Германия) на финансирование программы помощи кандидатам на вступление в ЕС, одним из которых Турция по-прежнему является. Хотя все прекрасно понимают, что Анкаре это не светило и раньше, и, тем более, теперь.
Турецкий ответ
Естественно, заявление главы МИД ФРГ об изменении политики в отношении Турции вызвало возмущение в Анкаре. Коллега Габриэля Мевлют Чавушоглу обвинил Берлин в "двойных стандартах", угрозах, шантаже и попытке давления на турецкую судебную систему, неуважении к ней. Глава МИД Турции признал, что обе страны переживают "кризис доверия".
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу о критике из Берлина: "Они хотят, чтобы турецкие суды постоянно исполняли приказы, которые они им отдают". Фото: Daniel Reinhardt/DPA/TASS
Турецкий лидер Эрдоган высказывался в последние дни на тему отношений с ФРГ куда более резко. Его возмущает, что Германия активно предоставляет убежище его политическим противникам и военным, замешанным в провалившемся путче, несмотря на требования Анкары выдавать этих людей турецким властям. Он обвинил Германию, которая просто не может поступить иначе, что она совершает "политическое самоубийство", подчеркнув, что пока ФРГ "не выполнит наши требования, мы будем смотреть на нее, как на страну, которая защищает террористов".
Эти цифры впечатляют – с начала 2017 года в Германии попросили политического убежища в общей сложности свыше 3200 турецких граждан, в том числе военные и дипломаты. В Берлине это связывают с "репрессиями", последовавшими за провалом попытки госпереворота в Турции летом 2016 года, невольно показывая турецкой власти, что от всей души желали успеха путчистам.
Конечно, это не может нравиться Эрдогану, которому также прекрасно известно, какую роль в организации и проведении путча сыграли натовские базы в стране. Показательно наказать за это американцев по понятным причинам туркам затруднительно, тем более, что администрация Дональда Трампа в этому не причастна. Зато немцы туркам более по зубам.
Когда количество переходит в качество
Резолюция бундестага, признавшая геноцидом истребление армян и других нацменьшинств в Османской империи в годы Первой мировой войны; немецкие симпатии к курдам; отказ Берлина президенту и членам правительства Турции в проведении в ФРГ митингов, на которые Эрдоган и его соратники беспрепятственно собирали все предыдущие годы десятки тысяч представителей турецкой диаспоры - всё это было встречено в Анкаре в штыки и негативно отразилось на характере двусторонних отношений.
Немцев же возмутила роль Турции в сознательном пропуске через свои рубежи свыше миллиона нелегальных мигрантов, прибывших в 2015 году в ФРГ, чтобы заработать на этом и шантажировать ЕС. Жесткое подавление антиэрдогановского путча, нежелание Анкары учитывать требования Брюсселя к членству в ЕС, сомнительный, с точки зрения Берлина, конституционный референдум в Турции, рост авторитарных тенденций в стране, превращение Эрдогана в нового турецкого султана - такие фигуры неудобны для Запада тем, что ими очень сложно управлять методами мягкой силы.
Рост взаимного раздражения и обоюдных претензий и привел, в конце концов, к тому, что их растущее количество переросло в новое качество. Этот процесс продолжается. И ему не видно конца.
Значит, отношения между обеими странами, тесно связанными между собой на человеческом уровне благодаря проживающим в ФРГ нескольким миллионам турок, будут в обозримом будущем только ухудшаться.
Читайте также по теме:
Турция повернулась спиной к Западу
В Турции есть опасность страшнее, чем попытка переворота
Как голосовали турки в Германии на конституционном референдуме