Эсминец «Новик» вернулся к потомкам
На дне Финского залива обнаружен первый русский и лучший для своего времени эскадренный миноносец, рождённый после гибели флота при Цусиме и погибший при Таллинском переходе 1941 года
17 июня этого года стало известно, что интернациональная российско–финская поисковая команда обнаружила на дне Финского залива эскадренный миноносец «Новик» (он же c 1923 года «Яков Свердлов»). Отчего находка так всех переполошила, и почему «Новик» считают «папой» целого класса кораблей?
«Новик» как идея
«Новик» не воевал при Цусиме. Но он стал долгожданным «ребёнком» этой злосчастной битвы, где к тому же эсминцы не сыграли никакой серьёзной боевой роли. Такой вот парадокс.
Но именно поражение при Цусиме поставило перед русским флотом вопрос о строительстве кораблей, подобных «Новику». Ибо «Новик»… сыграл серьёзную боевую роль в ходе Русско-японской войне 1904–1905 годов, отметившись быстротой и натиском при нападении на крейсера противника, прикрытии своих кораблей, охотой на вражеские миноносцы.
Бронепалубный крейсер 2-го ранга «Новик». Фото: www.globallookpress.com
Правда, тот корабль был не эсминцем, а бронепалубным крейсером 2-го ранга. Но это – по классификации самого начала века: «Новик» был принят на вооружение в 1901 году. По факту - это была машина 3 тыс тонн водоизмещением, длиной 110 и шириной 12 метров, скоростью 25 узлов и с вооружением из 6 орудий 120 мм, 6 – 47 мм и двух пулемётов Максима 7,62 мм. А также с пятью торпедными аппаратами.
«Иван Грен» вошёл в состав русского флота. После 14 лет мучений
С такими качествами он представлял собою, скорее, бронированный эсминец, миноносный крейсер, способный и сам быть миноносцем и охотиться за миноносцами. Ему не повезло – 20 августа, получив серьёзные повреждения в бою с двумя японскими крейсерами возле острова Сахалин, он был затоплен по приказу собственного командира. Но морские специалисты запомнили удачное сочетание быстроты, манёвренности и вооружения, показанное им, а также однотипными с ним «Жемчугом» и «Изумрудом», как раз прошедшими Цусиму и уцелевшими там.
Именно анализ результатов той битвы показал: скорость – одно из ключевых условий для победы в морских сражениях тогдашней броненосной эпохи. Скорость, броня и вооружение. А поскольку эти требования - практически взаимоисключающие, то «Новики» стали неизбежны. Как стали неизбежны «Дредноуты». Только по пути строительства громадных и дорогущих бронированных динозавров пошли англичане. А русские, если уж продолжать аналогию с доисторическими ящерами, прошли по пути создания «дейнонихов» – небольших, но юрких и хорошо «вооружённых» хищников. Достаточно сказать, что само имя их переводится как «страшный коготь»…
Император Николай II во время посещения корабля. Фото: www.globallookpress.com
Необходимость в мелких, но страшных
На самом деле преимущества были оценены не сразу. Косность и скудоумие русского морского начальства – людей «из-под шпица», как их называли по месту службы в Адмиралтействе, - отнюдь не литературный оборот, вошедший в моду после страшного, но заслуженного разгрома при Цусиме. Но тут второму, ещё не рождённому «Новику» повезло. Во-первых, даже «людям из-под шпица» было ясно, что быстрые крейсера – не самый удачный вариант для борьбы с вражескими миноносцами. Нужен настоящий контрминоносец. А во-вторых, после сбора денег на восстановление флота после войны и лихорадочного воссоздания 18 эсминцев прежних типов осталось 2 миллиона непотраченных рублей. И вот тогда и решено было эту сумму использовать для создания эсминца нового типа по требованиям, продиктованным прошедшей войною.
Эсминец «Новик» в акватории Невы. Фото: www.globallookpress.com
Корабль был заказан Путиловскому заводу, и, таким образом, в отличие от того «Новика», созданного в Германии, стал абсолютно русским кораблём – от проекта до исполнения.
По вооружению новый «Новик» оказался достаточно зубастым. На нём были установлены 4 скорострельные пушки 102 мм, 4 пулемёта Максима – все соединены системой управления огнём. Было и зенитное вооружение – пушка Лендера 76,2 мм.
Но основным было минно-торпедное и противолодочное вооружение: 4 двухтрубных торпедных аппарата калибра 450 мм, до 50 мин заграждения, до 10 глубинных бомб.
Размерами корабль лишь немногим уступал прежнему «Новику»: длина 102,43 м, ширина 9,53 м. Правда, водоизмещение было заметно меньше – 1360 тонн, зато он достигал рекордной для того времени скорости: в 1913 году выдал 37,2 узла. Важным достижением было то, что корабль «питался» не углём, а имел паротурбинные двигатели, работавшие от котлов, в которых использовалось жидкое топливо.
Таким образом, Россия как раз перед Первой Мировой войной получила не просто лучший корабль в своём классе, но и образец подобных кораблей для всего мира.
Эсминец «Новик» во время морского боя. Фото: www.globallookpress.com
История службы, славы и гибели
Хотя заказано было больше 50 кораблей типа «Новик», к началу Первой Мировой войны он всё ещё оставался единственным современным эсминцем на Балтике, где и начались основные боевые действия. Корабль использовался для прикрытия минных постановок, для разведки и поиска противника, сам делал минные постановки у берегов противника.
Известен стал славный бой «Новика» с двумя новейшими германскими эсминцами в августе 1915 года, в ходе которого нанёс им серьёзные повреждения, после чего один из них выбросился на берег и был подорван командой.
В течение мая 1917 года становится флагманским кораблем минной дивизии БФ. Принимал участие в обороне Моонзундского архипелага.
В ноябре 1917 года перешёл в состав Красного Флота, но меньше чем через год выведен из боевого состава: воевать на Балтике большевикам было не с кем: у белых кораблей не было, с Германией был мир.
Но в 1920-х годах корабль решили вернуть в строй, он прошёл ремонт и модернизацию. Под именем «Яков Свердлов» вступил в Великую Отечественную войну.
В августе 1941 года участвовал в прорыве советских кораблей из Таллина в Кронштадт. Там он и погиб 28 августа около 9 часов вечера, подорвавшись на мине и переломившись в результате пополам.
Новый пластмассовый корабль скоро украсит ряды ВМФ России
О точной фиксации места гибели корабля в тех условиях не приходилось и думать. На пути перехода до сих пор лежат на дне десятки судов, потерянных на минах и от бомб германских бомбардировщиков и торпед финских катеров. И вот на днях пришло известие: российско-финская команда нашла на дне Финского залива первый русский и некогда лучший в мире эскадренный миноносец «Новик». Как оказалось, он лежит на глубине 75 метров, действительно разломанный на две части, причём носовая перевёрнута вверх килем. Идентификация корабля неоспорима: чётко читается его название, фиксируются характерные для «Новика» детали надстройки.
Что будет с ним дальше, пока говорить, естественно, рано. Но, вероятно, общественности стоило бы поставить вопрос о подъёме легендарного корабля. Он заслужил того, чтобы стать музеем. И славы русского флота, и его судьбы, которая в ХХ веке так часто оказывалась связанной с гибелью…