«Иван Грен» вошёл в состав русского флота. После 14 лет мучений
В Калининграде подняли Андреевский флаг над кораблём «Иван Грен», который строился и испытывался рекордно долгое время - порядка 14 лет
Большой десантный корабль (БДК) проекта 11711 «Иван Грен» вошел в состав 121-й бригады десантных кораблей Кольской флотилии Северного флота. Андреевский флаг над кораблём подняли на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Длительная эпопея, которую не один моряк, вздыхая, называл «опупеей», наконец, завершилась.
Корабль большого водоизмещения
Проект 11711 родился в Невском проектно-конструкторском бюро ещё в советские годы. Доводился в девяностые. Контракт на постройку на заводе «Янтарь» был подписан в 2004 году. В строй должен был вступить в 2008 году. Однако…
«Иван Грен». Фото: globallookpress.com
Отсель грозить мы будем Трампу
Однако проблема возникла там, где её не ждали. Как с усмешкой рассказывают моряки, её создало само руководство флота. Сегодня уже не понять, что было первично – нехватка финансирования, из-за чего командование перебирало варианты того, что можно было построить «дёшево и сердито», или же неопределённость в понимании того, чего же флотскому начальству хочется, отчего и деньги отправлялись на более чётко обрисованные «хотелки». Но, во всяком случае, даже после 6 лет строительства чертежи перетряхивали и меняли, добиваясь непонятно чего, но прежде всего – удешевления. Три раза менялось техзадание!
Ещё бы – после всех перетрясок «Иван Грен» всё равно обошёлся в кругленькую сумму 5 млрд рублей! А задач на эту сумму ему не находилось. Если огрублять, то – кого и куда десантировать?
Ответ на этот вопрос появился только в 2015 году, когда нужно было срочно организовывать «сирийский экспресс» по доставке в Сирию самых различных грузов для сражающихся ВКС и двух баз в этой стране. А судов для этого не хватало – чуть ли ни у турок чуть ли не баржи выпрашивали.
В этом смысле «Иван Грен» был как раз очень ко двору. Он может перевозить до 300 десантников, до 13 танков или до 36 бронемашин основных типов, а также буксируемую артиллерию. Дальность похода – до 3,5 тыс. морских миль, скорость хода - 16 узлов. Для высадки на необорудованном побережье имеются инженерные понтоны, которые, сцепляясь, образуют мост от корабля до берега. Высадка десанта возможна при волнении до 4 баллов.
В состав Черноморского флота введена малая проекция силы
Водоизмещение – 5 тыс. тонн, длина - 120 м, осадка – 3,6 м. Мощность двигателей - 5200 л.с. Экипаж - 100 человек.
Вооружение – сугубо оборонительное: 30-мм автоматическая артиллерийская установка АК-630М-2 «Дуэт» скорострельностью до 10 000 выстрелов в минуту, две установки АК-630 с радиолокационной системой управления. Это главным образом противоракетное оружие, так же как комплекс КТ-308-04 «Просвет-М» - выстреливаемые пассивные помехи. Той же цели служат две 14,5-мм морские тумбовые пулемётные установки МПТУ «Жало» – хотя, разумеется, они могут стрелять и по наземным объектам на дальности до 2000 метров. Есть два вертолёта (или же может быть поставлен один ударный типа Ка-52).
Церемония подъема Военно-морского флага России на большом десантном корабле «Иван Грен». Фото: Виталий Невар/ТАСС
Долгожданный и…
Как утверждают злые языки, «Ивана Грена» строили столько, что он устарел ещё до передачи на флот. Именно этим скептики объясняют тот факт, что большую при задумке серию (18 кораблей) сократили всего до двух. И то только потому, что не резать же уже почти достроенный систер-шип «Пётр Моргунов» на иголки! Хотя когда он будет сдан, никто твёрдо не знает.
Флот США будут топить из-под воды
Но главное – выяснилось, что у «Грена» есть серьёзные проблемы с остойчивостью и задним ходом. И виноваты в этом, как утверждают специалисты, как раз те самые лихорадочные переделки проекта.
А всё те же пессимисты видят за этим куда более тревожный симптом – русские корабелы разучились делать большие корабли. Ну, во всяком случае, военные. Да и откуда взяться такому умению, если их не строили больше 20 лет? Да и то – ведь в основе проекта 11711 лежит проект 1171. Это старый советский БДК «Тапир», на корпус которого и надстроено всё, что ныне называется «Иваном Греном».
В общем, безусловный праздник – а ввод в строй нового корабля всегда праздник – приправлен сегодня для многих причастных к флоту изрядной долей горечи. Как же много мы потеряли за годы либерального безвременья! Как же много у нас отняли экономические экспериментаторы! Как много мы утратили – включая целое поколение корабелов!
А сегодня, к тому же, оказывается, что эксперименты не окончены…