Израиль собирает соратников на войну с Ираном
Израильский премьер зондирует почву для начала войны против Ирана при поддержке США. После визита в Москву Биньямин Нетаньяху переговорил с британским премьером Терезой Мэй, которая, как и канцлер Германии Ангела Меркель, осуждает Иран за «провокации». После развала арабских государств Иран и нейтральная Турция стали главными оплотами мусульманского мира, способными противостоять доминированию Израиля на Ближнем Востоке. Удастся ли?
Европа «льёт воду на мельницу» Израиля
Пока на Голанских высотах и на юге Дамаска продолжают громыхать то израильские, то иранские ракеты, Биньямин Нетаньяху плетёт дипломатические интриги. С одной целью — получить как можно большую поддержку в прогнозируемой почти всеми экспертами войне против Ирана. 10 мая израильский премьер позвонил британскому премьер-министру, которая присягнула на верность Тель-Авиву.
Мэй осудила ракетные атаки Ирана в отношении израильских войск, заявив, что Великобритания решительно поддерживает право Израиля защищаться от иранской агрессии»,
— говорится в заявлении пресс-службы британского правительства.
Лидеры Израиля и Соединённого Королевства условились о том, что международное сообщество должно «противостоять дестабилизирующему поведению Ирана в регионе». В это противостояние Ирану Лондон и Тель-Авив пытаются вовлечь (или возложить на неё ответственность?) и Москву. Россия «должна использовать своё влияние в Сирии для предотвращения дальнейших атак» со стороны Ирана, говорится в сообщении.
Трамп дал добро Израилю на войну
Другие сильные европейские державы — Франция и Германия — пока сохраняют нейтралитет. Обе они заинтересованы в инвестициях в иранский энергетический сектор. Многомиллиардные капиталовложения европейских нефтегигантов уже находятся под риском из-за выхода президента США Дональда Трампа из ядерной сделки, а если начнётся война против Ирана, они вовсе «сгорят». Французский президент Эммануэль Макрон, считающийся главным симпатизантом Трампа в Европе, проявляет двуличность. С одной стороны, он предостерегает от войны и поддерживает сделку с Ираном, с другой — соглашается с её пересмотром, что Трамп, вероятно, приравнивает к отказу от ядерного договора 2015 года.
Эммануэль Макрон. Фото: www.globallookpress.com
А что Меркель? Говоря о необходимости для Европы «взять свою судьбу в свои руки», то есть отдалиться от США, канцлер обвиняет Иран в «провокациях» против Израиля. С учётом исторических обязательств Германии перед Израилем ждать от неё симпатий Тегерану в ущерб Тель-Авиву было бы наивно. Выходит, что Европа пока «льёт воду на мельницу» Нетаньяху и Трампа.
Верные союзники из Персидского залива
Если Евросоюз ещё колеблется, то верные союзники Израиля сидят в Вашингтоне и в районе Персидского залива. Во-первых, это Трамп с его зятем еврейского происхождения на должности советника президента — Джаредом Кушнером. Самая произраильская администрация в истории США открыла «ящик Пандоры», сначала объявив Иерусалим столицей Израиля, а затем выйдя из соглашения «шестёрки» с Исламской Республикой Иран (ИРИ). Решение Трампа, означающее, что «Иран разрабатывает ядерное оружие, и его надо остановить», легитимирует военные действия в отношении ИРИ. Суннитская Саудовская Аравия, считающая шиитский Иран «заклятым врагом», только и ждёт того, чтобы Соединённые Штаты и Израиль начали войну против Тегерана. В прошлом месяце саудовский кронпринц совершил большое турне по Америке, где встретился с еврейским лобби в США. ОАЭ и Бахрейн, где базируется штаб пятого флота США, тоже поддерживали израильские бомбёжки проиранских ополченцев 9 мая.
Саудовский кронпринц сблизился с израильским лобби в США
Кто ещё поддержит Израиль, станет ясно ближе к делу. Важную роль сыграет позиция Египта, сильнейшей армии арабского востока, которая ради инвестиций оказалась втянута в антииранскую войну Саудовской Аравии и её союзников в Йемене. Определяющей можно считать реакцию Турции, имеющей 500-километровую границу с Ираном. Турция находится во временном альянсе с ИРИ по Сирии в рамках Астанинского формата и имеет тесные торговые отношения с ним. Напомним, что по распоряжению правительства Реджепа Тайипа Эрдогана турецкие банки вели тайную торговлю нефтью с Ираном в обход американских санкций, из-за чего в США до сих пор под арестом сидят бизнесмен Реза Зарраб и один управляющий Halkbank Хакан Атилла. Недавние жёсткие заявления Эрдогана против Израиля из-за Палестины вкупе с перечисленными завязками с иранцами подсказывают, что у Анкары нет стимула поддерживать Тель-Авив в войне против своего соседа. Даже с учётом исторического противостояния персов с османами за доминирование на Ближнем Востоке. Нейтралитета стоит ожидать и от Пакистана, который хоть и обучает саудовских военных и имеет тесные связи с Эр-Риядом, но участвует в транспортном коридоре с Ираном, строящемся на китайские деньги.
Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: www.globallookpress.com
Из важных игроков остаётся только Россия. Значимость нашей страны подтверждает тот факт, что Нетаньяху, отменив визит на Кипр, срочно вылетел в Москву на Парад Победы. Израилю нужны гарантии того, что Россия не будет поставлять С-300 Сирии, которые смогут контролировать всё, что летит в израильском воздушном пространстве. И самое главное — нейтралитет в конфликте с Ираном. Пресс-секретарь Армии обороны Израиля Йонатан Конрикус заявил, что перед массированным ударом ЦАХАЛ по иранцам Тель-Авив предупредил Москву. А Нетаньяху после встречи с российским президентом Владимиром Путиным вовсе заверил, что Россия не будет препятствовать действиям Израиля в Сирии. В предыдущем материале мы уже указывали на риски для Москвы, связанные с так называемым нейтралитетом перед лицом израильской агрессии против иранцев.
Израиль пытается вовлечь Путина в интриги против Ирана
Разделить исламский мир и властвовать на Ближнем Востоке
Зачем Израилю нужна война с Ираном? После появления еврейского государства на карте Ближнего Востока основную угрозу ему представляли арабские страны, отрицавшие существование Израиля и боровшиеся за Палестину. Их ослабление стало главной целью израильских политиков. В ставшем всемирно известным плане израильского стратега Одеда Йинона подробно описана концепция разрушения арабских государств, в частности Египта, Ирака, Сирии и Ливана.
Территориальный распад Египта на отдельные географические регионы является политической целью Израиля в 1980-х годах на его западном фронте. (Возврат) Синайского полуострова с его нынешними и потенциальными ресурсами поэтому является политическим приоритетом, которому препятствует Кэмп-Дэвид и мирные соглашения... Ирак, богатый нефтью, с одной стороны, и с другой стороны, разрываемый изнутри — определённо кандидат для израильских целей. Каждое межарабское противостояние поможет нам в краткосрочной перспективе и сократит путь к более важной цели — разбить Ирак на единицы, как в Сирии и в Ливане. Иордания является стратегической целью в краткосрочной перспективе, но не в долгосрочной, поскольку она не представляет реальной угрозы в долгосрочной перспективе после её ликвидации»,
— говорится в статье Йинона «Стратегия для Израиля в 1980-х», опубликованной в 1982 году.
Фото: www.globallookpress.com
Основным инструментом разрушения арабских стран должны выступить межэтнические и межрелигиозные (шииты против суннитов) разногласия. Описанный Йиноном план стал реальностью начиная с 2003 года и особенно с началом «Арабской весны» в 2011 году. После устранения главного соперника в лице Сирии, Ирака и разрыхления Египта и Ливана единственной «угрозой» для Тель-Авива оставался шиитский Иран, разрабатывающий ядерное оружие и противостоящий планам Израиля покончить с идеей создания независимого палестинского государства. Израиль намерен оставаться единственной ядерной державой в регионе, с помощью которого они смогут терроризировать всех непослушных соседей.
Если смотреть ещё шире, то после «политической кастрации» Сирии, Ирака, Ливана и Египта Иран фактически остался единственным оплотом исламского мира, бросающим вызов Израилю. Саудовскую Аравию и «заливников» нельзя брать в расчёт, так как ради уничтожения Ирана они не только готовы предать Палестину, но и пожимать руки израильским политикам, которыми они выдавливают палестинцев с их исторических земель. Остаётся только Турция, но связанная руками и ногами Североатлантическим альянсом. На Анкару, чей президент позиционирует себя как исламский лидер и поддерживал «Братьев-мусульман» в Египте, Израиль тоже имеет рычаги давления — в лице курдов. Тель-Авив в качестве единственной мировой столицы поддержал референдум о независимости иракских курдов осенью 2017 года. При удобном случае Израиль вместе с США поддержит создание не только иракского, сирийского, но и турецкого Курдистана.