Чем дорожим, чем рискуем на свете мы...
Протоиерей Андрей Ткачев об одной из самых популярных песен в России "Есть только миг", которую написали композитор Александр Зацепин и поэт Леонид Дербенев
В 1973 году на российские, советские экраны вышел фильм "Земля Санникова", который отметился не только игрой известных актеров, среди которых Олег Даль и Георгий Вицин. В этом фильме прозвучала песня, вышедшая за пределы ролика и саундтрека, которая поется и сейчас. Это песня на стихи Леонида Дербенева и музыку Александра Зацепина "Есть только миг между прошлым и будущим". Наверняка все слышали. В фильме её пел Даль, сейчас перепел Николай Расторгуев. Самый главный голос, связанный с этой песней, - голос Олега Анофриева. Песня вошла в хиты, в списки хитов. Хотя Зацепин, напомню, написал много других мелодий. К фильмам Леонида Гайдая, например, и для Пугачевой работал. "Куда уходит детство", кажется, его.
Но песня "Есть только миг" - закрепившаяся, философская. Она находится в интересном подвешенном состоянии. Для советского времени - неподходящая, и об этом сейчас успеем сказать, но и для христианского сознания тоже не подходящая. Она - погранично-серединная.
В 1983 году, через 10 лет после выхода фильма "Земля Санникова" на экраны, появилась критическая статья про эту песню, смысл которой был в следующем. Это - песня нытиков, красивая мелодия кладет на сердце людям не соответствующие советской идеологии слова о преходящем мимолетном земном бытии, о прекращении жизни, о том, о сем. Так сказать, песня неудачников на красивую мелодию. А мы должны быть оптимистичны.
Советская идеология, если вы знаете, если помните, она вообще была бодрячком, шла как рабочий с колхозницей, широким шагом в неизвестное будущее. И нужно было радоваться. Хоть чему-нибудь. Или ничему, но радоваться. Такие песни про смерть, про неизвестность, про кратковременность - это песни, соответствующие духу высокой античности. Это грусть высокой античности. Когда смысла жизни нет, а мелкие смыслы не удовлетворяют.
К примеру, поэзия Бродского - чистая высокая античность. У него даже есть стих, перепевающий песню "Есть только миг": "Падучая звезда, тем паче астероид, / На резкость без труда свой праздный взгляд настроит". Это про ту звезду, что сорвалась и падает. Есть только миг, за него и держись.
Однако это очень сомнительная философема. У нас есть прошлое, при помощи памяти и сердца превращающееся в сокровище. Прошлое - наше сокровище. У нас есть будущее, которое при помощи веры превращается в надежду. У нас нет только мига, у нас есть вечность. Вечность есть, если мы имеем веру. Если веры нет, то есть только миг, а держись за него - это издевательство. Как ты за него подержишься? Это все равно как держаться за кисточку, которую забрали из-под тебя, образно говоря, как у штукатура лестницу. Поэтому песня Дербенева и Зацепина для советского времени была неудобная - она выводила из состояния ненужного оптимизма.
И для христианского мировоззрения она тоже - несоответствующая. Это песня экзистенциалистов. Песня буддистов, может быть. Песня каких-нибудь восточных мистиков, любящих медитацию. Но не песня христиан. Потому что у нас нет мига. У нас есть много мигов, у нас есть вечность. О ней бы подольше поговорить, она достойна того. Она красива, хороша, интересна и провокативна, по-своему. Но вы подумайте об этом сами.
Мое дело лишь разбудить вас, как укусом слепня разбудили большого красивого коня. Для того чтобы вы думали сами, искали сами, читали сами, становились умными. И чтоб был у вас в руках не только миг.
Всё, чем живу, чем рискую на свете я, - не только миг. Это очень много. Семья, Родина, вера, вечность - это все реальность, а не мнимости. Вот этим всем мы живем, этим рискуем…
Дальше - думайте сами.
Читайте также:
Что важнее - смартфон или Евангелие