Дутая сенсация: Как СМИ и шведский институт соврали о российском оружейном экспорте
Факт того, что наша страна — один из главных поставщиков оружия на планете, вдохновляет. Но дьявол, как это часто бывает, кроется в деталях
Сегодня СМИ всколыхнула новость о том, что, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, он же SIPRI), Россия вышла на второе место в мире по продажам оружия. Об этом написали такие монстры отечественных медиа, как «РИА Новости», ТАСС, светоч либеральной мысли «Эхо Москвы», чуть менее либеральная «Газета.ру» и многие другие.
Топ «Яндекс.Новостей» оперативно слепил из этих публикаций сюжет и закинул в пятерку важнейших тем дня, наряду с пенсионным рейтингом регионов и сообщениями об инициировании ФСБ проверки Росгвардии на предмет махинаций при закупках продуктов.
Оружейный экспорт России: Америке показывают кукиш
В самом деле, на фоне таких новостей сообщения о том, что мы вернули себе место одного из лидеров мирового оружейного рынка, греют душу. Можем ведь! Не нефтью единой и газом природным! И пусть несколько смущает, что за второе место по экспорту нам приходится бороться не с индустриальными гигантами вроде Китая, Германии или Франции (Штаты-то, понятное дело, вне конкуренции), а, прости Господи, с Великобританией — страной, которая производит впечатление великой офшорной империи, а больше почти ничего не производит.
Но при ближайшем рассмотрении многие вещи оказываются совсем не тем, чем видятся в заголовках статей.
Оружейный барон
Чем, собственно, порадовали российского обывателя отечественные СМИ? Во-первых, нам сообщили, что продажи крупнейших российских оборонных предприятий достигли 9,5% от общего объема мировой торговли оружием. Первое место при этом принадлежит США (57%), а третье — Великобритании (9%). Также стало известно, что холдинг «Алмаз-Антей» вошел в десятку крупнейших оборонных компаний мира.
Наконец, шведские специалисты отметили высокий рост девяти крупнейших компаний российского ВПК. Самые впечатляющие результаты, по их данным, продемонстрировали «Объединенная двигателестроительная корпорация» — 25% роста, «Высокоточные комплексы» — 22% и «Тактическое ракетное вооружение» — 19%. Просело производство только у «Уралвагонзавода».
Оружие русского доминирования: От чего трясутся поджилки США
Пол-лаптя по карте
Казус, однако, состоит в том, что большинство российских изданий пишут новости, не знакомясь с первоисточниками. Не все журналисты хорошо читают на других языках, но самое главное — на такие «изыски» у них часто очень мало времени. Конкуренты все уже написали, так что вперед-вперед! Быстрее. Как следствие — один громкий, но не очень точный заголовок задает направление целому потоку однотипных сообщений в СМИ.
Кроме того, даже прочитав исходный материал, новостники не всегда имеют желание и возможность вдуматься в написанное. Между тем, если открыть первоисточник по новостям об оружейном экспорте, а в данном случае это публикация на сайте самого Стокгольмского института, можно увидеть, что там на простом английском сообщается, что Россия стала вторым по объемам производителем оружия в мире. Производителем. Не продавцом, не экспортером.
Фото: ID1974 / Shutterstock.com
Ниже поясняется, что в отчете рассчитана суммарная стоимость всех оружейных контрактов: и тех, что заключены на внутреннем рынке страны-производителя, и тех, что связаны с экспортом оружия. Когда мы дочитываем до этого момента, нам становится очевиден вот какой нюанс: шведские антимилитаристы валят в одну кучу и стоимость государственного оборонного заказа, и прибыли от продажи оружия за рубеж. По факту оценивается вся стоимость произведенного оружия, а не только проданного на международном рынке.
Чуть ниже в материале об этом прямым текстом говорит старший научный сотрудник института Симон Веземан.
Это соответствует увеличению расходов России на закупки вооружений для модернизации ее вооруженных сил,
— пояснил исследователь причины российского оружейного роста. Все предельно ясно.
США пытаются лишить Россию её доли на оружейном рынке
Аналогичный комментарий сотрудники института дали в отношении 24-процентного роста турецкого оружейного производства. «Это отражает стремление Турции развивать свою военную промышленность, чтобы удовлетворить растущий спрос на оружие и стать менее зависимой от иностранных поставщиков», — пояснил журналистам старший научный сотрудник Программы вооружений и военных расходов SIPRI Питер Веземан (да, шведы тоже не дураки и знают, что такое «семейный подряд»).
Тут можно было бы возмутиться столь странной методой, заявив, что нужно быть альтернативно одаренным, чтобы плюсовать расходы на национальную оборону к прибылям от заграничных продаж. Однако суть в том, что методика исследования всегда выбирается в зависимости от целей, которые ставят перед собой исследователи. А раз так, значит, шведские эксперты применяют вполне корректный подход в рамках задач, под которые получают гранты.
Но самое интересное — рейтинг не учитывает продажи китайских компаний. От слова «совсем». Это очень забавная деталь, особенно учитывая то, что КНР — один из мировых лидеров по производству боевых беспилотников, дешевых копий советских самолетов и клонов российских зенитных комплексов С-300. Все это производится как для внутреннего потребления, так и на экспорт.
Можно сколько угодно гадать о причинах такой «дискриминации» Китая, начиная от предположений, что у западных экспертов просто нет доступа к этим данным (что весьма вероятно, поскольку КНР — довольно скрытное государство), заканчивая версией о том, что коммунистические товарищи просто приплатили неполживым антимилитаристам за то, чтобы успехи китайского ВПК лишний раз не светились в прессе.
"Кинжал": Россия испытала абсолютное оружие
В сухом остатке
Оружейный бизнес — сфера, где коммерция столь тесно переплетена с политикой, а шпионские игры спецслужб — со шкурными интересами корпораций, что анализировать его успехи и провалы со стороны — дело безнадежное. Можно, конечно, насобирать данных из открытых источников, просуммировать и с умным видом сделать какие-то выводы. Однако к реальности это будет иметь крайне мало отношения.
Можно, например, порадоваться тому, что Россия заключила крупный контракт на поставку Турции комплексов С-400. А можно ужаснуться, что Москва под эти цели выделила Анкаре крупный кредит, иными словами, продала соседям передовое оружие, да еще и за свои же средства. Оба вывода будут правильными... и в то же время неверными. Хотя бы в силу того, что ценность оружейных контрактов в конечном итоге меряется не деньгами. По крайней мере, не только ими.
Фото: www.globallookpress.com
Россия обновляет арсенал межконтинентальных баллистических ракет, меняя морально устаревших «Воевод» на сверхсовременных «Сарматов». Ставит на боевое дежурство лазерные комплексы «Пересвет», строит военную базу на Курилах, перевооружает полки ПВО комплексами С-400, клепает «Арматы». И все это стоит денег. В бюджете нынешнего года на эти и многие другие цели выделено более 940 миллиардов рублей. Но с точки зрения шведского института, это не расходы страны, а доходы оборонных компаний.
"Сармат" - главный ужас Америки
С другой стороны, в декабре 2017-го британский королевский флот принял в состав новейший авианосец «Королева Елизавета» (Queen Elizabeth). Посудина водоизмещением в 70 тысяч тонн обошлась британским налогоплательщикам в три миллиарда фунтов. Близится к завершению и строительство второго корабля данной серии — «Принц Уэльский» (Prince of Wales).
По факту Royal Navy — Королевский военно-морской флот — существенно нарастил свою мощь. Но поскольку контракты закрыты, деньги подрядчиками получены, то, по логике Стокгольмского института, Британия... сократила расходы на вооруженные силы. И, соответственно, в этом году опустилась в рейтинге главных милитаристов планеты.
Какова мораль сегодняшней истории? Все довольно банально: СМИ падки на сенсации, журналисты не всегда думают, о чем пишут. Запад использует «ученых» и «активистов» для пропаганды. А Россия вкладывает деньги в свою армию, чтобы не пришлось кормить чужую.