Чем Минфин ответит Западу
Министерство финансов разработало меры по приведению всех антисанкционных инициатив к общему системному знаменателю. В перечне мер есть как уже озвученные ранее, так и неожиданные и даже возмутившие отечественный ЦБ.
Правительство России с момента введения нового пакета санкций США 6 апреля ведет подготовку ответных мер. Эта тема получила широкий резонанс, обсуждалась в правительстве, в бизнес- и экспертной среде, СМИ и обществе.
Многие эксперты тогда отметили достаточно поспешный характер предлагаемых инициатив, в частности по поводу ограничения поставок лекарств из США, не имеющих в России аналогов. Затем Госдума приняла рамочный законопроект об ответе на санкции США, открыв этим документом правительству дорогу для введения широкого спектра контрсанкций. И лекарства были исключены из обновленного списка мер.
Параллельно с этим обсуждались меры в финансовой и торговой сферах, а также инициативы по защите попавших под санкции российских компаний.
Свой парень в Вашингтоне уже «глотает пыль»: Виктор Вексельберг
В начале июля у первого вице-премьера, министра финансов России Антона Силуанова состоялось совещание, на котором был одобрен план по приведению всех антисанкционных законов в систематизированный вид. Этот документ должен помочь стабильности работы подсанкционных компаний на внутреннем и долговом рынках, а также найти пути поддержки их внешнеэкономической деятельности. Нововведениями в этом документе стали инициативы по демонтажу более ранних мер и снятию грифов секретности с ряда документов.
Тотальная дедолларизация
На совещании у господина Силуанова было принято решение о создании рабочей группы по контрсанкциям. В этой группе Минфин станет ответственным за разработку мер в финансовой сфере, а вопросы введения утилизационного сбора на иностранную продукцию, которая имеет аналоги в России, будут прорабатываться ведомством Антона Силуанова совместно с Минпромторгом и Минэкономразвития. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития будут рассматривать поправки в законодательство, чтобы снизить зависимость экономики России от зарубежных патентообладателей.
Как сообщили источники Царьграда, список мер состоит из 5 тематических блоков и 17 пунктов. Первым пунктом плана во внешнеэкономической политике является разработка к августу этого года порядка по дедолларизации во внешних сделках в пользу расчетов в национальной валюте. И эта инициатива в последнее время получила самую широкую поддержку.
Фото: www.globallookpress.com
Российские банки ранее сообщили, что около 30% всей наличной денежной массы, обращающейся в России, - это доллары США. Экономисты сходятся во мнении, что это лишь официальные цифры, тогда как реальное положение дел может быть куда серьезнее.
О дедолларизации российской экономики уже говорил и президент России Владимир Путин, отмечая необходимость поддержки национальной валюты как залога финансового суверенитета страны:
Ведь это не просто отрыв от доллара, речь идёт о необходимости повышения нашего экономического суверенитета, и это абсолютно правильно. Мы за предыдущие десятилетия в надежде на то, что будут соблюдаться заявленные принципы в области мировой торговли, мировой экономики, как бы вели себя несколько наивно, а теперь мы видим, что и правила ВТО сплошь и рядом нарушаются, ограничения идут по политическим соображениям, которые называют санкциями.
Разумеется, данная инициатива очень близка к прорабатываемым антисанкционным мерам, а поэтому получила воплощение в плане Минфина. Частью плана по дедолларизации, вероятно, является и отказ ЦБ России с апреля от доли резервов, размещенных в казначейских облигациях США. Однако это момент спорный, и мы к нему ещё вернемся.
Помощь подсанкционным компаниям
Минфин России и ранее выступал за отмену штрафов за отказ крупных компаний от репатриации валютной выручки в Россию. Теперь же данная мера получила новое прочтение: это необходимо, чтобы облегчить жизнь попавшим под санкции компаниям и позволить им захеджировать свои риски. Соответствующий законопроект, между прочим, был принят Госдумой во втором чтении и может начать работать с октября 2018 года.
Поддержать попавшие под санкции компании также планируется за счет обеспечения их доступа на внутренний финансовый рынок. Ожидается, что уже до конца июля Минфин и ЦБ расскажут другим членам антисанкционной рабочей группы правительства о том, каким образом они планируют ввод в свободный оборот в России ценных бумаг подсанкционных эмитентов.
Минфин также намерен принять меры, чтобы обезопасить компании, которые потенциально могут подпасть под санкции. Делать это планируется за счет систематизации мер по доступу к информации о таких компаниях. План предполагает, что к августу будут разработаны поправки в банковское законодательство, а в сентябре у правительства может появиться право выбирать, какая информация должна стать секретной.
Эти меры частично уже работают: с конца 2017 года правительство решает, публиковать или нет отдельные сведения о госзакупках и закупках госкомпаний. Это положение также вошло в новый план Минфина, как и создание отдельной закрытой торговой площадки для гособоронзаказа.
Одно засекретим, другое рассекретим
Удивительно, но наряду с засекречиванием одной информации план Минфина предусматривает снятие соответствующих грифов с другой. В частности, предлагаемые меры предусматривают частичный демонтаж принятых в конце 2017 года инициатив.
Фото: www.globallookpress.com
Секретность и гриф «для служебного пользования» могут быть сняты с пакета распоряжений и постановлений правительства с перечнями компаний и данных, которые не подлежат раскрытию. Зачем это делается? Скорее всего, соответствующие грифы мешают исполнению новых документов.
Так, предусматривается отмена распоряжения правительства №52-р от 20 января. Сведения об этом документе и его содержание отсутствуют в открытых базах данных. Вероятнее всего, документ содержит перечень компаний, избавленных от части требований к раскрытию информации. А нынешний план Минфина делает его ненужным и ставит всю инициативу под угрозу отставания регулирования от вводимых новых санкционных списков мер.
Ограничение импорта
Возможность ограничения импорта предусмотрена «антимонопольным» блоком плана Минфина. Этот блок призван ограничить «недобросовестную конкуренцию» со стороны иностранных государств и соответствует принятому Госдумой 127-ФЗ, который посвящен противодействию «недружественным действиям США и других государств».
ВЦИОМ против фантазий Росстата о качестве жизни в России
Минфин в то же время предлагает добавить к этому документу указ президента и пакет соответствующих актов правительства, вооружив тем самым данную инициативу. По этому направлению, ставшему с апреля основным и самым обсуждаемым, работа уже ведется – на ряд товаров из США введены пошлины.
Импорт также предлагается ограничить за счет запрета отдельным госкомпаниям закупки ряда зарубежных товаров. Работа по этому блоку в целом должна быть завершена к сентябрю. Вопросы ограничения импорта при этом будут находиться под ежеквартальным наблюдением.
ЦБ России саботирует антисанкционные меры?
Споры между Минфином и ЦБ России не редкость. Регулятор, и без того взявший на себя огромное количество всевозможных функций, как правило, не желает мириться с ограничением этих самых функций и попытками загнать его работу в какое-либо русло. Предлагаемые Минфином меры не стали исключением.
Фото: www.globallookpress.com
План министерства включил в себя совершенно новый законопроект о специальных административных районах (САР). Этот документ был принят Госдумой 18 июля в первом чтении. Законопроект предусматривает создание специальных административных районов для перерегистрации компаний, подпавших под санкции. Документ, тем самым, также закроет информацию о структуре собственности этих компаний.
Разумеется, законопроект, потенциально обладающий таким влиянием, в том числе и на банковский сектор, не мог не вызвать критику со стороны ЦБ. Регулятор заявил, что российские банки, нефинансовые кредитные организации и платежные системы не должны попасть под действие этого закона и стать резидентами САР, так как это может дестабилизировать финансовый сектор страны. ЦБ упирал и на то, что законопроект конфликтует сразу с несколькими положениями банковского законодательства.
Почему ЦБ против? Эксперты отмечают, что законопроект о САР «лишает зрения» Банк России и способен ограничить его безраздельное право делать в банковском секторе страны что угодно. В свою очередь, это может повлиять и на намерение регулятора консолидировать активы сектора в угоду крупных и серьезно играющих по западным правилам игроков.
Ввиду этих замечаний соответствующая мера Минфина была включена в блок «прочее» вместе с вопросами гарантированной поддержки экспорта санкционных компаний.
Стоит вспомнить и о сокращении ЦБ России вложений в госдолг США. Напомним, 18 июля Минфин США сообщил, что Банк России избавился почти от 85% своих вложений в US Treasuries. В «сухом остатке» это хорошая новость, однако всякое действие имеет свои последствия. И первое из них – неопределенность судьбы этой суммы.
Отметим, что только за май 2018 года ЦБ России вывел из американских казначейских бумаг 32 млрд долларов. Вложения России снизились сейчас до 14,9 млрд долларов, что по данным Минфина США является минимумом с 2007 года.
Фото: www.globallookpress.com
Как сообщили источники телеканала «Царьград», из 47 млрд долларов свыше 25,2 млрд ушло на счета в Международном валютном фонде (МВФ), а также в иностранные ЦБ. При этом на депозиты в коммерческих зарубежных банках российский регулятор направил свыше 21,6 млрд долларов. От общей суммы выведенных средств оставалось еще 200 млн долларов, однако и они не вернулись в Россию, а были вложены в долговые бумаги других государств.
Из-за наглядности произошедшего мы воздержимся от оценки этих действий. Скажем лишь, что подобные меры ЦБ умудряется предпринимать на фоне широкой кампании по противодействию санкциям Запада против нашей страны. А сам план Минфина, разумеется, сводит воедино все инициативы, что представляется важным.
В то же время эксперты заявили Царьграду, что меры вроде отмены штрафов за отказ репатриировать в Россию валютную выручку будут иметь последствия скорее в виде обогащения отдельных олигархов, нежели окажут поддержку стране. Однако нельзя не отметить и полезные инициативы по регулированию, в которых, как считают экономисты, заложен большой потенциал противодействия внутрироссийским антисанкционным радикальным инициативам.