Царская семья. Последние 9 дней. 7 июля 1918 года
Историк Пётр Мультатули продолжает цикл статей, посвящённых последним дням жизни Царской cемьи
Государь опять не вел дневника. Императрица Александра Феодоровна записала: «Чудесное утро, на солнце совсем тепло, в тени только 8° в 8 ½ часов. Днем я выходила из дома со всеми в первый раз за долгое время, хороший воздух, не так жарко. Утром Е. С. [Боткин] вышел из дома в первый раз. Владимир Николаевич [Деревенко] так до сих пор не приходил».
В связи с уже начавшейся подготовкой к убийству доктора В. Н. Деревенко перестали пускать в Ипатьевский дом, объясняя это тем, что Цесаревичу Алексею Николаевичу стало лучше.
Между тем в большевистских верхах продолжалось странное беспокойство в связи с Царской Семьей. Похоже, что определенное волнение испытывали и некоторые члены Уралсовета. 7 июля, то есть за 10 дней до убийства Царской Семьи, Ленин послал в Екатеринбург телеграмму с весьма странной просьбой:
предоставить возможность председателю Уральского областного Совета А. Г. Белобородову связаться с Кремлем по прямому проводу».
Возникает резонный вопрос: что хотел сообщить Белобородов Ленину, и кто не допускал его к прямому проводу? О том, что Ленин не контролировал ситуацию в Екатеринбурге, свидетельствует планомерное истребление на Урале его родственников, проводимое местным ЧК. В январе 1918 г. в Верхотурье был арестован двоюродный брат «вождя», кадет В. А. Ардашев. Он был доставлен в Екатеринбург, где был допрошен лично Я. Х. Юровским. После долгого допроса Ардашев был отправлен в Верх-Исетский завод, но по дороге расстрелян якобы при попытке к бегству.
Музеи памяти Императора Николая II и его Семьи
По факту убийства Ардашева Голощекиным была назначена проверка, которая, как и следовало ожидать, закончилась ничем. При этом из следственного дела пропал протокол допроса конвоира, застрелившего Ардашева. Ленин ничего не знал ни об аресте своего кузена, ни о его расстреле. Накануне этой трагической гибели к Ленину в Москву приехал родной брат убитого А. А. Ардашев. Прощаясь с ним, Ленин просил передать Виктору Ардашеву привет, не предполагая, что того уже нет в живых.
В июне 1918 г. в Екатеринбурге был арестован двоюродный племянник Ленина Г. А. Ардашев, командир красногвардейского эскадрона. Его обвинили в измене революции и немедленно расстреляли. Спустя три недели, в самом преддверии убийства Царской Семьи, по приказу Юровского был арестован другой двоюродный брат Ленина — А. А. Ардашев — со всей семьей, включая малолетних детей. Их участь была решена Юровским в том же смысле, что и судьба предыдущих Ардашевых, но кто-то из Екатеринбурга успел сообщить Ленину об этом. «Ильич» немедленно послал в Екатеринбург телеграмму:
Прошу расследовать и сообщить мне причины обыска и ареста Ардашевых, особенно детей в Перми. Предсовнаркома, Ленин».
Таким образом, убийства родственников Ленина проводились теми же людьми, что участвовали в убийстве Царской Семьи, и они были людьми Свердлова. Если они, уничтожая родственников Ленина, делали это втайне и вопреки главе советского правительства, то они могли точно так же скрывать от него подготовку убийства Царской Семьи.
Русский Реквием: В Москве прошёл концерт памяти Царственных страстотерпцев
Летом 1918 г. слухи об убийстве Царской Семьи усиленно проверялись немцами, американцами, французами и англичанами. Раз эти слухи так активно проверялись, значит, проверяющие знали о возможности его совершения и относились к этому со всей серьезностью. Однако, судя по всему, ни германские, ни английские, ни французские представители правящих кругов не считали возможность убийства Царской Семьи в ближайшее время вероятной.
То, что оно будет совершено, причем именно в ночь на 17 июля 1918 г., знала небольшая группа людей, которая и была автором дезинформации.
Неоднократными опровержениями «слухов» об убийстве Государя и Цесаревича эта группа добилась того, что когда убийство Царской Семьи было совершено, сообщение об этом многими было воспринято как очередная «утка».
О том, что дата убийства была известна организаторам преступления заранее, и что они до самого последнего момента ее скрывали, говорит найденный следователем Н. А. Соколовым текст объявления Уральского совета об убийстве Императора Николая II. В протоколе осмотра этого объявления в качестве вещественного доказательства говорится:
Первоначальный текст, не имевший поправок, был таков: "Ввиду приближения контрреволюционных банд к красной столице Урала и ввиду того, что коронованному палачу удастся избежать народного суда (раскрыт заговор белогвардейцев с целью похищения бывшего царя), Президиум Ур. Обл. Сов. Раб. Кр-н Кр. Арм. депутатов Урала, исполняя волю революции, постановил расстрелять бывшего царя Николая Романова, виновного в бесчисленных кровавых насилиях над русским народом. В ночь с 16 на 17 июля приговор этот приведен в исполнение <…>".
При изучении текста этого предложения замечается следующее. Первоначально, видимо, в обеих этих двухзначных цифрах — "16" и "17" — черным карандашом были написаны только одни "1" (занимающие в этих двухзначных числах места десятков). Цифры же "6" и "7", видимо, не были написаны совсем. По крайней мере, они не замечаются ни простым глазом, ни через лупу. Для них человек, писавший текст черным карандашом, оставил в тексте пустое место. Затем пустые места были заполнены написанием цифр "6" и "7", но эти цифры написаны уже не карандашом, а красными чернилами, коими также обведены изображения единиц "1" в обоих числах по карандашному тексту. После этого эти цифры "16" и "17" были зачеркнуты черными чернилами, и вместо них наверху написаны слова: "шестнадцатого", "семнадцатое"».
Форум в Екатеринбурге: Сохранение наследия Государя Николая II
То есть человек, который составлял этот текст, получил точную дату убийства непосредственно в самый канун его, хотя о том, что преступление произойдет до 20 июля, ему было известно заранее.
7 июля 1918 г. последовало обращение СНК РСФСР к народу, в котором были заклеймены левые эсеры, и утверждалось, что решение об убийстве германского посла Мирбаха было принято ими официально и исполнялось по указке англо-французского империализма.
В этот же день в Пермь за подписью Ленина пришла телеграмма, обращенная ко всем военным коллегиям Пермской губернии, в которой предлагалось «немедленно принять самые энергичные меры охраны дороги, мобилизовать все силы и держать их в полной готовности под оружием», кроме того, выдвигалось требование
совершенно прекратить прием частных телеграмм. Задерживать всех подозрительных как на станции, так и в поездах, и выяснять их личность. О всяком командировании вооруженных отрядов запрашивать военную коллегию по прямому проводу в любое время суток. Немедленно доносить о всяком передвижении войска».
До убийства Царской Семьи оставалось 9 дней.