"Выступила стыдно": Нюта Федермессер обрушилась с критикой на Общественную палату
Директор в Московский многопрофильный центр паллиативной помощи ДЗМ Анна Федермессер осталась недовольной позицией Общественной палаты во время обсуждения нормативно-правового обеспечения паллиативной помощи. "Выступила стыдно", - заявила она.
"Сейчас происходит обсуждение законопроекта по паллиативу в общественной палате, и оно выявило, что Минздрав, Минтруд и Дума, специалисты и родители, НКО и пациентские сообщества - все говорят одно и то же, - пишет в своём Facebook Федермессер. - А Общественная палата выступила стыдно... не по сути, а про регламент".
Напомним, что сегодня в ОП РФ прошли общественные слушания законопроекта о паллиативной медицине. За одним столом собрались эксперты, сотрудники профильных учреждений здравоохранения, представители благотворительных организаций, НКО и органов власти.
Документ, одобренный Госдумой в первом чтении 16 января, уточняет понятие паллиативной медицинской помощи, а также закрепляет право пациента на облегчение боли (в том числе наркотическими препаратами).
О том, в чем заключается суть законопроекта, рассказал заместитель Министра здравоохранения Сергей Краевой: «В нем дополняется понятие паллиативной медицинской помощи комплексом мероприятий, включающих медицинское вмешательство, мероприятия психологического характера и мероприятия по уходу. Также, если сейчас в законе есть понятие только о стационарной помощи и амбулаторной помощи, то мы дополняем еще одно звено – это дневной стационар. Таким образом, помощь становится комплексной».
Первый зампредседателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Николай Дайхес сообщил, что в Общественной палате РФ многократно поднималась тема паллиативной помощи, и многие выработанные рекомендации были учтены в законопроекте.
«Особенно радует то, что выстраивается связь с социальными работниками и межведомственное взаимодействие», - отметил он, добавив, что Общественной палате РФ нужно оставить за собой право вносить предложения по совершенствованию законодательства в области паллиативной помощи и дальше.
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности выступил ее председатель Александр Ткаченко, который также является основателем и руководителем детского хосписа в Санкт-Петербурге, выразил мнение, что существующее законодательство не являлось препятствием для развития паллиативной помощи в стране: «Оно было хорошим, но расширение понятия паллиативной помощи позволяет улучшить качество оказания этой помощи. В тех регионах, где активны НКО, где налажено взаимодействия министерств и ведомств, паллиативная помощь развивается. Петербург, Казань, другие регионы показывают высокую активность и хорошие результаты».
Член Комитета Государственной Думы по охране здоровья Юрий Кобзев рассказал, что сейчас выделены «беспрецедентные средства» на паллиативную медицинскую помощь: «Я только что привез документ из Ростова-на-Дону, в котором есть расчет содержания в части расходных материалов при искусственной вентиляции легких в домашних условиях на конкретного пациента. 714 тысяч рублей в год - столько тратит семья. Так вот, мы не должны допустить того, что после принятия закона у нас останутся проблемы с финансированием этих расходов. Поэтому сейчас необходимо заложить законодательные основы для решения всех вопросов в данной области. Мы принимаем очень благой закон, но необходимо так отработать все статьи, чтобы не осталось белых пятен».
Нюта Федермессер, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера», рассказала о том, что, несмотря на уже внесенные в законодательство изменения, пациенты с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом до сих пор лишены доступа к паллиативной помощи: «К сожалению, это правда. И это не только стигма, но и незнание врачей, их неодообразованность».
Она выразила целый ряд замечаний, в числе которых – призыв убрать из определения паллиативной помощи слова о восстановлении функций организма, так как это противоречит как самой философии паллиативной помощи, так и определению Всемирной организации здравоохранения.
«Я бы подчеркнула еще одну опасность – у нас к оказанию помощи могут быть привлечены любые медицинские организации, в том числе частные, которые ориентированы на получение прибыли. При наличии подобных трех слов в определении мы открываем ящик Пандоры, мы даем частным медицинским организациям право навязывать дополнительные медицинские услуги – ненужную и дорогостоящую, раздевающую и так уже финансово обнаженные семьи пациентов», - сказала Нюта Федермессер, по мнению которой, принимать законопроект без дополнительных поправок нельзя.
Заместитель Министра труда и социальной защиты населения РФ Светлана Петрова призвала поддержать и не тормозить принятие законопроекта, оставив темы, которые еще не решены, для дальнейшей работы: «Мы запускаем долговременный уход в регионах и нам нужно иметь конструкцию того, как мы будем внедрять эту технологию. Нам с Минздравом еще предстоит подготовить ряд общих документов, чтобы этот старт был не только законодательным, но и практическим. Потому что в регионах тоже различное понимание (проблем в сфере паллиативной помощи – прим. ред.)».
Георгий Костюк, член ОП РФ, главный психиатр Москвы, выразил опасения, что пункт 1 статьи 36 законопроекта в той формулировке, в которой он представлен, сужает спектр получателей паллиативной помощи только до пациентов, страдающих онкологической патологией.
«Дело здесь в простых запятых и союзах, но в законе они имеют большое значение», - подчеркнул он.
Завершил заседание Лео Бокерия, председатель профильной Комиссии ОП РФ, главный кардиохирург Минздрава России.
«Я считаю, что мы однозначно должны поддержать ту работу, которая была проделана, чтобы принять этот закон. Какими бы горячими сегодня не были разговоры, они принесут определенную пользу. Мы сформулируем наши предложения, замечания и пожелания, но закон никогда не может быть идеальным и удовлетворяющим всех. Мы должны понимать это», - заключил Бокерия.