Рвал карман. Каялся, как Иуда, и не спас свою душу: Андрей Ткачёв о предсмертной записке вице-губернатора
Протоиерей Андрей Ткачёв в беседе с Царьградом говорил о предсмертной записке вице-губернатора Тамбовской области Глеба Чулкова. В тексте перед самоубийством тот признавался, что прожил жизнь зря. Фактически были произнесены слова раскаяния. Однако спасения души не последовало, отметил протоиерей. Поскольку каялся несчастный, как Иуда. А при жизни он рвал карман, следуя ошибочному культу, насаждаемому в обществе.
Находившийся под домашним арестом экс-чиновник Глеб Чулков перед смертью оставил послание, в котором каялся и винился перед людьми. Судя по тексту записки, подлинность которой подтвердили в правоохранительных органах, Чулков признаётся, что был одержим жадностью. Занимавший ранее должность вице-губернатора Тамбовской области в предсмертном послании называет себя "животным" и добавляет, что считает себя "немного Чикатило".
"Если бы можно было всё начать сначала... Но жизнь прожита, и мне хочется, чтобы забыли обо мне навсегда. Но моё имя будет нарицательным: таких людей ещё не было. Может быть, я немного Чикатило", - пишет он.
В записке есть признание. Чиновнику казалось из-за обрушившегося на голову благополучия, что он находится в сказке с золотым дождём. Однако эта сказка требовала расплаты: по словам Чулкова, он очень много раз подставлял людей. Полный текст мы уже публиковали ранее. И безусловно, сказанное Чулковым в письме, если воспринимать текст как раскаяние, вызывает уважение. Только на беду после раскаяния не последовало покаяния, а значит, спасти свою душу вице-губернатор не смог. Об этой сложной проблеме Царьград говорил с протоиереем Андреем Ткачёвым.
"Что тут душеспасительного, если человек закончил жизнь самоубийством? Это такая боль душевная, которую он не смог перетерпеть", - с горечью отметил наш собеседник.
Чем покаяние отличается от раскаяния? Покаяние - это желание менять себя, которое требует необычайного мужества от человека, напомнил Андрей Ткачёв. Когда признаёшь ошибки, действительно, бывает больно осознавать, что большой кусок жизни прошёл даром, без толку. "...И ладно, если без толку, но и ещё и с таким вредом для окружающих", - говорит Андрей Ткачёв об истории чиновника.
"Надо иметь мужество, чтобы каяться, исправляться. Оставшуюся жизнь прожить в перемене. Но для этого нужно иметь веру и мужество. Иначе будет нестерпимо больно и жить не захочется - так, как у него и получилось. Это что-то похожее на Иуду, - добавил Андрей Ткачёв. - Когда Иуда, бедняга, он же деньги вернул и признал себя виноватым. Сказал, что предал кровь неповинную. То есть в общем-то всё, что нужно, по идее, сделал, признался в грехе привселюдно. Отдал деньги, которые взял, и признал Христа неповинной жертвой, кровью неповинной. Казалось бы, всё, но не всё, раз он после этого удавился. Не смог себе простить, не стерпел сам себя. Очевидно, там есть такие пики страдательного состояния, которые нужно человеку перетерпеть. Потому что, допустим, если тот же Иуда потерпел бы немного и дожил бы до воскресения Христова - сутки оставались какие-то, то, вполне возможно, был бы какой-то другой сценарий. Возможно, он получил бы прощение или утешение и так далее. Но он не дотерпел этих суток. Не вынес".
Чулков же пал жертвой всеобщего заблуждения, добавляет Андрей Ткачёв. Анализируя текст письма вице-губернатора, протоиерей делает вывод, что и он привселюдно исповедовался в принятии воровского, пьяно-преступного образа жизни. Но ведь Чулков не один такой, и эта болезнь опаснее всего.
"Многие люди лезут наверх, мотивируя это только одной целью: чтобы можно было нажиться и потратить избыток ресурсов на какие-то удовольствия. Это тупиковый путь, и он, действительно, приводит к катастрофе в любом варианте. Необязательно под следствие попасть или удавиться. Он в принципе тупиковый, это бесполезная трата времени и сил, это грех и отчаяние. Но такой образ жизни, такую модель жизни исповедует очень большое число и чиновников, и людей, рвущихся к власти или уже властью пользующихся. Поэтому он не один в этом виноват. Он встроился уже в некую существующую модель. Так делают многие. Он считал, что так и надо. И погубил свою душу.
Урок умершего надо распространять, эта информация должна быть проанализирована теми, кто продолжает так жить и считает, что так и надо существовать. А зачем ещё лезть во власть, многие думают, - зачем ещё? Ну, не отдавать же себя в жертву людям. Это же смешно кажется для современного человека. Конечно, надо набить мошну и тратить на себя. И всё. А это оказывается путь в самоубийство. Даже если бы его не поймали, всё равно, видимо, душевная рана там была своя, по-любому".
Проблема в том, что сегодня люди не отдают себя служению. Есть лишь отдельные профессии, где продолжают служить, считает Андрей Ткачёв. В то же время многие чиновники, получившие власть, "рвут карман" и считают, что так и должно быть.
"У нас в обществе отсутствует идеал служения. У нас служат военные, священники, волонтёры. И эмчеэсники. Вот те уважаемые категории людей. Врачи, учителя. Они тоже совершают некое служение. А служить вообще должны все. И власть - это тоже служение. Это очень тяжёлая, неблагодарная работа с утра до вечера. В общем-то, на благо державы и конкретных людей. Но эта идея очень ослаблена, она почти вымыта из сознания. И воспринимается власть как способ личного обогащения. А это самоубийственно", - подчеркнул собеседник Царьграда.