«Росляков не собирался убивать себя»: Психолог пошагово разобрал действия керченского стрелка
Перед атакой на Керченский политехнический колледж студент Владислав Росляков сжег на пустыре личные вещи, которые могут прояснить причины расстрела. По словам психолога Александра Невеева, действия юноши говорят о том, что он не имел четкого плана действий.
Кандидат психологических наук Александр Невеев прокомментировал Царьграду видеозапись, запечатлевшую «керченского стрелка» Владислава Рослякова в последние минуты его жизни.
По его словам, хотя Рослякову было 18 лет, его поведение типично для подростков.
«Уверенность, которую он демонстрирует, является показной, по сути дела, мы имеем здесь дело с бравадой. Так ведут себя неуверенные подростки, которые воспринимают мир в качестве враждебного, но стараются это скрыть и показать себя чуть ли не хозяевами жизни. И вот эта неадекватная, чрезмерная уверенность сквозит в каждом его движении», - подчеркнул психолог.
По словам Невеева, его «очень сильно резанули» действия Рослякова, когда он осуществлял уже бессмысленную агрессию - ходил по этажам без явной цели, крушил ни в чем не повинные предметы, компьютер, огнетушитель.
«Такого рода случайное блуждание, ничем не оправданная агрессия, конечно, явно показывает, что у этого человека не было четкой цели. Показывает, что совершенное им злодеяние было во многом спонтанным актом, несмотря на то что он вроде бы как что-то планировал», - пояснил эксперт.
Невеев считает, что в этом деле очень много нестыковок.
«Первая нестыковка - то, что он таким образом спонтанно блуждает, явно показывает, что он просто не знает, что делать дальше. Находится в ступоре и пытается сохранить самообладание в условиях, когда ключевое событие уже произошло, а дальше непонятно, что нужно предпринять», - отметил он.
Кроме того, известный факт о том, что Росляков покупал оружие и патроны к нему в разных местах, говорит о том, что он пытался скрыть факт того, что что-то покупал, и вполне возможно, не ставил изначально цели покончить с собой.
«То, что он в итоге это совершил, опять показывает, что его поведение было достаточно непоследовательным, что он сам во многом не понимал, что он делает и к чему это все должно привести», - подчеркнул психолог.
В то же время, по словам Невеева, он не видит в поведении Рослякова каких-либо признаков шизофрении, неуравновешенного состояния и нервозности.
«Ничего, кроме типичных симптомов подростков, я в нем не вижу. То есть никакой явной патологии, помимо явно завышенной самооценки, явно неадекватных представлений об окружающем мире, явного стремления вопреки обстоятельствам показать: я взрослый, я самостоятельный, смотрите, что я делаю. То есть очень типичная для подростков попытка показать свою значимость в отсутствие адекватных оснований этой значимости. Действительно, у Владислава Рослякова не было никаких особых достижений, он абсолютно ничем не выделялся на фоне других людей, но это внутреннее стремление, которое, по-видимому, было ему присуще - быть выше окружающих, заставило его в конечном итоге совершить действия, которые, с его точки зрения, его как-то возвышают. Это так называемый комплекс Герострата, он, к сожалению, для современной молодежи очень характерен», - пояснил психолог.
Портрет керченского стрелка: Любовь к оружию, молчаливость и секта
Целый ряд видов молодежной и подростковой субкультуры как раз направлен на бессмысленное разрушение норм, стереотипов и традиций, которое в конечном итоге имеет простую цель - раз я не могу в данной системе координат стать успешным и знаменитым, значит, плоха сама система координат, ее нужно всячески подтачивать, ее нужно разрушать, нужно показывать свое неприятие этой системы. Это типичный абсолютно случай перекладывания ответственности, перекладывания вины на что-то, что не имеет никакого отношения к делу. Кстати, агрессия против предметов тоже очень симптоматична. Потому что для многих людей характерна ситуация, в которой после какого-то стресса человек наносит повреждения стульям, столам, бьет кулаком по дверям, хлопает ими, стены крушит. Как правило, это показывает одну очень простую вещь - мы видим, что нас реальность не устраивает, но мы также понимаем, что мы ничего с этой реальностью сделать не можем», - заключил Невеев.
Напомним, 17 октября 18-летний студент керченского политехнического колледжа Владислав Росляков пришел в свое учебное заведение, где привел в действие самодельное взрывное устройство, начиненное поражающими элементами, и открыл стрельбу из помпового ружья патронами с картечью.
Юноша пришел в колледж с тяжелой сумкой, в которой были оружие, патроны и бомбы. Там он сразу зашел в неиспользуемый туалет, где переоделся по образцу убийц из американской школы «Колумбайн» - ботинки с высокими берцами, черные штаны и белую майку с надписью «Ненависть». Все его последующие действия были практически калькой с массового убийства в «Колумбайне».
В результате погиб 21 человек, более 50 получили ранения различной степени тяжести. Сам убийца в конце концов зашел в библиотеку колледжа и покончил с собой. Рядом с ним была обнаружена сумка с неиспользованными бомбами.
Как выяснилось впоследствии, Росляков рос в неполной семье без отца, ставшего инвалидом от удара по голове в подъезде, после чего его поведение стало агрессивным и вынудило мать съехать на другую квартиру. При этом мать Рослякова оказалась членом секты «Свидетели Иеговы», она запрещала сыну ходить в кино, общаться с друзьями, долгое время отказывалась покупать ему компьютер. Тем не менее юноша начал пользоваться компьютером в библиотеке.
За месяц до трагедии Владислав легально приобрел оружие - помповое ружье турецкого производства стоимостью около 20 тысяч рублей. По словам инструкторов, он «отстрелял уверенно», удивив их спокойствием и сноровкой в обращении с оружием.
После этого он купил 150 патронов, снаряженных картечью. Как выяснилось позднее, он нашел заброшенный уголок в гаражах, в котором учился изготавливать и взрывать самодельные бомбы.
Накануне массового убийства Владислав пришел к своей бабушке, забрав у нее все семейные фотографии и объяснив это тем, что хотел «сделать свой фотоальбом». Позднее она рассказала журналистам, что Владислав, при всей его обычной необщительности, на этот раз был с каким-то «другом в синей форме», с которым они хотели попариться в бане, однако не смогли из-за большого числа гостей у бабушки.
После этого, как выяснилось, Росляков отнес на пустырь какой-то сейф, где закопал его в пока не известном следователям месте. Кроме того, там же он сжег все свои флешки, сим-карту, фотографии и Библию, обугленные листы которой позднее нашли правоохранители.
Слухи о наличии у Рослякова сообщников не подтвердились. Следствие по делу продолжается.
"Свидетели Иеговы" - секта, организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена.