"На европейских фестивалях можно представить спектакль об отношениях овечек": Бояков - об извращениях в искусстве
Художественный руководитель МХАТ им. Горького Эдуард Бояков рассказал о консервативной повестке, которой придерживается театр. По словам худрука, раньше фильм Вуди Аллена о жизни мужчины с овечкой воспринимался как комедия. Теперь уже никто не удивится, если "на европейских фестивалях представят спектакль об отношениях овечек". На этом фоне по-настоящему радикальным выглядит спектакль о святых Петре и Февронии, считает Бояков.
Художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков рассказал Царьграду, что он считает по-настоящему радикальным и смелым в сегодняшнем искусстве. По словам Боякова, на фоне постановок об извращениях как новаторство смотрится спектакль академического театра о святых Петре и Февронии.
"На Западе погоня за удивлением, за новизной достигает уже каких-то запредельных показателей. Действительно, огромное количество режиссёров думают о том, как добиться успеха и обратить на себя внимание, например, какого-нибудь крупнейшего европейского фестиваля, показав ту форму полового извращения, которая ещё не была предъявлена на сцене. Или ещё ту форму любви животного с человеком, или ещё как-то. Действительно, мы живём в этой ситуации, просто совершенно бредовой. Тридцать лет назад у Вуди Аллена была комедия, что мужик с овечкой начал жить, и все смеялись, потому что в голову никому не приходило, что к этому можно отнестись серьёзно. Сегодня я вполне уже могу представить серьёзный спектакль, где говорится о том, что овечки тоже существа, они могут чувствовать, у них есть любовь и почему же мы не допускаем возможности вот такой формы отношений. Давайте поговорим о том, что овечка должна получить наследство или ещё что-то. Это было бы действительно смешно, если бы не было так грустно. Новизна, новизна. Чем ещё можно удивить? Чем можно огорошить? И вот здесь, мне кажется, западное искусство подошло к пропасти или к стене", - считает Эдуард Бояков.
Худрук театра говорит, что при этом нельзя забывать, что искусство и театр - это всегда поиск чего-то нового. Радикальная практика. Но важно, какое направление имеет это движение.
"Другое дело, что эти изменения должны предполагать движение к Богу, движение наверх. И в этом отношении спектакль о Петре и Февронии является радикальнейшим высказыванием. Это очень радикально - показать в академическом театре спектакль про Петра и Февронию. Рассказать о житие. Просто задумайтесь о том, как эта модель отношений для сегодняшнего человека, для вас, для меня, для телезрителей, вот такая жертвенность, она возможна сейчас? Вот такой радикализм, вот такая искренность, вот такая любовь? Ёлки-палки, неужели так тоже бывает? Если мы обсуждаем количество возможных гендерных вариантов, то, может, мы начнём обсуждать, а возможна та любовь, которая была у святых Петра и Февронии? Вообще, возможна эта святость? Возможно это обожание? И мне кажется, театр, вот такие вопросы поставив, может оказаться и эстетически очень радикальным", - подчеркнул худрук МХАТ им. Горького.
Бояков не боится оказаться неактуальным с такой повесткой и говорит, что свою веру нужно исповедовать открыто.
"Мы не знаем, сколько людей подвергались гонениям за то, что они открыто исповедовали Христа. И в этом отношении мы совсем, мы с Захаром Прилепиным, извините, наши жертвы вот такого ногтя не стоят по сравнению с тем, что люди испытывали на Бутовском полигоне. Если ты христианин, ты должен быть христианином до конца. Я таковым себя называю. И за свою веру, в том числе и будучи профессионалом, я готов воевать и бороться", - говорит Бояков.
Кроме того, Эдуард Бояков привлёк Александра Гельевича Дугина. Худрук театра считает, что это "крупнейший мыслитель своего времени". Бояков поблагодарил Дугина за участие и подчеркнул, что "это огромная честь".
"И форма его участия просто потрясающая, мы действительно счастливы этому. С одной стороны, он читает курс, специально разработанный для МХАТа, "Антология и антропология театра". Я надеюсь, этот курс превратится в учебник в ближайшее время. А с другой стороны, это философские спектакли, которые называются "Философия и парадигма", где уже на театральной сцене, в театральной форме рассказываются основы философии как таковой. Это такой философский ликбез, это такой гигиенический минимум", - рассказал Эдуард Бояков.