"Я не представляю себя без любви" - цитаты Олега Янковского
Как поистине великий артист, Олег Янковский был разным в своих ролях и образах. Однако всё своё творчество он старался строить в соответствии с собственным пониманием актёрства - "Я не представляю себя без любви".
Олег Иванович Янковский (1944 - 2009) не просто заслуженно входит в число самых популярных артистов отечественного кино, он один из символов русского кинематографа.
Янковский как никто другой являет собой пример парадоксальности, противоречивости актёрского призвания. С одной стороны, кумир публики, один из самых востребованных артистов Советского Союза, обладатель званий и премий. С другой - человек, появившийся из ниоткуда, из труппы Саратовского театра, с сумрачным семейным прошлым и даже сомнительным отчеством (на самом деле актёра следовало бы величать "Олег Янович").
Будучи блестящим театральным актёром, одним из столпов легендарного "Ленкома" Марка Захарова, прославился Янковский благодаря кино. Причём прославился быстро - уже первые две его картины, вышедшие в 1968 году, "Щит и меч" и "Служили два товарища", сделали совсем молодого артиста любимцем публики и режиссёров. А затем на рубеже 1970-х - 80-х поднялась волна, настоящее цунами популярности ("Мой ласковый и нежный зверь", "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен"), после которой Янковский окончательно стал и до конца жизни оставался легендой.
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные цитаты Олега Янковского.
О везении
Мое поколение - счастливчики, которым, несмотря на все цензурные запреты и советские козни, всё-таки повезло в искусстве. Тогда, в 60-е - 70-е, даже еще в 80-е, был литературный бум, а ведь именно литература определяет и уровень режиссуры, и нашу актерскую игру.
О плюсах и минусах профессии
Прелесть и гнусность актёрской профессии в том и заключаются, что она, профессия, пытается поглотить тебя с головой, всего без остатка.
Об игре "в полноги"
Играть "в полноги" хороший артист просто не сможет. Это не связано с возрастом. Актёр обязательно должен излучать энергетику. Ты выходишь на сцену - и начинают по-другому работать селезёнка, печень, нервная система.
О проблемах
Я никогда не "нагружу" окружающих своими проблемами. Я их стараюсь скрыть.
О доверчивости
Я доверчив. А потом тебя в очередной раз мордой об стену. Анализируешь, переживаешь - и всё равно бежишь защищать Белый дом. Опять думаешь: и как это нас так вспять развернуло, и политическую систему, и экономическую? Но всегда хочется верить, что грядёт что-то новое и неплохое.
О красоте
Много на свете красивых женщин, но разрушать семью всё же не надо.
О политике
Меня часто соблазняли политикой, предлагали в своё время кресло министра культуры. Но я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Хочу верить, что, играя в театре, я принесу больше пользы.
О наследственности
Никогда не думал, что это так, но с годами понял: очень важен генетический код, то, что заложено в тебя предками, даже теми, кого ты не знаешь.
О телевизоре и коте
Иногда тупо смотрю телевизор. Многие мне говорят: "Олег, ну как тебе не стыдно? Телевизор смотришь!" Но я это делаю, не потому что интересно. Я получаю какой-то сигнал для себя: вот это, говорю себе, пошлость, это вообще не имеет права на существование, а вот это что-то интересное, и я могу даже использовать. Научиться чему-либо можно даже у своего кота. У меня кот, и я за ним наблюдаю. Он, например, на меня вот так пристально смотрит и, медленно-медленно закрывая глаза, засыпает. Сыграю это в кино где-нибудь.
О кино западном и отечественном
Я устал от низкопробного западного кинематографа, заполонившего все наши экраны, а также обезьянничанья со стороны наших "киношников", бросившихся догонять Америку.
И снова о красоте
В те времена [когда актёр был молодым] девушки совсем другим брали. Нет, визуальные эффекты тоже были, все девушки очень красивые были. В цене всегда были чистота и огонь внутренний.
О героизме и подвиге
Вообще, жить с женщиной - это уже героизм. Создание семьи с одним человеком и на всю жизнь - это подвиг.
О несовместимых задачах актёрства
Одна из самых главных задач нашей профессии - умение быть разным и в то же время быть похожим на себя. То есть вкладывать своё сердце, свой ум. Счастливый случай послал мне профессию, которая помогает быть не только самим собой. Моя профессия - любить! Я не представляю себя без любви. Без любви в самом высоком значении этого слова в нашем деле невозможно.
О неловкости за Смоктуновского
Какую бы сложную роль ты ни играл, из театра ты должен выходить не Петром I, а Олегом Янковским. Иначе самому противно. Потому что я очень хорошо помню, как всем было неловко за эту "страннинку" Смоктуновского: великий актёр, а в реальной жизни вдруг начинал вести себя, как князь Мышкин.
О главной актёрской зависимости
Это неправда, когда актёры говорят, что популярность неприятна. Обожание публики очень приятно для артиста. Просто к нему надо разумно относиться, потому что оно, честно говоря, страшный наркотик, который может изуродовать человека неподготовленного. Многие не выдерживают такого испытания...
О разнице между Янковским и Де Ниро
В фильме "Ностальгия" Тарковского мой герой - а это и моё было ощущение - мучается в Италии не потому, что давно берёзок не видел. А из-за потери ощущения своей личности. Роберту де Ниро так же, как в Америке, хорошо и в Италии, и везде. Он - Роберт де Ниро. Олегу Янковскому комфортно в России и не совсем комфортно во Франции и Америке. Потому что я там никто.
О черте, за которой нет страха
Есть черта, за которой ты понимаешь: бояться уже нечего. И она где-то подспудно сидит в сознании. Когда тебе, не дай Бог, говорят, что ты очень болен. Ну что бояться - надо просто эти месяцы нормально дожить. Так же и со страной: надо и жить, и верить... И делать своё дело. Потому что, если всё время только говорить о плохом, ничего не изменится.