ФСБ накрыла вербовочную сеть террористов. Но вырваны ли корни?
Федеральная служба безопасности сообщила о задержании в Москве, Новосибирске, Якутске, Красноярске, а также в Краснодарском крае и Новосибирской области 31 члена запрещённой в России террористической организации "Катиба Таухид валь-Джихад"*.
Задержанные являлись вербовщиками террористов, которых затем переправляли в Сирию, а также занимались финансированием террористических структур. Изъята запрещённая религиозная литература, пропагандистские видеоматериалы, средства связи, электронные носители информации и банковские карты. Возбуждены уголовные дела.
То, что ФСБ, как говорится, "ловит мышей", конечно, хорошо. Однако чтобы вечно не "бить по хвостам", желательно было бы провести системную работу по ликвидации источника подобных проблем и условий, благодаря которым они возникают.
При этом возникает как минимум ряд вопросов, отвечать на которые не торопятся. Кем по национальности были эти экстремисты и откуда взялись? Если они свои (граждане России), то хорошо бы разобраться с правоохранителями на местах, которые их проглядели. Ведь крайне маловероятно, чтобы деятельность сети из десятков вербовщиков террористов в нескольких городах России никто не замечал на протяжении сколько-нибудь длительного времени.
Если речь о "новых гражданах" из числа бывших мигрантов, то неплохо бы разобраться, кто именно и на каком основании давал им гражданство. И наконец, если сеть состояла из мигрантов (что наиболее вероятно), то необходимо понять, кто пустил их в Россию, где они брали патент и всё прочее, как и у кого снимали жильё. И вообще, кто из соответствующих структур их пребывание здесь отслеживал?
"Катиба Таухид валь-Джихад"* ("Батальон единобожия и джихада") - радикальная террористическая группировка, на счету которой несколько терактов на Ближнем Востоке. Она выделяется своей активностью в наиболее беспокойной Идлибской зоне Сирии. Состоит из боевиков - выходцев из Средней Азии, которые вербуются обширной сетью вербовки в разных странах, которых затем пропускают через сеть тренировочных лагерей и пропагандистских школ. На счету группировки несколько терактов в России, Швеции и Киргизии.
В частности, именно эта группировка считается виновной в теракте 3 апреля 2017 года в метро Санкт-Петербурга, когда погибли 15 человек и пострадали ещё 103 пассажира. По обвинению в подготовке теракта тогда задержали 11 человек, получивших от 19 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Причём двое из них обвинялись именно в финансировании теракта.
Кстати, "путёвку в жизнь" главарю группировки "Катиба Таухид валь-Джихад" Сирожиддину Мухтарову (уроженец Киргизии 1990 г.р.), известному как Абу Салах аль-Узбеки, дал тоже работавший в России киргизский индивидуальный предприниматель Садыкжон Захидов (бежал в Турцию в 2008 году), у которого Мухтаров работал, развозя товары из Сыктывкара в Санкт-Петербург.
Кроме того, этот "мирный бизнесмен" несколько лет организовывал вместе с братом землякам "автомобильный хадж" в Мекку, многие участники которого оставались у боевиков в Сирии. Именно он, снабдив деньгами, направил будущего главаря боевиков в Сирию "учиться в медресе", с чего всё и началось. А это говорит о том, что отловленные ФСБ вербовщики террористов - только часть многоступенчатой системы, тесно завязанной, по крайней мере, на части среднеазиатских диаспор в России.
Обозреватель идеологического отдела Царьграда Владимир Хомяков убеждён, что ситуация более чем серьёзная:
Наполеон говорил: "Деньги - кровь войны". Войны террористической - в том числе. Поэтому главный удар по терроризму ФСБ необходимо наносить, перекрывая финансовые потоки. Не только внешние, но и текущие - от "диаспорного бизнеса", который нуждается в на порядок большем отслеживании, чем бизнес российский. Необходимо также отслеживать всё более многочисленные де-факто "этнические" клубы единоборств, готовящие диаспорам кадры для уличных разборок. И жёстко карать этнические ОПГ, в ряде мест пытающиеся вернуть "лихие 1990-е". Всё это - идеальный материал для вербовщиков. Но самое главное - необходимо серьёзно проверить всех правоохранителей, замеченных в чрезмерной "дружбе" с диаспорами, ибо по крайней мере часть из них являются при этом де-факто не просто взяточниками, а пособниками террористических организаций.
Система эта может быть или уничтожена полностью, или не уничтожена вовсе. Ибо сорняк, не вырванный с корнем, как известно, имеет обыкновение прорастать вновь.