Акционеры ЮКОСа против России - чем мы рискуем после демарша Нидерландов? Мнение адвоката
Генпрокуратура Нидерландов продолжает требовать 50 миллиардов долларов у России для бывших акционеров ЮКОСа. Хотя до этого Конституционный суд России уже поставил точку в этом деле. Чем мы рискуем? Царьград искал ответ вместе с профессионалами.
Напомним, ещё в феврале 2020 года в Гааге вынесли судебное решение, по которому бывшие акционеры компании "ЮКОС" должны получить от России 50 миллиардов долларов. В министерстве юстиции отмечали, что Россия использует право апелляции. Спор продолжится в Верховном суде Нидерландов. При этом в России настаивают, что представители суда, вынося решение, забыли о главной детали - акционеры ЮКОСа не были "добросовестными инвесторами". Конституционный суд разрешил России не выплачивать ЮКОСу 57 миллиардов долларов, которые требовали через суд в Гааге. Спустя восемь лет было опубликовано разъяснение постановления от 2012 года. Но насколько критичным станет требование Генпрокуратуры Нидерландов теперь? Царьград задал вопрос профессионалам.
Так, заслуженный адвокат России Дмитрий Краснов полагает, что определённые риски есть:
"Наши представители обратились в Верховный суд Нидерландов, потому что на практике большинство стран отказываются признавать решение, которое было в третейском суде (а трибунал в Гааге ранее заседал именно под эгидой палаты третейского суда. - Ред.). Но сам прокурор предложил отклонить это обращение, и если суд примет решение, что они готовы рассмотреть жалобу, то акционеры приступят к взысканию по всему миру. Они будут добиваться, чтобы решение признали и другие страны, и начнут взыскивать сумму по местонахождению нашего имущества за рубежом".
Безусловно, Россия может не признавать это решение. И наверняка так и сделает, поскольку принятые поправки к Конституции определили примат нашего права. С другой стороны, у нас есть определённые активы за рубежом, которые могут пострадать, пояснил эксперт, приведя примеры:
"Грубо говоря, на выставку в Ле-Бурже прилетели наши самолёты - они выносят во Франции решение об аресте и взыскании в свою пользу. Поступила, например, принадлежащая России коллекция ценностей, картин на какую-то из выставок в Лондоне - накладывают арест, взыскивают".
В любом случае, как напомнил Дмитрий Краснов, пока суд решение не вынес. Поэтому мы имеем дело лишь с мнением одной из ветвей власти Нидерландов.