Загадочные смерти олигархов из России: Какие тайны унесли погибшие миллионеры
С начала года прокатилась целая череда самоубийств крупных предпринимателей. Новая смерть произошла буквально на днях: не стало сооснователя известной "Кулинарной лавки братьев Караваевых" Владимира Лякишева. Разумеется, всё это вызвало бурное обсуждение в обществе, особенно в коммерческих кругах. Ну и, само собой, ситуацию моментально использовали на Украине как ещё один повод обвинить Россию в насильственном устранении этих людей. Царьград разобрался, что было на самом деле.
Нечто подобное уже было. В 2008–2009 годах, когда на планете бушевал сильнейший экономический кризис, не только в нашей стране, но и по всему миру прошла волна самоубийств крупных предпринимателей. Бизнесмены сводили счёты с жизнью, видя, как рушатся их бизнес-империи, превращаются в прах их многомиллионные, а у иных и миллиардные состояния.
Сейчас Землю тоже финансово лихорадит. Тут и всевозможные ограничения на поставки продукции из-за санкций, и раздрай с курсами валют, и инфляция, и всё прочее. За последние несколько месяцев тоже произошло уже шесть резонансных суицидов. В России.
"История повторяется", – считают некоторые аналитики. "Нет, тут совсем другое. Не просто так это всё", – спорят с ними конспирологи.
Богачи теряли состояния. И сводили счёты с жизнью
Впрочем, о повторении истории четырнадцатилетней давности говорить можно с очень большой натяжкой.
Тогда из жизни за два года добровольно ушли известные воротилы:
- английский мультимиллионер Кирк Стивенсон (47 лет), чья компания всего за четыре месяца кризиса упала в цене с 1,8 млрд долларов до 1,5 млрд долларов;
- глава крупнейшего производителя сахара в Китае Пан Гуйсюн (43 года), с которого кредиторы стали массово требовать возврата их денег;
- екатеринбургский ресторатор Александр Доронин (37 лет), тоже оказавшийся в долгах;
- совладельцы санкт-петербургской фармкомпании Владимир Григориади (38 лет) и Алексей Хромов (39 лет). Они ушли с разницей в два месяца после того, как в их бизнесе начались проблемы;
- французский инвестор Тьерри де ля Виллюше (65 лет), потерявший свыше 2 млрд долларов (по курсу того времени), которые он вложил в финансовую пирамиду;
- один из директоров ведущего британского финансового института HSBC Кристен Шнор (49 лет), он отвечал за европейскую и ближневосточную политику компании;
- германский миллиардер Адольф Меркель (74 года), один из богатейших людей Европы, потерявший колоссальные суммы на вложениях в ценные бумаги;
- директор концерна-агента по продаже авиабилетов Владимир Зубков (65 лет), в посмертной записке сообщивший о непреодолимых долгах и обязательствах перед кредиторами;
- глава совета директоров нефтегазовой компании Владимир Кондрачук (44 года), также столкнувшийся с проблемами из-за кризиса.
Список неполный. Есть ещё не так уж и мало фамилий, его составляющих.
Однако оговоримся ещё раз: экономические потрясения, что бушевали в 2008–2009 годах, реально уничтожали состояния и приводили к краху бизнес-империй. Сейчас, несмотря на очевидные сложности, такого нет. Во всяком случае пока.
И у разбитого корыта из "свежего списка" покончивших с собой предпринимателей и топ-менеджеров практически никто не оказался.
Хроника суицидов бизнесменов и топ-менеджеров последних месяцев
Первый суицид в этом ряду произошёл в конце января нынешнего года. В элитном коттеджном посёлке Ленинский (Ленинградская область) в своей комнате был найден мёртвым 60-летний Леонид Шульман – руководитель транспортной службы "Газпром Инвеста", "дочки" газовой госкорпорации, выступающей единственным заказчиком её инвестпроектов.
Труп лежал в ванной комнате трёхэтажного особняка (стоимость домов в Ленинском начинается с 500 тыс. долларов), принадлежавшего Шульману. Рядом – записка, в которой он сообщил, что испытывает невыносимые боли в сломанной ноге, для чего ему поставили на неё аппарат Илизарова. Кроме самого погибшего, по предварительным данным, в коттедже никого не было: с женой Шульман развёлся ещё за год до смерти, а взрослые дети жили отдельно. В СМИ между тем появлялась информация, что незадолго до случившегося служба безопасности компании "Газпром инвеста" проводила проверку профессиональной вотчины Леонида Шульмана по поводу возможного завышения стоимости ремонта автопарка. Официальных результатов никто не сообщал.
А чуть больше месяца спустя – 25 февраля в том же посёлке (в нём проживают много руководящих сотрудников газовой монополии) покончил с собой замдиректора Единого расчётного центра "Газпрома" (фактически – казначейства корпорации) 61-летний Александр Тюляков.
Его тело вытащили из петли у входа в гараж. Рядом тоже была предсмертная записка, но её содержание не разглашается.
До последнего назначения Александр Тюляков работал в компании "Газпром трансгаз Санкт-Петербург". Скриншот страницы сайта компании
Что произошло, непонятно. Ходили слухи, что незадолго до суицида (это приоритетная версия следствия) Тюлякова, бывшего сотрудника органов госбезопасности, который в структурах "Газпрома" работает с 1999 года, сильно избили. Но на этом всё.
Третий случай – один из самых страшных. Утром 23 марта в Нижнем Новгороде, в элитном доме на улице Минина, построенном когда-то для местной партийной элиты, в собственной квартире были найдены тела четырёх человек – 43-летнего владельца и руководителя фирмы "Медстом" Василия Мельникова, его 41-летней супруги и их детей, 10 и 4 лет от роду.
Фото с места происшествия. Скриншот кадра видео / Управление СКР по Нижегородской области
По версии следствия, бизнесмен сначала расправился с домашними (орудием был нож), потом покончил с собой.
Причина чудовищного преступления опять-таки совершенно непонятна. По крайней мере, знакомые семейства утверждают, что Мельников не пил, не курил, вёл здоровый образ жизни, был обаятельным и спокойным, соседи никогда криков и скандалов в их квартире не слышали, на учёте в органах семья не состояла.
Правда, якобы во время недавнего последнего отдыха за границей предприниматель говорил жене, что не хочет жить, и вроде как даже ходил (по настоянию испугавшейся жены) к психиатру.
Компания "Медстом" занимается торговлей фармацевтическими и медицинскими товарами, она являлась постоянным участником системы госзакупок, поставляя свою продукцию (к слову, немалая её часть поставлялась из-за рубежа) в разные регионы России. Общая сумма контрактов за все годы работы превысила 2 млрд рублей.
Прошлый год "Медстом" завершила в плюсе. Скриншот страницы сайта checko.ru
При этом прошлый год фирма Василия Мельникова завершила в плюсе – с чистой прибылью более 2 млн рублей (при выручке в 208,8 млн).
Не менее жутким оказался уход в мир иной 19 апреля и бывшего вице-президента "Газпромбанка" Владислава Аваева, занимавшегося после ухода из финансовой структуры "Газпрома" собственным бизнесом. Он учредил компанию "РТ-Карбон", которая создаёт углеродные импланты. Он тоже, по версии следствия, убил из пистолета жену, а следом – 13-летнюю младшую дочь. После чего наложил руки на себя.
Трагедия произошла в Москве, в элитном доме на Университетском проспекте.
Версий две. Первая – долгий конфликт между супругами из-за воспитания девочки. Вторая – ревность: якобы жена была беременна от личного водителя бизнесмена.
ООО "РТК" принадлежала на две трети самому Аваеву и на треть – "дочке" Ростеха. Скриншот с сайта checko.ru
ООО "РТК", где был директором Аваев, на две трети принадлежит учреждённой им фирме "Карбоникс" и на треть – АО "РТ-Проектные технологии", аффилированной с Ростехом.
Расследование ведётся, но, скорее всего, дело, заведённое по убийству двух и более человек, прекратят в связи с гибелью подозреваемого.
Пятый случай – такая же, по сути, трагедия, как и предыдущие две. И случилась она в тот же день, что и московская, где фигурирует Аваев, только на другом конце Европы – в Испании, в курортном городке Льорет-де-Мар, что находится в Жироне.
Бывший топ-менеджер компании "Новатэк" Сергей Протосеня, занимавший пост главного бухгалтера в ранге члена правления этой газовой компании, зарубил топором супругу и дочь. А его самого нашли потом повешенным.
Из "Новатэка", к слову, Протосеня ушёл давно – ещё в конце 2015 года. Сам он к тому времени вместе с семьёй (супругой, дочерью и сыном) перебрался на ПМЖ во Францию – на юге республики они приобрели недвижимость. А в Испанию ездили на отдых, в последний раз отправились туда на Пасху.
Помимо работы в газовой компании, Протосеня был учредителем коммерческого Форбанка, у которого в 2021 году ЦБ отобрал лицензию (тогда же были удалены записи об учредителях, в том числе о Протосене).
Протосеня, помимо деятельности в "Новатэке", с 2002 по 2021 год был ещё и соучредителем Форбанка. Скриншот с сайта checko.ru
Бедным человеком, несмотря на уход от деятельности в России, Сергей Протосеня не был. Об этом красноречиво свидетельствуют и его активы в недвижимости (по крайней мере – в Испании и Франции), и наличие в гараже испанской виллы целого автопарка из премиальных машин – Mercedes, BMW, Mustang и Lexus.
Состояние его оценивалось, по разным данным, в 400 млн евро.
И наконец, последняя на данный момент резонансная смерть – в Москве. На техническом этаже высотки на проспекте Вернадского 4 мая был найден застреленным сооснователь сети кафе "Кулинарная лавка братьев Караваевых" Владимир Лякишев.
Как рассказала правоохранителям супруга покойного, в тот день он выпил шампанского вместе с ней, после чего вдруг резко встал и ушёл. Спустя два часа она обнаружила его погибшим.
Примечательно также, что, по данным других источников, в день суицида Лякишев якобы собирался отправиться на пикник и попросил домработницу подготовить для этого мероприятия вещи и посуду.
По словам супруги, 45-летний ресторатор в последнее время злоупотреблял спиртным и периодически "кодировался", однако то и дело срывался. С прошлой осени, рассказывают его знакомые, он, приняв горячительного, выходил на балкон с ружьём, делал видеовызов со смартфона кому-нибудь из друзей и грозился застрелиться. Его разубеждали, он соглашался и прекращал свои угрозы. Но через некоторое время всё повторялось вновь.
Финансовых проблем у Лякишева, отмечают источники Царьграда, не было.
Летом прошлого года он покинул "Кулинарную лавку", основанную много лет назад вместе с другим известным в столице ресторатором Евгением Каценельсоном (они также вместе придумали проекты "Рынок общепита" и "Старик и море"), но продолжил заниматься ставшим для него "своим" направлением бизнеса.
Буквально в январе нынешнего года Владимир Лякишев основал вместе с тремя компаньонами компанию "Мизнон", основным видом деятельности которой значится "деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием". И имел в новом проекте самую большую долю – 35%. И был, по нашей информации, целиком и полностью поглощён этой новой идеей.
Ещё один партнёр Лякишева – Антон Хейфиц вошёл в проект со своей фирмой "ЦПЛФ Аренда". Скриншот с сайта checko.ru
Есть, правда, один интересный нюанс. Жена покойного утверждает, что неделю назад предприниматель собирался совершить самоубийство, причём из-за любовницы. Будто бы та занимала у него несколько сот тысяч рублей, а вернула только треть. То ли он сам рассказал об этом супруге, то ли она как-то узнала, однако измену простила, а от суицида отговорила.
Но через несколько дней произошло нечто такое, что заставило его всё-таки исполнить роковую задумку.
Суициды стали частью информационной войны
В этой цепочке суицидов есть моменты, на которые обратили внимание все.
Прежде всего, трое из шести покойных бизнесменов (Мельников в Нижнем Новгороде, Аваев в Москве и Протосеня в Испании) забрали с собой своих близких. И сделали это с какой-то чудовищной жестокостью.
Четверо из них были связаны с газовой отраслью, причём трое имели прямое отношение к "Газпрому", хоть Аваев и покинул дочерний банк госкорпорации задолго до смерти, а Шульман и Тюляков пусть и занимали руководящие должности, однако именно топ-менеджерами, влияющими на принятие каких-то стратегических решений, точно не были.
Протосеня, впрочем, как уже упоминалось, тоже давно отдалился от "Новатэка" ("Газпром" в нём имеет свою долю).
И тем не менее именно это обстоятельство сегодня оказалось той красной тряпкой, на которую среагировали не только СМИ, но и эксперты и аналитики (или те, кто причисляет себя к таковым).
Причина проста: газ, поставляемый "Газпромом" в Европу, за который зарубежные потребители теперь должны расплачиваться в рублях через Газпромбанк, остаётся одним из двух (как и нефть) главных экономических козырей России в противостоянии с Западом. И любая возможность сделать хоть какой-то более-менее порочащий вброс используется на все сто процентов.
Как это сделал, например, сбежавший на Украину вице-президент всё того же Газпромбанка Игорь Волобуев. Он никогда не имел жовто-блакитного паспорта и сколотил состояние именно в России – в структурах "Газпрома". Но неожиданно он осознал себя "украинцем по рождению". И первое, чем спустя два месяца после бегства отметился ренегат, которого наши источники считают агентом, завербованным украинскими спецслужбами, – дал интервью, в котором прошёлся по двум темам: о необходимости ужесточить санкции против Газпромбанка и о криминальном следе в смертях бывших коллег по газовой сфере.
Источники Царьграда в силовых структурах подтверждают, что во всех случаях (не только в упомянутых Волобуевым) отрабатываются все версии. И насильственные – тоже.
Так делается всегда при расследовании насильственных преступлений. В приоритете на сегодня, если говорить об этих пяти суицидах, именно версия самоубийства. Больше вопросов при этом вызывает случай с ресторатором Лякишевым. По Аваеву есть направления, которые предстоит прояснить. А вот история с Протосеней действительно очень странная. Там действительно возможен криминальный след – по крайней мере, с учётом небольшого анализа событий и оперативной информации,
– отметил один из наших собеседников.
У страха глаза велики. И газ тут ни при чём
Другое дело, что это такое в принципе: череда самоубийств (если брать именно эту версию в качестве основной), тенденция, кровавое "подражательство" или стечение обстоятельств? Можно ли говорить, что мы сейчас наблюдаем некую копию происходившего в 2008–2009 годах? Один посмотрел на то, как и что сотворил с собой и своей семьёй другой, "примерил" это на себя – и повторил. И так далее, по цепочке. Ну а западные и украинские СМИ, конечно, вывернули эту цепь трагических происшествий в выгодную себе сторону.
Здесь ситуация скорее идёт от противного. Часто бывает так, что одного человека шокируют поступки другого. Но настолько сильно, что он начинает об этом думать, вспоминать свои какие-то события. Чувствуя при этом, что так нельзя, это нехорошо. Таким образом, такая мощная негативная реакция на поступок того, другого, говорит о том, что у него самого есть такая "вытесненная агрессия". Ведь, заметьте, когда мы говорим, оценивая чьи-то действия, что никогда сами так не поступим, очень часто следующим шагом становится именно то же самое,
– отмечает член Европейской ассоциации психотерапевтов Екатерина Трофимова.
По её словам, один из самых сильных стрессов, которые испытывает человек, – тот, что мы получаем, сталкиваясь с ситуацией, где ни на что не можем повлиять. Появляется ощущение беспомощности. И тогда люди направляют свою энергию и деятельность на то, что находится непосредственно в их власти. И пытаются изменить то, что не нуждается в изменениях.
И, соответственно, одной из причин тех событий, о которых мы говорим, могли стать именно такие моменты. Эмоции, накопившиеся по отношению к самым разным событиям, направлены на близких людей, потому что они всегда рядом, всё вытерпят, всё снесут. И оттого очень часто выплеск негативной энергии происходит именно на них,
– полагает Трофимова.
Прямой аналогии с суицидами, происходившими в годы предыдущего финансового кризиса, вроде как и нет. Бизнес-то или рабочее место, как мы уже отмечали, большинство не потеряли, в отличие от тех, кто уходил из жизни 13–14 лет назад. Однако здесь есть нюанс.
Потеря активов – это да, "крушение". Но есть и другое: желание изменить ситуацию и осознание невозможности исполнить это. Будем откровенны: сейчас отдельно взятый человек, даже с большими деньгами и капиталом, мало на что способен повлиять. Процессы идут уже совершенно иные. И достаточно страха, который порой гораздо более разрушителен, нежели сам результат,
– подчёркивает эксперт.
Что с того?
В настоящее время по всем фактам (за исключением случая с Протосеней) идёт следствие. Однако станут ли известны истинные причины серии суицидов и существует ли между ними связь, с большой долей вероятности, мы вряд ли узнаем. Несмотря на это, очевидно, что скорее в загадочных суицидах виновны личные взаимоотношения погибших с близкими, бизнес-интересы или трудности опять же личного или даже интимного характера.
Просто у тех, кто считает себя остриём оружия в информационной войне, есть необходимость трактовать любой подобный факт против России. Догадывались ли сами бизнесмены при жизни, что их имена будут использовать подобным образом? Едва ли. Однако сегодня, как мы видим, в тотальной западной и украинской пропаганде все средства хороши. Даже такие.