Владимир Легойда: Фестиваль «Вера и слово» – шаг к единству Церкви и общества
С 28 октября по 1 ноября 2018 года в Москве и Подмосковье пройдет VIII Международный фестиваль «Вера и слово»
С 2004 года Международный фестиваль «Вера и слово» является центральным событием в жизни православных СМИ, представителей епархиальных пресс-служб и церковного медиасообщества России и зарубежных стран. В преддверии открытия очередного фестиваля телеканал «Царьград», выступающий официальным информационным партнером «Веры и слова», пообщался с его главным организатором — председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой.
***
«Царьград»: Владимир Романович, уже восьмой фестиваль, и уже в пятый раз его проводит возглавляемый Вами отдел. Опыт немалый, который наверняка позволяет выявить в том числе и проблемные моменты. А главное — определиться, в чем же важность «Веры и слова» как для сотрудников епархиальных информационных отделов, пресс-служб, так и для православных СМИ. Что, на Ваш взгляд, эти люди ждут от открывающегося фестиваля?
Владимир Легойда: В мероприятиях подобного рода важен сам факт встречи людей. Иногда говорят, что на международных конференциях самое главное — кулуарное общение. Быть может, это и преувеличение, но принципиально важно, чтобы раз в два года эти люди встречались, чтобы между ними завязались контакты, продолжались рабочие и человеческие отношения. А потому это кулуарное общение нельзя недооценивать.
Во время работы VII Международного фестиваля «Вера и слово» в 2016 году. Фото: www.patriarchia.ru
Конечно, для нас очень важно то, что на наш фестиваль каждый раз приезжает Святейший Патриарх, и мы ждем его и в этом году. При этом как делегатам «Веры и слова» чрезвычайно важно увидеть Предстоятеля, получить возможность задать ему вопросы, так и для самого Патриарха очень важно посмотреть на делегации фестиваля, ответить на их вопросы, обменяться мнениями.
Наш Синодальный отдел является организатором «Веры и слова» с 2010 года, и проведя его в первый раз, мы приняли решение учебную часть фестиваля (мастер-классы, обучающие семинары и т. п.) вывести за рамки трехдневной программы. На самом же важнее, как говорится, «мир посмотреть и себя показать». А это и обмен опытом, и дискуссионное обсуждение проблем, и знакомство с новыми открытиями медийного мира, и многое другое. Это был сознательный выбор, и мы считаем, что он правильный.
Вызов стамбульского «Ватикана»
Ц.: В чем же тематическая особенность «Веры и слова» в этом году?
В.Л.: Конечно, она будет связана с тем, что происходит на Украине, как развивается ситуация с Константинопольским патриархатом и вообще в Мировом Православии. Все это неизбежно отразится на повестке дня фестиваля. И эта тема будет присутствовать не только в вопросах. Так, мы ждем большую делегацию Украинской Православной Церкви, а в Храме Христа Спасителя будет развернута выставка, посвященная 30-летию возрождения монашеской жизни в Киево-Печерской лавре. Кроме этого, в рамках фестиваля его участникам будет показан фильм, снятый нашими украинскими коллегами и также посвященный Киево-Печерской лавре.
Ну и, конечно, одной из тематических особенностей «Веры и слова» станет обсуждение актуальных проблем развития современных медиа, в том числе мессенджеров, блогов и социальных сетей.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на VII Международном фестивале «Вера и слово». Фото: www.patriarchia.ru
Ц.: Вы уже затронули проблемные моменты, связанные с положением канонической Украинской Церкви, а также с нашими отношениями с Константинопольским патриархатом. Вообще сегодня стало особенно заметным обострение информационной войны против Русской Православной Церкви. Как правильно реагировать на нее: оправдываться или, напротив, вести наступление? Будет вообще этой теме уделяться внимание на фестивале?
В.Л.: Обязательно. Причем именно эти моменты, связанные с обострением информационного противостояния, меня убеждают именно в том, что в церковных делах важнее уметь давать асимметричный ответ. Потому что симметричный ответ всегда дается именно с позиции человека оправдывающегося. С другой стороны, в стремлении объяснить позицию нашей Церкви, в том числе в отношении Константинопольского патриархата, нужно избегать агрессии. Мол, «давно пора было», «давайте сейчас дожмем Константинополь» и так далее. Мне это кажется абсолютно неправильным, поскольку ничего хорошего в сложившейся ситуации нет, и мы рассматриваем ее как чрезвычайно сложную и драматическую. И мы молимся об уврачевании этой ситуации.
Консервативное обновление: Исторический шанс Русской Церкви
Жесткость же нашей позиции, выразившаяся в прекращении евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, связана исключительно с невозможностью находиться в том положении, к которому привели действия Константинополя. И в этом смысле заявление Минского заседания Священного Синода предельно четко объясняет эту ситуацию и наши действия. Это прежде всего тревога за то, что происходит, и наше беспокойство за будущее наших братьев на Украине.
Ц.: Шесть лет назад, в преддверии очередного фестиваля «Вера и слово», мы с Вами беседовали о важности консолидации светских и церковных СМИ. Насколько эта задача актуальна сегодня, и что Церковь делает и уже сделала в этом направлении?
В.Л.: Не стоит забывать, что существуют не решаемые до конца проблемы. Потому что если решить эту проблему до конца, это значит сделать светские СМИ церковными. Ну а если этого не произойдет, то всегда будут оставаться какие-то разногласия и разночтения. Однако я не вижу изменения той тенденции, которая наметилась в последние годы.
Это, во-первых, рост интереса СМИ к Церкви и к религиозной теме вообще и к теме Русской Церкви в частности. За почти уже 10 лет предстоятельства Святейшего Патриарха Кирилла мы видим почти десятикратный рост обсуждения церковной тематики в отечественных СМИ. Нам это показывают цифры, сухая статистика. Практически десятикратный рост при сохранении процента негатива: за исключением некоторых точек всплеска это три-пять процентов. Конечно, я имею в виду традиционные медиа, без блогосферы.
Тенденция не меняется, и даже в том, что принято называть «церковными скандалами», есть какие-то свои плюсы. Люди начинают обсуждать нечто, связанное с церковной повесткой, и задаваться вопросами: а как себя должен вести верующий в такой-то ситуации? То есть волей-неволей начинают обсуждаться вопросы, которые еще 10-12 лет назад было немыслимо представить попадающими в таком объеме в федеральные СМИ.
И, кстати, что касается текущей ситуации, связанной с Украиной и с Константинополем, то мы видим поистине колоссальный интерес наших СМИ. Конечно, тема сложная, подача разная, и нельзя сказать, что все нам кажется аккуратным изложением ситуации. Но интерес бесспорный. Конечно, мы очень благодарны за внимание со стороны наших СМИ к этой теме. И, очевидно, в силу «врастания» в тему уровень профессионализма повышается.
Ц.: А что касается информационной работы в епархиях, есть ли тут качественный прорыв? Что нужно сделать, чтобы не только в российской глубинке знали о церковной жизни в центре, но и жители столичных городов не замыкались в себе, видели реальную церковную жизнь во всей ее полноте?
В.Л.: Проблема существует. Она не только для церковных медиа. Часто говорят, что многие каналы так или иначе пытались решать эту задачу — показать всю Россию, а не только Москву или крупные города. И, кстати, именно Церковь играет большую роль в изменении такого подхода. И я прекрасно помню, как Патриарх, будучи на Дальнем Востоке, сказал, что здесь начинается Россия. Очень важные слова для местных жителей, чтобы они не жили с ощущением далекости от центра, чтобы было понимание, что мы — одна страна.
«Религия – это о будущем»: Совет по делам молодежи при Патриархе начал свою работу
Ц.: Как уже было сказано, главным событием «Веры и слова» традиционно станет встреча участников фестиваля с Предстоятелем нашей Церкви. По опыту предыдущих мероприятий, а также исходя из поступающих сегодня вопросов, что больше всего волнует участников? С чем люди обращаются к Святейшему Владыке?
В.Л.: Как всегда, вопросы разные. Понятно, что мы сможем озвучить только малую часть. Очевидно, есть направление, связанное с Украиной и отношениями с Константинополем, это абсолютно ожидаемо и предсказуемо, как вообще вопросы о ситуации в Православном мире. Очень много вопросов, связанных с будущем христианства в секуляризирующемся мире, будущем в контексте интересов молодежи.
Вопросы демонстрируют высокий уровень сознания людей, которые их задают, их обеспокоенность ситуацией. И если раньше было больше вопросов, которые на обыденном языке можно назвать «мелкими», то сегодня все больше и больше «масштабных» вопросов. В том числе вопросы с присутствием Русской Церкви в разных странах ее канонической ответственности. И хочется надеяться, что дружественные СМИ помогут донести ответы Предстоятеля до самой широкой аудитории.