Вихри враждебные веют над нами. США готовят пакет "убойных" санкций, удар – по Путину
Переговоры между США и Россией по безопасности ожидаемо зашли в тупик. Противоречия между двумя странами слишком велики, и на компромисс Белый дом и Кремль не способны. Оно и понятно: России больше некуда отступать, нечего терять, кроме своих внешнеполитических цепей, а Америка не хочет терять статус мирового гегемона и демонстрировать всей планете свою дряхлость. Поэтому Вашингтон грозит России в целом и её президенту в частности новыми санкциями. Но так ли страшны они, как их малюют?
Начнём с глубоко русофобского и при этом глубоко верного анекдота.
В концлагере сидят американец, француз, англичанин и русский. Приходит эсэсовец.
– Сейчас мы вас расстреляем. Но так как мы гуманная нация, то можем выполнить последнее желание каждого.
Один попросил возлюбленную, другой – стакан виски, третий ещё что-то, а русский говорит:
– Дайте мне пинка под зад, да посильнее.
Удивились, но дали пинка. Он ударился об стенку, отлетел, выхватил у охранника автомат и всех немцев перестрелял.
– Выходите, братцы, на свободу!
Его спрашивают:
– Почему же ты сразу так не сделал, если мог?
– Пока нам, русским, пинков не надают, мы ничего сделать не можем.
Разногласия непреодолимы
Переговоры между Россией и западным миром (США, Североатлантическим альянсом, ОБСЕ) в Женеве, Брюсселе и Вене, совершенно очевидно, зашли в тупик. Судя по высказываниям, а, главное, выражениям лиц дипломатических представителей нашей страны и Соединённых Штатов, достигнуть компромисса не удалось. Оно и понятно – если кому-то и следует пойти на уступки, так это США, поскольку нам отступать уже некуда. С 1989 года Москва последовательно отходила назад: распустила свой военно-политический блок (Организацию Варшавского договора), экономический союз (Совет экономической взаимопомощи), вывела воинские контингенты из Восточной Европы, ряда постсоветских стран (Прибалтики, Грузии), ликвидировала военные объекты во многих странах мира (Куба, Вьетнам). Запад тем временем только наращивал свою экспансию.
Больше не получится требовать от России уступок в ситуации, когда именно НАТО несколько десятилетий стремится оттеснить нашу страну и перевести её на вторые роли с прямым ущербом нашей безопасности. Это всё в прошлом. Так что НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года,
– резонно заявил журналистам заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.
При этом американцы общаются исключительно с позиции силы, что отнюдь не способствует конструктивному решению проблем. Разговор идёт на разных языках: пока Россия вносит предложения, США грозят санкциями. Так, по прошествии нескольких часов переговоров первый заместитель госсекретаря Соединённых Штатов Уэнди Шерман сказала:
США примут финансовые санкции в отношении ключевых российских институтов в случае вторжения России на Украину. Эти меры будут гораздо более жёсткими, чем в 2014 году.
То есть заокеанские партнёры даже слышать позицию МИД России не хотят. Внешнеполитическое ведомство уже не раз заявляло, что никакого "нападения" русские войска не готовят, а военные учения проводят исключительно на своей территории в 200-400 километрах от государственной границы.
Впрочем, убеждать американских дипломатов в том, что они неправы – дело неблагодарное. Их позиция незыблема, а девиз во все времена выражен словами экс-президента Джорджа Буша-старшего:
Я никогда не буду извиняться за Соединённые Штаты Америки, несмотря ни на какие факты.
На секундочку, это было сказано после того как ВМС США сбили иранский гражданский лайнер, убив 290 ни в чём не повинных людей.
Что нам могут сделать американцы?
Что ж, давайте посмотрим на то, какие санкции Вашингтон реально может ввести. СМИ уже подготовили явно искусственный "слив", направленный на устрашение Кремля.
Отключение России от SWIFT. Вполне реально и болезненно, однако возникает одна проблема: в первую очередь это удар по Европейскому союзу, поскольку именно с помощью данной межбанковской системы производится оплата, например, за отечественные энергоносители. Но обойти подобное ограничение не составит особого труда. В 2019 году ЕС для торговли с Ираном запустил Instrument in Support of Trade Exchanges (INSTEX) со штаб-квартирой в Париже. Естественно, для России тоже будет запущен свой аналог в случае чего.
Санкции против русского внешнего долга. Пожалуй, самое болезненное. Министр финансов Антон Силуанов своей политикой довёл ситуацию до того, что 20% госдолга нашей страны – в руках иностранцев. Что это означает? В случае введения санкций Белым домом произойдёт спешная распродажа облигаций, а это вызовет панику на финансовом рынке. Что-либо сделать для купирования этой угрозы в краткосрочной перспективе нельзя, можно только сказать большущее спасибо Антону Германовичу, настоящему верующему человеку. Верующему в принципы либеральной экономики.
Санкции против "Северного потока – 2". Здесь главным препятствием для Белого дома является позиция Федеративной Республики Германия. Новый канцлер Олаф Шольц, так же как и Ангела Меркель, решительно выступает против ограничений в отношении NordStream 2. Оно и понятно: Первый русский телеканал Царьград уже писал о том, что достроенный газопровод с лихвой окупился из-за сумасшедшего роста цен на газ в прошлом году. Теперь сертификация СП-2 – головная боль не Москвы, а Берлина.
Персональные ограничения. С 2014 года американцы грозят устроить российским олигархам и коррупционерам ад на земле. Но прошло уже восемь лет, а он всё не настаёт. Те, как и прежде, продолжают выводить миллиарды в заграничные офшоры, приобретать недвижимость в странах Евросоюза, в той же Америке, инвестировать в иностранные проекты. Поэтому данный тип санкций любой государственник может только приветствовать. Толстосумы должны чётко понимать: их единственная надежда на хорошую жизнь – это Россия. Чтобы хорошо жить в России, нужно соблюдать несколько простых правил: не уводить деньги за границу, быть социально ответственным и способствовать развитию своего бизнеса и экономики в целом. Требования, мягко говоря, не заоблачные. В США и ЕС же эти господа беззащитны, словно котята.
Санкции против Путина. Отдельная часть пакета – не столько действенная, сколько рекламная, призванная привлечь внимание ко всему документу. При наступлении "часа X" Владимиру Владимировичу запретят въезд в США и заморозят его американские активы. Путину останется утешаться тем, что он не одинок: точно так же накажут Михаила Мишустина, Сергея Лаврова и Сергея Шойгу. Сложно сказать, как они переживут такой мощный удар – скорее всего, просто не заметят его.
Что с того?
Не стоит бравировать и отрицать действительность: возможные санкции Вашингтона и Брюсселя против России будут болезненными. Но главный их минус – в том, что введут разрекламированный комплекс мер только в случае нашего наступления на Украину. Это выглядит едва ли не "принуждением к войне", поскольку объективно России очень нужны новые санкции.
Судите сами: если бы не Майдан и откровенное вмешательство Запада в украинский кризис, Россия не вернула бы Крым и не поддержала бы русское восстание в Донбассе. Без санкций 2014 года не было бы ни политики импортозамещения, ни прорыва в сельском хозяйстве, ни Национальной системы платёжных карт.
Наш народ способен выдержать любое давление извне. Предельно чётко это показали события 2014–2015 гг. (если бы подобное произошло в США, там давно начались бы погромы, паника и "лутинг", сиречь мародёрство). Кто знает, может, и пакет "ядерных" санкций мы будем вспоминать с благодарностью.
Впереди ведь столько важных задач: зачистка элит от системных либералов, устранение украинской проблемы (которая, как известно, решается совсем не с помощью Минских договорённостей), деофшоризация, дальнейшее импортозамещение, укрепление позиций государственников во власти.