В Эстонии изощрённо унизили русских
Русскоязычное население стран Балтии регулярно подвергается нападкам и унижениям со стороны местных элит. На этот раз скандал разразился в ходе предвыборной кампании в Эстонии
В Эстонии разгорелся громкий скандал с нацистским душком. На таллинских остановках появились плакаты, по сути, призывающие к сегрегации: на одной части написано «Здесь только эстонцы», на другой — «Здесь только русские». Внизу был указан номер телефона, позвонив по которому можно было услышать предвыборную агитацию партии «Эстония 200».
В СМИ тут же появились сообщения о том, что на самом деле представители партии как раз выступают за то, чтобы эстонцы и русские жили в дружбе, а провокационные плакаты лишь служили способом привлечь внимание.
Сама партия «Эстония 200» была создана совсем недавно, заявляет о себе как центристской и леволиберальной, поэтому, вероятно, русская тема — это способ заявить о себе. Вне зависимости от того, что двигало людьми, организовавшими эту пиар-кампанию, в целом этот случай весьма показательный. Сопредседатель партии «Родина» Фёдор Бирюков отмечает, что такая практика во многом схожа с политикой нацистов в Германии:
Подобные плакаты можно сравнить с тем, что пришедшие к власти в Германии национал-социалисты вешали аналогичные плакаты на еврейских магазинах, а потом заставляли носить жёлтую звезду. Это тоже могло трактоваться как привлечение внимания к расколу общества. На самом деле это безусловная сегрегация. То есть начинается обычно с символики, с надписей и заканчивается всё стандартным геноцидом.
По мнению Бирюкова, нынешняя ситуация стала результатом череды провалов в работе с «мягкой силой» на постсоветском пространстве. Эксперт отметил, что во многом именно поэтому русское движение сейчас малоактивно:
Если в Латвии оно ещё как-то действует ввиду агрессивной политики властей и местных националистов, но тоже пребывает в достаточно печальном состоянии, то в остальных республиках оно уже практически сведено на нет. В том числе потому, что Россия с помощью своих ресурсов не занимается поддержкой русскоязычного движения.
Бирюков уверен, что российское руководство должно кардинальным образом изменить свой подход к работе с диаспорой:
Необходимо поддерживать не только локальные культурные мероприятия, которые не несут ни эмоциональной, ни практической пользы, а именно лоббировать политические интересы, как это делают наши западные конкуренты в любой точке Земли. А всё постсоветское пространство, да и Восточная Европа — это, безусловно, сфера российских интересов и русского мира, в той или иной степени. Поэтому нельзя надеяться на то, что просто мерами народной дипломатии или какими-то благотворительными акциями всё это дело можно изменить. Мы должны понимать, что там, где живёт достаточное количество наших соотечественников, их права должны неукоснительно соблюдаться.
Фото: PABLOFDEZR/Shutterstock
После распада СССР в 1991 году 25 млн русских оказались за пределами России, что намного больше, чем вся эмиграция за рубеж на протяжении всей истории страны. Большинство национальных элит в новых государствах на руинах СССР сформировалось именно на волне русофобии. Русский народ обвиняли во всех возможных преступлениях против титульных наций, успешно формируя образ врага из остатков так называемых «оккупантов». Происходило это с разной интенсивностью практически во всех бывших республиках. Раз разговор зашёл об Эстонии, то вот цитата бывшего президента этой страны Леннарта Мери:
Советское владычество в Эстонии ничем не походило на британское правление в Индии в старые добрые времена, воспетые Киплингом. Русские представляли себя "нацией господ", они вели себя как СС, а не как обычные солдаты вермахта. Они не считали нормальным разговаривать с нами… Сейчас российские лидеры обвиняют нас в нарушении прав человека русскоязычной общины. Но иногда я сожалею, что мы так хорошо с ними обращаемся… Мы сумеем абсорбировать русских, но таким образом, чтобы наше государство не утратило жизнеспособности.
Борьба с русскостью на осколках СССР
Оказывается, русские — страшные каратели и уничтожители. Пришли, защитили их национальные языки, помогали в изучении и развитии культуры и традиций, обеспечили численный рост и экономическое процветание. Действительно, ничего общего с британским владычеством в Индии, тут можно согласиться. В последние десятилетия основными механизмами давления на просторах русского мира являются разного рода ограничения в гражданских и политических правах, сужение сферы употребления русского языка, вытеснение русских из сферы управления, интеллектуального труда и предпринимательства.
В разговоре с Царьградом руководитель партии «Русский союз Латвии» Мирослав Митрофанов отметил, что во всех странах Балтии в отношении русскоязычных жителей разработан один и тот же подход:
Все должны быть одинаковыми, все должны говорить на одном языке, ходить в одинаковые школы, думать одинаково плохо о России и так далее. В Латвии этого достигают при помощи психологического насилия, подкупа. В Эстонии будут действовать намного аккуратнее, но цель одна и та же — принудительная ассимиляция русских с тем, чтобы они не просто научились говорить на языке титульной нации или государственном языке. Это и сейчас люди, которые моложе 45 лет, они практически в Латвии русские двуязычные, они говорят на двух языках. Дети в основном обучаются на латышском. Количество предметов на русском в школе сейчас составляет меньше 40%. То есть здесь проблемы нет, говорить или использовать латышский язык. Вопрос сейчас стоит в том, чтобы заставить отказаться от родного языка.
Безусловно, рано или поздно такого рода насилие вызывает ответную реакцию. Где-то ситуация идёт по более сдержанному сценарию, где-то конфликт выходит на поверхность в виде прямого столкновения, как в Донбассе.
«Русская весна» стала одним из наиболее ярких всполохов ответной реакции русских на притеснения на постсоветском пространстве. Где-то наши соотечественники всё ещё не оставляют попыток защитить свои права политическими и юридическими способами, например, в борьбе за русские школы в Прибалтике. Нет никаких сомнений в том, что давление на нас как на народ будет только нарастать. Вопрос лишь в том, каким будет русский ответ на это давление.