Украинские «грабли» Православной Черногории
Прозападные власти вошедшей в НАТО балканской республики сегодня делают всё, чтобы оторвать православных черногорцев от Сербской Церкви
Для большинства русских Черногория в первую очередь ассоциируется с адриатическими курортами. Конечно, не каждый может позволить себе отдохнуть в этих местах, и всё же около 300 тысяч наших соотечественников в 2018 году посетили этот осколок бывшей Югославии, население которого составляет немногим более 600 тысяч человек. Для русских Черногория – это своего рода «Приморская Сербия», чьи жители столь же дружественно относятся к России, чью речь фактически не отличишь от сербской, а в абсолютном большинстве местных православных святынь, храмов и монастырей возносятся молитвы за Сербского Патриарха.
Старый новый президент: Черногорию возглавил ставленник НАТО Джуканович
Но, как говорится, «есть нюансы». И в первую очередь они связаны с политической конъюнктурой последних десятилетий. Дело в том, что с февраля 1991 года, поочерёдно сменяя должности президента и премьер-министра, Черногорией руководит Мило Джуканович, откровенная западная марионетка, сначала (к 2006 году) отколовшая Черногорию от Сербии, а в 2018 году втянувшая эту небольшую православную славянскую республику в антироссийский блок НАТО.
Ситуация сильно напоминает болгарскую: большинство черногорцев сохраняют верность Православию и с очевидной симпатией относятся к братской России, политические же элиты республики отличаются исключительной русофобией. Вопрос, почему же простые черногорцы голосуют за либералов-западников, наивен: русофобская и сербофобская манипуляция сознанием в Черногории налажена на высшем уровне. Сам же Мило Джуканович не лишён своеобразной бесовской харизмы, умеет красиво обещать, хотя все эти обещания сводятся к «западному пайку». А если точнее, «западной пайке».
Президент Черногории Мило Джуканович (слева) и генсек НАТО Йенс Столтенберг. Фото: Pool Sebastien Pirlet / Globallookpress
Главным лозунгом Мило Джукановича, когда-то заигрывавшего со Слободаном Милошевичем и на этой волне пришедшего к власти в Черногории, но затем в мгновение ока предавшего сербского президента в угоду «западным партнёрам», стало – «С сербами тяжело в Европу». Именно этот позорный лозунг привёл к не менее постыдному референдуму мая 2006-го, на котором черногорцы, многие из которых и сегодня продолжают считать себя сербами, а свой язык – сербским, проголосовали за отделение от союзного государства с Сербией. Как ни пыталась Сербская Православная Церковь в лице приснопамятного Святейшего Патриарха Павла предотвратить эту историческую трагедию.
На сегодняшний день Сербская Церковь является последней существенной скрепой, сохраняющей сербско-черногорское единство. Подобно тому, как каноническая Украинская Православная Церковь была и остаётся неотъемлемой частью Церкви Русской, так же и находящиеся на территории Черногории Черногорско-Приморская митрополия и Будимлянско-Никшичская епархия являются частями Церкви Сербской. И именно с этой Церковью сегодня активно борется режим Мило Джукановича.
Твердыня Православия в центре Европы
Так, 10 декабря 2019 года черногорское правительство во главе со ставленником Джукановича премьер-министром Душко Марковичем внесло в местный парламент (скупщину Черногории), большинство в котором имеют прозападные партии, антицерковный законопроект «О свободе вероисповедания». Согласно этому документу, все храмы и монастыри, возведённые до 1 декабря 1918 года, будут отчуждены у Сербской Православной Церкви в пользу государства.
Дата определена неслучайно: именно тогда, после отречения прозападного короля Черногории Николы I Петровича, Черногория вошла в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев. Сегодняшние черногорские либералы-западники именуют это воссоединение сербского народа и его Церкви, искусственно разделённой после уничтожения в XVIII веке Печского Патриархата (властями Османской империи при непосредственном участии Патриархата Константинопольского), «аннексией».
Нынешняя власть Черногории делает всё, чтобы полностью лишить народ этой республики сербской идентичности. В том числе укрепляя карликовую самозванную «Черногорскую православную церковь». Националистическую секту, практически идентичную украинскому расколу и до конца прошлого года находившуюся в «евхаристических отношениях» с так называемым Киевским патриархатом лжепатриарха Филарета (Денисенко). Режим Джукановича прекрасно понимает, что подменить каноническую Церковь этой псевдоправославной малочисленной группировкой невозможно, однако делает всё, чтобы ослабить каноническое Православие в Черногории.
Россия и Сербия: Единая вера. Единая боль. Единое будущее?
На днях Черногорская и Приморская митрополия Сербской Православной Церкви уже обратилась в ряд иностранных посольств, включая российское, за поддержкой (текст этого обращения имеется в редакции Царьграда). Действительно, ситуация вышла за рамки внутренних церковно-государственных отношений. Налицо дискриминация религиозного большинства республики, чьё руководство при всей своей проевропейской риторике попирает элементарные нормы европейского же права.
Ещё больше обострило ситуацию покушение в Белграде на черногорского епископа Будимлянского и Никшичского Иоанникия (Мичовича) и черногорского предпринимателя и общественного деятеля Миодрага Дака Давидовича. Так, 10 декабря 2019 года во время их совместного обеда раздалась стрельба: Давидович был ранен в руку и госпитализирован. Полиция Сербии расследует преступление, но уже очевидно, что эта провокация направлена против деятельности владыки Иоанникия и Миодрага Дака Давидовича, последовательных сторонников сербско-черногорского единства.
Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий (слева) в Подгорице (Черногория) во время освящения кафедрального храма Воскресения Христова. 2013 год. Фото: patrarchia.ru
На этом фоне сегодня особую актуальность приобретает Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о ситуации в Черногории, принятое в июле 2019 года. Об этом в сегодняшнем комментарии телеканалу «Царьград» заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов:
В Русской Православной Церкви с глубокой тревогой воспринят тот факт, что проект Закона о свободе религии и верований и правовом положении религиозных организаций внесён черногорским правительством для одобрения в парламент страны, несмотря на серьёзные замечания, высказанные ранее Венецианской комиссией и правозащитными организациями. Несмотря на озабоченность Русской Православной Церкви и призыв её Священного Синода, выраженный в заявлении от 9 июля. Тогда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священный Синод призывали черногорские власти прекратить дискриминацию и подрыв единства Сербской Православной Церкви и возвысили голос в её защиту от произвола, от угроз вмешательства в её внутреннюю жизнь и отчуждения её имущества.
В упомянутом отцом Николаем Балашовым документе священноначалие Русской Православной Церкви проанализировало уже появившийся тогда дискриминационный законопроект и обратилось к православным христианам Черногории со словами поддержки, а к черногорским властям – с архипастырским призывом:
«С озабоченностью воспринимая последние инициативы черногорских властей, мы призываем их прекратить дискриминацию и подрыв единства Сербской Православной Церкви, возвышаем голос в её защиту, видя в духовной традиции, восходящей к святому Савве, многовековой исторический фундамент, на котором созидались черногорская православная культура и государственность. Священный Синод Русской Православной Церкви выражает братскую поддержку архиереям, духовенству и всем чадам Сербского Патриархата в Черногории».
Согласитесь, черногорская ситуация – абсолютная калька трагического украинского сценария. Те же самые «исторические грабли». И то, что черногорские православные архиереи сегодня поддерживают каноническую Украинскую Православную Церковь, вопреки давлению Фанара (который вполне может реализовать уже отработанный украинский сценарий в Черногории), называя псевдоправославных раскольников раскольниками, а самозванцев – самозванцами, наглядно демонстрирует их подлинное исповедничество. Исповедничество, подобное тому, что вот уже несколько лет в условиях самых настоящих гонений проявляет Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий и верные ему клирики и миряне.
В уже упомянутом Синодальном заявлении Русской Церкви также есть очень важные слова о том, что чада Сербского Патриархата в Черногории, «следуя заветам просиявших на этой земле великих святителей Саввы Сербского, Василия Острожского, Петра Цетиньского и священномученика Иоанникия Черногорско-Приморского, несмотря на трудные условия притеснений, сохраняют верность истине Святого Православия». Нет сомнений, православные черногорцы, надеясь на внешнюю поддержку, в первую очередь уповают на заступничество своих святых. И неслучайно несколько лет назад митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий в эксклюзивном интервью телеканалу «Царьград» произнёс очень жёсткие, смелые и глубокие слова:
У Черногории есть свой исторический и вековой путь. Уверен: если она хочет выжить и существовать на земле и в Европе, то она не может изменить свой путь. Когда Святой Пётр Второй Ловченский в возрасте 17 лет спросил у Святого Петра Цетиньского Тайновидца: «К кому мне теперь обратиться, что мне делать?» – тот ответил: "Верь в Бога и держись России". Это так и по сей день. Перед смертью он сказал: "Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому, кто бы из вас черногорцев пошёл против единоплемённой и единоверной нам России, дай Бог, чтобы у него у живого отпало мясо от костей и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей". Пусть подумают мои братья-черногорцы.
Добавить нечего. Пусть думают.