Твердыня Православия в центре Европы
Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отказался признавать украинских раскольников, поддержав каноническую Церковь на Украине
Самая большая проблема Православной Церкви сегодня — это церковный раскол на Украине и неудачная попытка Константинопольского Патриархата решить проблему "на коленке", односторонне, без диалога с канонической Церковью на Украине и с Русской Православной Церковью и в целом без общеправославных консультаций. В этом отношении Собор подтверждает свою нынешнюю позицию: наша Церковь не признаёт новосозданную псевдоцерковную структуру на Украине во главе с гражданами Денисенко и Думенко.
Эти слова официального заявления прошедшего буквально на днях Архиерейского Собора Сербской Церкви поставили жирную точку в отношении наших православных славянских братьев из Сербии к ситуации на Украине. Теперь эта позиция подкреплена соборным мнением сербского священноначалия. К слову, и до этого мало кто сомневался, что официальная позиция Сербской Церкви будет именно такой, тем более что её Предстоятель, Святейший Патриарх Сербский Ириней, уже неоднократно делал заявления в поддержку канонической Украинской Православной Церкви (самоуправляемой, но неотъемлемой части Московского Патриархата).
Сербская Православная Церковь не имеет косовских границ
Более того, ещё в конце 2018 года Святейший Патриарх Ириней в одном из своих интервью греческому информационному агентству «Ромфея» чётко дал понять, насколько критически Сербская Церковь относится к действиям Константинопольского патриарха Варфоломея на Украине — в землях Юго-Западной Руси, которые вот уже 333 года (с 1686 года) являются канонической территорией Московского Патриархата:
«Сегодня наша Церковь в большом искушении. Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, Вселенского патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви, учинять нечто, на что он не имеет права — признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию. Я верю, что все Церкви укажут, насколько это катастрофическое решение, чтобы избежать самого катастрофического церковного разделения. Надеемся, Господь спасёт нас от этого искушения».
Святейший Патриарх Ириней. Фото: www.globallookpress.com
К сожалению, стамбульский Фанар (небольшой квартал, где находится главная резиденция Константинопольской патриархии) ни тогда, ни в последующие месяцы так и не прислушался к предупреждениям православных славян. Причин тому множество, но главные — это политическая ангажированность фанариотов (не секрет, что патриарх Варфоломей и его предшественники уже много лет курируются из-за океана), а также греческий этнофилетизм (церковный национализм), в лучшем случае выражающийся в покровительственном отношении к православным славянам.
Не секрет, что патриарх Варфоломей и его предшественники уже много лет курируются из-за океана. Фото: www.globallookpress.com
В худшем же — в горделивом отношении к нам как к варварам. Несмотря на то, что на протяжении столетий именно государство Российское и Церковь Русская делали всё, чтобы помочь православным на завоёванных турками-османами землях Ромейского Царства, Византии.
"Косовска битка" - век XXI
Московский Патриархат никогда не требовал от Константинопольского патриархата благодарностей за многолетнюю поддержку. Более того, даже когда в 1920-30-е годы Фанар пытался воспользоваться бедственным положением Русской Церкви и фактически поддержал антицерковное либерально-обновленческое движение, священноначалие Московского Патриархата не стало разрывать евхаристические отношения с бывшим Константинополем. И только сейчас, когда Фанар попытался отколоть от нашей Церкви столь значимую её часть, мы пошли на это решение.
По сути, Сербская Церковь, поддержав нас на Украине, пошла ва-банк. К сожалению, её положение на Балканах намного сложнее нашего на постсоветском пространстве. С одной стороны, на неё точно так же нападают местные либералы, в последнее время развязавшие против Святейшего Патриарха Иринея кампанию травли и очернительства (за осуждение гражданского противостояния в самой Сербии). С другой — ситуация в Косове остаётся крайне напряжённой. Несмотря на то, что там уже ежедневно не разрушаются древнейшие православные храмы и монастыри (а именно Косово является истоком не только сербской государственности, но и церковности), положение сербского православного населения в этой самопровозглашённой албанской республике остаётся крайне тяжёлым.
Но и это только видимая часть айсберга проблем Сербской Православной Церкви. Так, в том же заявлении её Архиерейского Собора особый акцент делается на положении в республиках, «созданных на руинах бывшей Югославии»:
Дискриминация в отношении нашей Церкви присутствует в большей или меньшей степени почти везде — в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Северной Македонии и особенно Черногории, где недавно был принят антиевропейский и антицивилизационный законопроект о Церквях и религиозных организациях. Этот законопроект специально и преднамеренно дискриминирует Черногорско-Приморскую и Будимлянско-Никшичскую епархии и даже планирует захват священных храмов и передачу их в государственную собственность.
Стоит пояснить, что прозападные власти Черногории, затащившие эту этнически сербскую православную республику в НАТО, уже давно пытаются расколоть Сербскую Православную Церковь. Так, на территории Черногории создана маргинальная антицерковная раскольническая структура — так называемая «Черногорская православная церковь», которая на протяжении последних десятилетий сотрудничает с украинскими раскольниками-националистами, будучи очень близкой к ним как в плане своего генезиса (создания при поддержке западных кураторов), так и в идеологическом смысле.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Ириней. Фото: www.patriarchia.ru
Но и это ещё не всё. На территории Республики Македония (с недавних пор с подачи Запада ставшей «Северной Македонией») уже давно действует раскольническая «Македонская православная церковь». Она не является столь агрессивно политизированной и националистической, как украинский и черногорский расколы, однако также дискриминирует сербское православное население и клириков Сербской Церкви:
«Остаётся сложным состояние нашей автономной Охридской митрополии в Северной Македонии, где в настоящее время нет прямых гонений на архиепископа Иоанна, епископов, клириков, монахов и верующих, но над их головой постоянно висит Дамоклов меч нового судебного преследования. Несмотря на это, наша Церковь по-прежнему готова к диалогу с тамошней Церковью, которая на протяжении десятилетий пребывает в расколе. Сербская Церковь выступает за решение проблемы на канонической основе».
Кроме того, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви отдельно остановился и на дискриминации православных в Боснии и Герцеговине со стороны мусульман, а также в Хорватии со стороны римо-католиков. Последняя ситуация очень напоминает гонения на православных со стороны униатской Украинской греко-католической церкви. Увы, римский папа Франциск, несмотря на свою лицемерную либеральную филантропию, не делает ничего, чтобы защитить православных христиан от католической дискриминации на Западной Украине и в Хорватии.
Римский папа Франциск не делает ничего, чтобы защитить православных христиан от католической дискриминации на Западной Украине и в Хорватии. Фото: www.globallookpress.com
И сейчас, как и в далёком прошлом, сербы отлично осознают, что только в единстве с русскими православными братьями они могут отстоять свою веру в своих землях. По сути, именно Сербская Церковь остаётся последней твердыней, крепостью Святого Православия в центре Европы. Осознавая материальную слабость своих позиций, она чувствует свою духовную силу. А потому не страшится поддержать нашу Церковь на Украине. И эта поддержка значит намного больше, чем может показаться на первый взгляд.
Живела Србиjа! Живела Русиjа!