Сможет ли Трамп победить Хиллари
Если не случится никаких форс-мажоров, соперники президентской гонки определились
С выходом из республиканских праймериз последнего соперника Дональда Трампа - губернатора Огайо Джона Кейсика - шансы скандального миллиардера получить республиканскую номинацию превратились из высоких в практически 100-процентные. Однако на его пути к президентству стоит соперник посерьезнее. Обойти Хиллари Клинтон Трампу будет очень непросто. Хотя и возможно.
РЕШАЮТ ФИОЛЕТОВЫЕ ВЫБОРЩИКИ
Если смотреть на общие опросы, то Хиллари обходит Трампа примерно на 6 процентов. С одной стороны, достаточно серьезный по американским меркам разрыв. С другой стороны, из-за особенностей американского законодательства (по которому все выборщики от штата отдаются победителю, даже если этот победитель опередил конкурента лишь на пару процентных пунктов) общий рейтинг не всегда является залогом победы. Эл Гор в 2000 году обошел Джорджа Буша-младшего по числу голосов, но уступил по количеству выборщиков. В 2004 году действующий президент-республиканец получил на 3 миллиона голосов больше, чем его соперник-демократ Джон Керри, однако, по мнению экспертов, если бы в штате Огайо 60 тысяч сторонников Буша проголосовали за Керри, то последний выиграл бы президентские выборы.
В рамках американской демократии хозяина Белого дома определяет не рейтинг среди избирателей, а число выборщиков у него в копилке. Для победы кандидат в президенты должен получить голоса 270 выборщиков, и демократам это сделать проще, чем республиканцам.
С точки зрения избирательной кампании, в США существует 3 вида штатов. "Синие" - это те, которые традиционно голосуют за демократов - например, Нью-Йорк или Калифорния. Трамп может выиграть там республиканские праймериз и получить их голоса для победы над Крузом, однако на общих выборах голоса их выборщиков скорее всего уйдут в копилку Хиллари. Есть штаты "красные" - республиканские, например тот же Техас. Они будут голосовать за "слонов" даже в том случае, если во главе стада будет шествовать такой сомнительный республиканец, как Дональд Трамп. Третий вид штатов - "фиолетовые" (смесь красного и синего), или колеблющиеся, где население не имеет четких партийных предпочтений и выбирает исходя из ситуации. Классическим примером такого штата является Огайо.
Неудивительно, что этим штатам кандидаты в президенты уделяли огромное значение, и особенно много их внимания перепадает именно Огайо - достаточно крупному штату (18 выборщиков), где живут, судя по всему, самые проницательные с политической точки зрения американцы. Начиная с общих выборов 1964 года они ни разу не ошибались, постоянно голосуя за того кандидата, который в конечном счете и занимал Белый дом. Неудивительно, что в США сложилось некое поверье, и кандидаты сделают все возможное для того, чтобы взять "Каштановый штат". Сейчас Хиллари опережает там Трампа примерно на 3 процента, однако не стоит забывать, что губернатором Огайо является республиканец Джон Кейсик, а значит, административный ресурс на стороне Трампа.
Проблема для республиканцев в том, что им нужно завоевать гораздо больше "фиолетовых штатов", чем демократам. В ходе последних 6 президентских кампаний 18 штатов а также округ Колумбия традиционно были "синими" и в совокупности давали демократам 242 голоса выборщиков. Для победы демократам оставалось набрать 28 голосов в остальных штатах. Для сравнения, у республиканцев "красных штатов" было лишь 13, которые в совокупности давали им всего 102 голоса. Соответственно, им нужно набрать около 160 голосов "фиолетовых"
Задача, казалось бы, неосуществимая, однако тут в дело вступает фактор Трампа - самого интересного кандидата в президенты от мейнстримной партии за последние годы. И фактор Хиллари - одного из самых противоречивых кандидатов от демократов.
ФАКТОР ХИЛЛАРИ
Да, у Трампа есть серьезные проблемы с некоторыми сегментами избирателей. Например, низкие рейтинги среди белых женщин и белых выпускников колледжа (29 процентов и 23 процента соответственно). Кроме того, ряд республиканцев считают его "ненастоящим консерватором" и не собираются за него голосовать. В результате Трамп даже может проиграть некоторые "красные штаты" (вроде Аризоны, где в конце апреля Хиллари обходила его на 7 процентов).
Однако Трамп может и выиграть "синие" (например, Пенсильванию). Точнее, Хиллари может их проиграть. Да, она позиционирует себя как наследницу нынешнего президента и пытается заручиться поддержкой так называемой коалиции Обамы (широчайшего спектра социальных групп, которые в 2008 и 2012 годах за него голосовали). Однако проблема в том, что у Хиллари - колоссальный антирейтинг, репутация скандальной и "патологически лживой" дамы. Ее опыт политического руководства в Госдепе, мягко говоря, очень сомнительный. У Хиллари нет никаких достижений на посту госсекретаря, а вот громкие провалы были (начиная от "перегрузки" отношений с Россией и заканчивая жестоким убийством американского посла в Ливии). И это уже не говоря о том, что Хиллари Клинтон представляет собой сосредоточие, символ так называемого вашингтонского истеблишмента, к которому в США достаточно сложное отношение. Трамп же со своей неполиткорректностью и прямотой позиционируется как борец с ложью и истеблишментом.
В пользу Трампа играет и упорство Берни Сандерса. Его шансы на номинацию даже меньше, чем у Теда Круза и Джона Кейсика перед уходом последних. Да, Хиллари опережает его лишь на 300 с лишним голосов "гарантированных" выборщиков (1683 против 1362). Однако с учетом обещавших отдать ей голоса суперделегатов (представителей партийного истеблишмента, которые могут голосовать на конвенте благодаря своему статусу и составляют примерно 15 процентов всех демократических выборщиков) у Хиллари сейчас более 2200 голосов. Для автоматической победы в битве за номинацию ей нужно получить еще 180 голосов, и, поскольку на демократических праймериз в штатах идет пропорциональное распределение выборщиков исходя из результата кандидатов, она получит эти голоса даже в том случае, если проиграет все оставшиеся штаты. В той же Индиане, которую Сандерс выиграл, проигравшая Хиллари получила аж 38 выборщиков.
Однако, несмотря на это, Сандерс не сдается и собирается идти до конца. Он надеется на открытое голосование на конвенте, в ходе которого суперделегаты могут изменить свою точку зрения - например, из-за какого-то скандала вокруг Хиллари. А это означает продолжение скандалов, взаимных обвинений и раскола среди демократического электората, который будет лишь повышать антирейтинг Хиллари. В то время как республиканцы, наоборот, будут зализывать раны праймериз - поднимать рейтинг Трампа среди электората, выбирать ему правильного кандидата в вице-президенты и т.п. Таково было решение партии, и даже Тед Круз - жесточайший противник Трампа - не рискнул в прощальной речи обратиться к своим "миньонам-евангелистам" с просьбой не голосовать за скандального миллиардера. Поэтому не исключено, что республиканцы успеют до ноября сплотить свой электорат и вернуть веру в Трампа среди тех же избирателей Аризоны.