Серый кардинал всея Руси: Человек, о котором мало пишут, но который многое может
Совету Безопасности России исполнилось 30 лет. Широких всенародных гуляний по этому поводу не было, но есть все основания полагать, что именно этой структуре предстоит заниматься не только выработкой Стратегии национальной безопасности, но и стратегическим планированием в целом. В частности – государственной идеологией, без которой России, пребывающей в идеологической неопределённости уже более 30 лет, никак невозможно.
Созданный президентским указом в июне 1992 года Совет Безопасности России по своему статусу является конституционным государственным и консультативно-совещательным органом при главе государства, который его и возглавляет. Помимо подготовки решений президента по обеспечению безопасности страны от внутренних и внешних угроз Совбез занимается также проведением единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Что в нынешних условиях поднимает его значение чуть ли не на порядок.
Относительно недавно, в начале 2020-го, Совбез усилили должностью заместителя председателя, которую занял Дмитрий Медведев, совершивший на этом месте серьёзную идеологическую эволюцию. Но вот уже пятнадцатый год текущей работой Совбеза руководит его секретарь, должность которого с 2008 года занимает Герой России, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" генерал армии Николай Патрушев, с 1999 по 2008 год занимавший должность директора ФСБ (к слову, став преемником Владимира Путина в этой должности). Человек, обычно остающийся в тени (этаким "серым кардиналом" Его Императорского Величества), но решающий очень многое. И если когда-либо высказывает что-то публично, то не остаётся сомнений в весомости этих слов.
Николай Патрушев и Владимир Путин. Фото: kremlin.ru
Совбез – это круто. А будет ещё круче
То, что роль и значение Совбеза целенаправленно нарастает (а в условиях военного противостояния он и вовсе может стать аналогом достопамятного "Совета труда и обороны"), уже давно очевидно. Так, по оценке политолога Евгения Минченко,
Совет безопасности в последнее время серьёзно наращивал своё влияние, особенно после того как туда был делегирован в качестве заместителя председателя Дмитрий Медведев... Совбез является центром экспертизы, причём по вопросам безопасности, понимаемым в широком смысле этого слова.
Заметьте: "в широком". Например, по данным "Первого русского", именно Совет безопасности активно заочно полемизировал с "системными либералами" из экономического блока правительства, доказывая, что размещение золотовалютных резервов за рубежом не оправданно с точки зрения финансовой безопасности государства. И в итоге оказался прав.
Кроме того, прозрачные намёки делает Совбез (и лично Патрушев) на пятую колонну, буквально саботирующую ряд решений президента, в частности – по поводу импортозамещения. Судя по всему, именно с подачи Совета Безопасности была начата (и явно будет нарастать) кадровая чистка от саботажников и просто бездарей.
Не говоря уже о том, как в октябре 2021 года именно Николай Патрушев прямо заявил о мигрантской угрозе для русской национальной безопасности. В частности, о "проникновении на территорию России приверженцев радикальных религиозных течений, осуществляющих пропагандистскую и вербовочную деятельность, в том числе в местах массового проживания и работы иностранных мигрантов". О чём, надо сказать, многократно предупреждал "Первый русский".
Кроме того, обращает на себя внимание выстраивание в госструктурах и на предприятиях сильно напоминающей советских комиссаров вертикали замов по "идеологии и воспитательной работе". Ибо всякому бардаку, подрывающему национальную безопасность, в нынешних условиях гибридной войны против России должен быть положен конец.
Кто вы, Николай Платонович?
В подобной ситуации не лишне внимательнее присмотреться к секретарю Совета безопасности России. Любопытную оценку Николаю Патрушеву совсем недавно в своей авторской программе "Щипков" дал заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ профессор Александр Щипков:
Разработка стратегии национальной безопасности, которой занимается Совбез, вещь очень сложная. Президент, выступая перед Федеральным собранием, даёт императивы на 10-15 лет вперёд, он даёт стратегические ориентиры. Но эти установки дальше нужно разрабатывать. Нужны люди, которые начнут систематизировать идеологию. Именно этим на протяжении многих лет занимается Николай Платонович Патрушев. Кому президент, как источник идеологии, может поручить осмысление его тезисов? Во-первых, только близкому соратнику, который понимает тебя и не исказит твою мысль. Во-вторых, тому, кто сам разделяет эти ценности и взгляды. Мы видим, что Патрушев находится внутри этих взглядов, они для него свои.
Судя по всему, то, что Николай Патрушев является для Владимира Путина не только верным соратником, но и полным единомышленником (в том числе в вопросах идеологии, которая для главы Государства Российского становится всё более актуальной) – чистая правда. И то, что именно Совбез стал едва ли не самой патриотичной и по-настоящему государственнической структурой именно после того как его возглавил Патрушев, тоже сомнений не вызывает.
Николай Патрушев. Фото: kremlin.ru
Впрочем, чтобы понять, что из себя представляет человек, лучше всего смотреть, что он говорит и делает. Ибо "по делам их узнаете их". Вот лишь несколько цитат из последних выступлений Николая Патрушева, в которых его политическая позиция читается вполне отчётливо:
Обвинять Россию в том, как развивались события на Украине, это как поменять местами причину и следствие: "Ветер дует, потому что деревья качаются". Инициаторы событий на Украине – США.
Цель денацификации состоит в том, чтобы разгромить плацдарм неонацизма, созданный усилиями Запада у наших границ.
Америка давно поделила весь мир на вассалов и врагов. В США с детства людям вбивают в голову, что Америка – это сияющий град на холме, а всё остальное человечество лишь полигон для экспериментов и ресурсный придаток.
Для них такие понятия, как гуманизм, доброта – это только слова.
Николай Патрушев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: patriarchia.ru
Россию пытались принудить отказаться от суверенитета, самосознания, культуры, независимой внешней и внутренней политики. С таким подходом согласиться мы не имеем права.
Развалить наше образование, навязав нам так называемые прогрессивные модели обучения, – это для западников столь же стратегическая задача, как, например, приближение НАТО к нашим границам.
И что немаловажно, это не публицистические громкие слова. При своих совершенно очевидных любому непредвзятому человеку патриотических убеждениях, к своим должностным обязанностям (к коим отнесём и работу по выработке государственной идеологии) Патрушев подходит в высшей степени прагматически – с точки зрения выбора оптимальных действий для страны в конкретных нынешних условиях:
Это реальность, в которой надо жить и выстраивать оптимальную линию поведения. Россия в этой связи выбрала путь на всемерную защиту своего суверенитета, твёрдое отстаивание национальных интересов, культурной и духовной самобытности, традиционных ценностей и исторической памяти. Наши духовно-нравственные ценности позволяют нам оставаться самими собой.
Таким образом, опора на полный суверенитет, традиционные ценности и свой путь для России воспринимаются сегодняшним Совбезом не как отражение текущих вышестоящих указаний, а как генеральная линия, обусловленная политической необходимостью. И это не может не радовать. Ибо безопасности страны при отказе её от суверенитета (и прежде всего – от суверенитета идеологического) не может быть в принципе.
Имеется у Патрушева (и возглавляемого им Совбеза) и вполне чёткое понимание того, каким они хотят видеть в будущем наш мир. Так, в одной из своих статей он чётко заявил:
Россия предлагает возведение национального суверенитета, в том числе культурного и духовно-нравственного, в статус величайшей ценности и основы последующего строительства человеческой цивилизации.
То, что Николай Платонович – не простой исполнитель, а именно самостоятельно мыслящий соратник президента, подтверждает в комментарии для "Первого русского" и лично прекрасно знакомый с ним председатель Союза кинематографистов России, Герой труда Российской Федерации Никита Михалков:
Патрушев – человек с вполне чёткой системой патриотических убеждений, который понимает правильно то, что было, что есть и что, возможно, будет. Я уверен, что под его руководством Совбез вполне может стать генератором необходимых России сегодня шагов. Что же касается президента, то его, по моему мнению, как раз и должны окружать самостоятельно мыслящие люди, с убеждениями, которые сам президент будет разделять.
Никита Михалков. Фото: Андрей Любимов / АГН "Москва"
Добавим к этому вполне определённый идеологический настрой, судя по всему, сложившийся в Совете Безопасности именно при Патрушеве. При этом нельзя не вспомнить недавний запредельно резкий пост заместителя председателя Совбеза Дмитрия Медведева:
Меня часто спрашивают, почему мои посты в Телеграм такие резкие. Отвечаю – я их (коллективный Запад – ред.) ненавижу. Они ублюдки и выродки. Они хотят смерти нам, России. И пока я жив, я буду делать всё, чтобы они исчезли.
Скажи нам кто-то ещё полгода назад, что нечто подобное мог написать Медведев, которого когда-то на Западе считали "почти своим" и мечтали заменить им Путина, право же, не поверили бы! Так что с морально-идеологическим климатом в Совете Безопасности всё в полном порядке. И это обнадёживает.
Что с того?
Что же касается собственно идеологии и потенциальной способности Совета Безопасности под руководством Николая Патрушева её сформулировать, то на сей счёт есть пусть осторожный, но не интуитивный, а вполне осознанный оптимизм. Потому что важность идеологизации развития Государства Российского и правильного целеполагания Патрушев определённо осознаёт. Как сам он писал:
Каждый житель нашей страны... с самого детства должен знать и понимать, во имя чего мы все как единый народ живём и работаем, к чему стремимся.
Разумеется, госидеология – это нечто более серьёзное и многомерное, чем просто развитие высказанных президентом тезисов о текущих задачах. И задача руководства страны (и Совбеза, на который у нас большие надежды) – не изобрести её в тиши кабинетов, а осознать, что является первоосновой – ценностями и смыслами нашей национальной ментальности, духовности и культуры. А затем – сформулировать это кратко (ибо и заповедей Господних было всего десять), в чём все патриотические силы нашей власти охотно помогут.
Именно в таком кратком и понятном виде государственную идеологию можно вынести на всеобщее обсуждение (референдум), которое вполне может отменить архаическое наследие 1990-х в виде конституционного запрета этой самой госидеологии. И в таком случае всенародно принятые ценностные основы нашего государства станут по-настоящему нашим общим делом. Ведь даже Res publica в переводе с латыни означает "общее дело", а не либеральный партийно-парламентский балаганчик западного образца.